Изображение Поездка  на Лах

Поездка на Лах

Друзья меня встретили, как договаривались, в аэропорту города Южно-Сахалинска, и через полчаса мы уже были в гостинице. Первый выезд на рыбалку мы намеревались осуществить на западное побережье острова, в реках которого в это время, по рассказам моих друзей, можно неплохо половить ленка и щуку.

Нам предстояло проехать на машине несколько десятков километров вначале по федеральной трассе на север, затем по совершенно «убойной» дороге еще сотню до бывшего поселка под милым названием Дружба, там загрузить все вещи на снегоход с нартами и добраться до неплохой речки Лах, которая берет начало в районе перевала Угрюмый и впадает в Татарский пролив. На всем протяжении реки нет ни жилья, ни следов человеческого присутствия. Мне и раньше приходилось бывать в этой стороне острова, только в самых верховьях Лаха — мелкой и неказистой, заваленной упавшими деревьями речушки. Знал не понаслышке, что рыба в ней есть, даже сам ловил ленков. Однажды поздней осенью мне пришлось несколько дней «поплутать» в тех местах. Всё завершилось благополучно — мне удалось самостоятельно выбраться из дремучей тайги к «жилухе», — но тот случай я запомнил на всю жизнь.
Без особых приключений добравшись до Дружбы, мы загрузили нарты, тщательно увязали и упаковали весь груз, и наш снегоход начал отсчитывать первые километры по белому бездорожью побережья Татарского пролива.

Между материком и островом было всего несколько километров, поэтому мы хорошо видели противоположный берег. Растительность на севере Сахалина довольно бедная, сильные ветры и низкая температура в этих местах не дают деревьям и кустарникам достигнуть нормальных размеров. Проехав несколько километров, друзья предложили сделать небольшую остановку для проверки крепления груза и короткого перекура. Также было единодушно одобрено предложение «принять по несколько капель на грудь» за успех нашей экспедиции. Мы быстро сообразили импровизированный стол, нарезали колбаски и сала, разлили по стаканам и под первый тост «За удачу!» принялись закусывать.

Вдруг я заметил, что в нашу сторону по берегу приближается рыжая лисичка. Она двигалась к нам совершенно без боязни, наши фотоаппараты были наготове, и нам не составило труда сделать несколько кадров обычно осторожного зверя. Лиса приблизилась примерно на 7–8 метров и стала с любопытством нас рассматривать. Мы кидали в ее сторону куски хлеба и колбасы, и, что интересно, все моментально проглатывалось неожиданным гостем. Ребята были бывалыми таежниками и много интересного повидали в своих походах, но такой смелости от зверя не ожидали.
Довольные столь неожиданной встречей и отличными снимками, мы двинулись дальше. Пилот нашего снегохода Александр уверенно и грамотно управлял транспортом в довольно сложных условиях сахалинской тундры, и вскоре мы прибыли к пункту назначения. Весна понемногу вступала в свои права, кое-где была видна земля, под снегом накопилось порядочно талой воды. Иногда нам приходилось спрыгивать с нарт и буквально выдирать их из мокрого снега. Мы быстро приготовили рыбацкие снасти, каждый из своего арсенала достал самую «уловистую» блесну.
Лед был очень толстым, и нам пришлось хорошо попотеть, чтобы пробурить лунки. Я нацепил на удочку блесну «Профессор». Рыбаки со стажем знают, что это классическая финская блесна для ловли щуки и лососевых рыб в озерах или реках. Угадайте с трех раз, кто поймал первую «рыбку»? По рыбацкой теории, если среди профи затесался один «чайник», то первую рыбу ловит, разумеется, он. Правильно, этим «чайником» был я. Как оказалось чуть позже, я не прогадал, и уже через несколько минут у моих ног кувыркался первый красавец ленок на пару килограммов, который к тому же оказался с икрой. Парни без тени зависти поздравили меня с первым уловом, и мы отметили этот успех.

Изображение

Вскоре каждый из нашей команды отличился кто щукой, кто ленком. Стояла прекрасная погода, по-весеннему светило яркое солнце, рыба активно брала на блесну с насадкой короеда. Когда на льду уже красовалось несколько десятков неплохих щук и ленков, было принято единодушное решение выдвигаться в сторону избушки, в которой мы предполагали расположиться на ночлег. Сборы выловленной рыбы и упаковка вещей на нарты заняли несколько минут, и мы медленно тронулись. Сразу заметили, что ехать стало значительно трудней: снег пропитался водой, и в некоторых местах нам приходилось спрыгивать с нарт и помогать вытаскивать их на сухое место. Но это были мелочи для здоровых мужиков. Наш проводник прекрасно знал местность и вскоре лихо подкатил к лесной избушке. Растопка железной печурки потребовала немного времени, и вскоре в избе стало тепло и уютно. Мы сообразили настоящую сахалинскую уху из пойманной рыбы, обильно запили наш ужин крепким чаем и еще раз обменялись впечатлениями о прошедшей рыбалке. Ребята вспомнили также несколько поучительных случаев из своей богатой рыбацкой практики. Наутро было решено поехать на старое место, а также проверить другие места рыбалки.

Погода изменилась в худшую сторону: с утра был небольшой морозец, дул порывистый ветер, над нами стремительно проносились облака, и только на короткое время появлялось солнце. Но это не мешало рыбалке: то один, то другой из нашей команды выдергивал очередного ленка или щучку. Правда, клев был не таким активным, как вчера. Ближе к обеду мы задумали сварить настоящую уху на костре, и вскоре по округе поплыл дразнящий запах. После обеда мы решили проехать по другим местам рыбалки, которые отлично знал наш проводник. Но, очевидно, сегодня был не очень благоприятный день для ловли, и мы, не дожидаясь наступления темноты, направились к избе. Возле нашего временного жилища мы обнаружили свежие следы росомахи — нахального и осторожного лесного зверя, приносящего охотникам немало хлопот.

Изображение Улов первого дня нас порадовал, и охотку мы сбили.
Улов первого дня нас порадовал, и охотку мы сбили.

На ужин Михалыч — организатор и идейный вдохновитель нашей поездки в этот уголок Сахалина — приготовил обалденное блюдо из рыбы, картофеля и зелени. После «разбора полетов» мы завалились спать пораньше, поскольку за два проведенных на свежем воздухе дня сильно устали. Мы рассчитывали утром еще раз порыбачить и, если рыбалка будет не очень успешной, выдвигаться в сторону поселка, где оставили машину.

Утром встали пораньше, быстро перекусили и тронулись к месту рыбалки. По дороге на высоком дереве в громадном гнезде увидели белохвостого орлана и его «хозяйку». Ребята рассказали, что этот хищник садится на яйца рано, когда кругом все в снегу…

Вновь речка порадовала нас несколькими щучками, взятыми на живца. Но на блесну ленок и щука брали неактивно, хотя мы и привезли разнообразный арсенал «железа». Также пробовали разные мормышки с короедом, но, очевидно, что-то не так было с погодой. Однако охотку мы, как говорится, уже сбили…
Главное — и это было наше единодушное мнение — мы великолепно отдохнули на природе, наши лица от солнца и свежего ветерка стали темными. В нашей памяти остались встречи с лесными обитателями, и нам удалось сделать много замечательных фото. А на рыбалку в это место мы постараемся выбраться еще раз.