Еще недавно ловля спиннингом была для меня задачей, не имеющей решения. Я даже думал, что никогда не освою этот рыболовный инструмент. Пробовал разные приманки и оснастки – все впустую! Но стоило с помощью друга, Андрея Савельева, поймать первого маленького окушка, как дело сдвинулось с мертвой очки. Теперь таскать окуней спиннингом получается неплохо, почти как обычной удочкой…

Все дело в выборе и в ощущении инструмента, которым работаешь: палочка плюс оснастка. Ну и конечно в условиях, где приходится трудиться, то есть - в водоеме. А водоемы бывают разные. Например, мне посчастливилось успешно стартовать на реке, причем с быстрым течением и зацепистым дном... Я говорю об Оке в районе Серпухова.

На тот момент я, перепробовав массу вариантов ловли, решил все-таки остановиться на разнесенной оснастке, то есть научиться ловить с отводом, используя в качестве приманки твистеры и виброхвосты. Однажды довелось мне наблюдать, как этот способ приносит рыбакам хорошие уловы, по крайней мере, в численном измерении. Андрей, рыбак достаточно опытный, владел таким способом. По этой причине я и попросил его стать моим учителем и наставником.

В это место на Оке мы приехали с Андреем впервые. Взяли несколько палочек (хотели подобрать оптимальный вариант), но все с довольно серьезными тестами: предполагалось, что забросы должны быть дальними и, соответственно, оснастка увесистой. Однако, как показала практика, рыба водится и у берега тоже, где более деликатными удилищами ее ловить удобнее.

Сама оснастка выглядит достаточно просто и вяжется из обычной монофильной или флюорокарбоновой лески толщиной 0,2 - 0,3 мм. Поводок с офсетным (или обычным) крючком N 10 или N 12 длиной не менее метра крепится к вертлюжку. В то же кольцо вертлюжка следует привязать основную леску или промежуточную, длиной 40-50 см, к концу которой также привязан вертлюжок для соединения с основной леской. К свободному (нижнему) кольцу первого вертлюжка, который соединяет поводок и основную леску, привязывается отвод из лески длиной 20-30 см, который завершается грузиком. Для водоема с сильным течением, каким является Ока в выбранном нами месте ловли, мы использовали грузики не менее 28-30 г. И те сносило в два счета.

Вообще разнесенная оснастка имеет очень много параметров, от которых напрямую зависит уловистость. В первую очередь это длина поводка и длина отвода с грузом. На мой взгляд, желательно подготовить 5-7 оснасток на мотовилах, чтобы во время рыбалки их можно было оперативно менять, подбирая, таким образом, самую эффективную.

Грузики также могут различаться не только по весу, но и по форме, что влияет на маневренность и уловистость оснастки. Например, каплевидные вытянутые грузы («колокол» и ему подобные) дают лучшее представление о донном слое, нежели плоские «ложки». Кроме того, разные грузики создают различные шумовые эффекты при проводке (это может как привлечь, так и отпугнуть рыбу). Но, пожалуй, самый важный фактор при выборе груза – наличие на дне препятствий, вызывающих зацепы. Иногда их бывает очень много. Вытянутый груз реже зацепляется, нежели шарик-чебурашка. Кстати, именно поэтому на проблемных участках рыбаки нередко используют так называемую тирольскую палочку, или «балеринку» (оливку, закрепленную на упругой стальной проволоке длиной 10-15 см). Такие усовершенствованные грузики позволяют обойти щели между камней, не заваливаются под камни и пр.

Крючки в свою очередь могут применяться самые разнообразные - все зависит от имеющихся насадок и рыбы, которую планируется ловить. Мы, например, в день нашей рыбалки старались применять офсетники, как с узким загибом жала, так и с широким.

Что касается лески, то стоит сказать о двух преимуществах флюорокарбона: во-первых этот материал почти незаметен в воде, а во-вторых, он легче переносит трение по камням (то есть обрывов из-за потертостей будет на порядок меньше).

Пожалуй, это основное, что я бы пока сказал о разнесенных оснастках.

Перейду непосредственно к рыбалке. Нет ничего прекраснее, чем ходить по песчаному берегу, забрасывать приманки, крутить катушку… Еще желательно, чтобы рыба ловилась. Из имеющихся приманок, к сожалению, далеко не все привлекали рыбу. Я перепробовал штук пять-семь, а поклевок все не было. Это при том, что Андрею (который сам почти не ловил, а обучал меня правильно держать спиннинг, забрасывать, а также работать катушкой) были известны и размеры, и виды, и цвета беспроигрышных приманок. И я ими пользовался.

Пробовал я и разные виды проводок, хотя могу сказать, что основной является подмотка на 2-3 оборота с последующей паузой. В общем, то ли на бесклевье мы какое-то попали, то ли я такой ученик «способный»…

Честно признаюсь, в тот день я выудил только одного окушка, но он был первой в моей жизни рыбкой, выловленной спиннингом в пресноводном водоеме (прошлым летом, открыв для себя спиннинг на море, я тоже поймал несколько рыб, но другим способом). И это было счастье, смею заметить. Такое ощущение, что долго-долго не получалось завести «моторчик», а тут он завелся. Или это как езда на велосипеде – тысячу раз не получается, пока не схватишь нужный момент, зато потом испытываешь кайф.

Буквально через неделю после поездке на Оку я оказался на прекрасной реке Ветлуге (в рамках ежегодного фестиваля) с другими рыбаками. И, скажу прямо, мечтал выудить спиннингом хотя бы пару рыбок. Ловить-то я не умел.

Мечта осуществилась в первый же вечер. Я ради тренировки спустился к реке в вечерние сумерки с разнесенкой, которую заранее подготовил дома, и за несколько забросов выудил двух окушков, чем удивил не только себя, но и жену с дочкой. Было приятно, даже очень, но все же… я списал это на случайность.

А во второй раз ловил уже утром целенаправленно. И вот, как говорится, поперло! Такого количества окуней я не вылавливал никогда! Причем я не сходил с места. Забрасывал подальше с одной точки и тянул. Рядом стоящие рыбаки подходили, смотрели на приманку, на оснастку и отходили. Ну, в общем, это было для меня неожиданным сюрпризом, не скрою. Обычно это я посматриваю в сторону рыбачков-счастливчиков. А тут все наоборот.

У меня был нацеплен дюймовый виброхвостик цвета «машинное масло» и… уже через минут десять слышу, как этот цвет дошел до рядом стоящих. Я нацепил твистерок зеленовато-болотного цвета и, стоило мимо пройти еще одному «любознательному прохожему», как «коллеги» также стали менять цвет на зеленый… При этом я не хитрил, мне вообще не до окружающих было, просто приходится что-то заменять, ведь в месте лова постоянные зацепы и бесконечные обрывы… Кроме того, я впал в такое состояние, что не реагировал на происходящее вокруг. То есть я, конечно, видел (ибо не слеп) и слышал (ибо не глух), что творится в поле зрения, но без какого-либо отношения ко всему происходящему. Вообще, я человек скорее рассеянный, сбить меня с толку нетрудно, но тут каким-то чудесным образом стал другим. Даже не знаю, как это объяснить.

Но что удивительно, так это то, что вроде бы мои соседи-рыбаки ловили так же, как и я (в конце концов, у всех и спиннинги, и катушки, и приманки – почти одинаковые), но вот выуживал, можно сказать, я в гордом одиночестве. А ведь по сравнению с большинством из тех, кто приехал сюда, я ловить только-только учился… Феномен? Или угадал с местом и оснасткой, «пальцем в небо»? Не знаю.

Наверное, если бы я вылавливал не мелкого окуня, а рыбку покрупнее, то обловил бы по весу других рыбаков-лидеров (они отстояли от меня далеко, вне зоны видимости), но в тройку призеров я не попал, совсем чуть-чуть не хватило. Но это абсолютно не важно для меня! Важно, что я ощутил связь между собой, рыбаком, стоящим на берегу, и подводным миром с его рыбой, посредством своей рыболовной снасти. И увесистый пакет с резвыми полосатиками, как результат налаживания этого «контакта», стал приятной ношей в моем рюкзачке.

Прошло совсем немного времени. Я оказался на подмосковной Наре, где частенько бываю и люблю рыбачить. Достал кивочную снасть, которую также не так давно открыл для себя (особенно она мне полюбилась после применения самодельных мормышек), и стал ловить мелочевку для удовольствия. Вдруг сильный дождь вынудил меня свернуться. Я сел в машину, решив переждать непогоду, а когда ливень утих, захотел попробовать половить донкой. Собрал снасть, замесил прикорм, насадил пенопласт… и стал наслаждаться тишиной. К сожалению, только тишиной, потому что рыба не проявляла интереса к моей наживке. Через полчаса, сделав пару перезабросов и устав ждать, пошел за спиннингом. Нет, я не собирался устраивать «рыболовное многоборье», просто давно не был на рыбалке, а ловить хотелось очень сильно, и в машине оказались разные снасти.

Конечно, Нара не Ока и не Ветлуга, и спиннингом я здесь еще ничего не поймал (кроме маленькой щучки в юности, но это было давно и неумышленно), хотя попыток было немало, но все-таки попробовать можно.

И вновь та же разнесенка у меня в руках, спиннинг, длиной 2,7 м, катушка с плетенкой 0,1 мм. А оснастка связана… наверное, еще в прошлом году, хотя тогда она мне не принесла желаемого результата. И вот первый же заброс приносит мне окунька. Причем поклевка произошла практически у самого берега. Затем еще и еще… В общем, на уху я в тот день натаскал, впервые в жизни используя спиннинг на Наре. А вот на донку у меня так ни одной поклевки и не было, равно как и еще у пары фидеристов, подъехавших чуть позже.

Получается, что разнесенка не только стала приносить мне рыбку, но и выручает, когда другие снасти молчат.

Вдохновившись, удачным началом, я теперь с удовольствием осваиваю новые приманки и оснастки и приезжаю на реку только со спиннингом, который раньше брал, так сказать, про запас. Не забыть бы поплавок с кивком при таких делах!