Изображение Таёжное царство  тайменей

Таёжное царство тайменей

Перестала мелькать на сопках идущая по тонкой нитке отсыпанной щебнем дороги машина, добросившая нас до места, и вскоре затих звук надсадно ревущего мотора. Приехали, мы на реке, мечта сбылась.

Наверное, любой нормальный человек покрутил бы пальцем у виска, узнав, какие героические усилия были потрачены, чтобы попасть сюда.

Воля к победе, как известно, сдвигает горы, и вот мы втроем, Сергей Попов, Андрей Дегтянников и я, стоим на берегу реки Гонам. Каждый, наверное, думает о том, что нас ждут впереди огромные расстояния среди безлюдной тайги, встречи с дикими животными, красивая, нетронутая природа и, конечно, рыбалка. До вечера рубим из тонкого листвяка раму для нашего катамарана, упаковываем и укладываем снаряжение и продукты и на следующий день со стапеля трогаемся в путь.
В Большой Советской Энциклопедии читаем «Гонам — река в Якутии, левый приток Учуры, длина 686 км. Берет начало с северных склонов Станового хребта, течет на северо-восток по Алданскому нагорью. Главные притоки — Сутам и Алгама. «Гы» — по-эвенкийски — река. Первое упоминание о реке относится к 1643 году, когда русские землепроходцы во главе с Василием Поярковым вышли по Алдану, Учуру и Гонаму через Становой хребет к Амуру. В верховьях Гонама течет среди широкой высокогорной болотистой равнины, справа и слева от реки уходят вдаль огромные мари с ягодниками».

О том, что места совершенно глухие и в прямом смысле медвежьи (а встретили мы их немало), узнали на второй день сплава. Плыли, достаточно шумно беседуя «за жизнь» и посмеиваясь друг над другом. Река шириной метров 50, слева высокий берег, справа галечник метров 60 шириной и за ним густой ивняк. Мы почему-то временно смолкли, и в этот момент ивняк распахнулся и из него вылетел огромный черный шар и покатился к реке. Преодолев весь галечник секунды за четыре, черный шар на берегу встал на задние лапы и оказался неслабым медведем. «Ничего себе», — сказал Серега и почему-то показал на мишку пальцем. Но мишке произведенного эффекта оказалось мало, и он, не обратив на нас ни малейшего внимания, бросился в реку и поплыл, а нас-то потихоньку несет прямо на него! Расстояние метров двадцать. Тут мы всполошились не на шутку и крикнули ему, что он не прав. Мишка отвернул чуть в сторону, но реку добросовестно переплыл и, встав уже на левом берегу, опять огляделся и растворился в кустах. В дальнейшем по ходу сплава видели и фотографировали мишек еще не раз.

А сплав шел тяжело. Перед нашим приездом совсем не было дождей, и вода в Гонаме упала ниже некуда. Первая неделя сплава больше походила на хождение по воде в прямом смысле этого слова: то есть проплыли метров 200, потом слезли с катамарана и те же 200 метров протащили его по камням, потом все снова, и так целыми днями. При этом по закону подлости пошли дожди, и нудная изморось сопровождала нас день за днем, но, видимо, для подъема воды этого было мало.
Так и подошли к знаменитому Солокитскому каскаду порогов, тянущихся около 50 километров, ожидая, что здесь нас понесет как положено. Но не тут-то было. Огромные камни, лежащие в шахматном порядке, и между ними быстрая, но мелкая вода. Появились серьезные опасения, что приключения наши могут затянуться надолго, и, хотя с продуктами было все в порядке, решили немного затянуть поясок — надежды были на рыбалку. В самых верховьях из-за рыжей воды и того, что приходилось тащиться по низкой воде, нам было, конечно, не до рыбалки.

На следующий день выдалась теплая солнечная погода, и мы, подойдя к ледяному ручью, сбегающему с левого распадка, решили набрать вкусной водички. Серега дремал, Андрей с фотоаппаратом и бутылкой под воду убежал по ручью куда-то вверх, а я взял в руки свой испытанный спиннинг. Леска свежая (0,35), так что любая «акула» не страшна. На поводок прицепил колебалку «шторлинг».
Холодная светлая водичка ручья прижималась к берегу сильным гонамским течением, и прямо вдоль берега под пенной водой угадывалась глубокая продольная борозда.

«Просто не может быть, чтобы здесь не было рыбы», — подумал я и оказался прав. Второго заброса не понадобилось. Кто-то невидимый сильно рванул снасть из рук, и сразу запел фрикцион катушки. Сделав несколько забегов вниз и вверх по течению, метрах в 7 от меня на поверхности вывернулся неслабый таймень и опять ушел в глубину. Еще минут 15 перетягивания каната, и крепкая леска да помощь подбежавшего Сереги сделали свое дело — таймень лежал на прибрежном валуне. К сожалению, рыбина при вываживании умудрилась накрутить на себя леску, здорово пораниться, и вернуть ее к жизни не удалось. Потом, конечно, были всеобщая радость, примерная оценка веса (килограммов 9), и, как следствие, вечером рыба хе с луком и специями, уха и засолка, ну и 100 граммов за удачу, как без этого.
После этого рыбалка наладилась. Ниже порогов и особенно в устьях притоков с ледяной водой прекрасно ловился ленок. Берешь колебалку или вертушку потяжелее, к примеру, № 4, кидаешь в струю, и уже первая проводка, скорее всего, будет результативная. Причем, кроме веса блесны, все остальное значения не имело. Правда, такая рыбалка становилась слишком простой что ли… Хотелось борьбы с большой, могучей рыбиной, и удача все же улыбнулась, причем по счастливой случайность повезло опять мне.

Изображение По нашим прикидкам, рыбина тянула не менее чем на 15–16 килограммов. Вот такая выпала огромная удача.

Так же, как и в первый раз, после заброса сильнейший рывок чуть не вырвал спиннинг из моих рук, и началась борьба. Несколько раз таймень бросался вниз по течению, а я с трудом, на пределе прочности лески, подтягивал его к себе. Один раз он так уперся в дно, что я обреченно подумал: рыба сошла, и блесна села за камень, так как леска не сдвигалась с места. Потом я с ужасом вспомнил: когда наматывал леску на катушку, то не привязал ее к шпуле, и теперь ждал, что рыба просто полностью смотает леску и с ней уйдет.

Но, видимо, духи гор и реки были на нашей стороне, тайменя мы вытащили. Огромная рыбина несколько раз подпрыгнула на камнях и застыла. По нашим прикидкам, рыбина тянула не менее чем на 15–16 килограммов, вот такая выпала огромная удача.

После впадения в Гонам правого притока Сутама (в котором, кстати, воды было больше, чем в Гонаме) воды заметно прибавилось, и река, сжатая в горных ущельях, подарила нам такие пороги, о которых мы и не мечтали.

Впереди нас ждало еще одно неожиданное испытание. Все энтузиасты, сплавляющиеся по рекам Сибири, знают, как может быстро подняться вода в горных реках: применительно к Якутии с ее вечной мерзлотой, где мох долго впитывает дождевую воду, а потом разом отдает ее в реку, это справедливо вдвойне. Поэтому останавливаться на ночевку прямо на берегу, мягко говоря, не стоит — хочешь не хочешь, а надо подниматься повыше. Но пока, как говорится, не увидишь своими глазами… Началось с того, что, покрыв за день 60 километров, практически достигли Учура. Это большая мощная река, в которую впадает Гонам, и тут же, вблизи устья Гонама, впадает Алгома — красивая чистая река и, как считается, очень рыбная. В итоге, изменив своему правилу вставать на стоянку не позже восьми часов вечера, решили доплыть до Алгомы, зайти в нее и, найдя хорошее местечко, пару дней полазить по окрестностям.

Алгома впадает в Гонам несколькими большими протоками, и в них против течения мы просто не выгребли. И тут поняли, что уже темно, и вдобавок началась гроза.
Наконец встали, как оказалось поутру, на острове. По своим ощущениям, только заснув, я услышал крики Сереги и Андрюхи: «Лёха, вставай, бегом!» Еле разлепив глаза, я недовольно выглянул из палатки. То, что я увидел, повергло в шок. Катамаран болтался на веревке далеко в реке, которая с бешеной скоростью несла огромные деревья с корнями, кустами, кусками земли. Выскочив из палаток, собрались минут за 30, и при отчаливании наш островок затопило уже полностью. Вода прибывала еще сутки и, как сказали нам потом метеорологи на метеостанции Чюльбе, поднялась она аж на 8 метров. Так что — не шутите с водой.
А наш путь продолжался уже по Учуру. В устье левого притока Учура, реке Гыным, встретили первых людей, это примерно через 750 километров сплава. Они оказались группой ученых-зоологов и ботаников из Якутска. Конечно, причалили к ним, попили чаю, поговорили.

А наш путь продолжался вниз, к устью Учура — Алдану. Паводковые воды мощным течением несли нас к концу путешествия. В мутной воде рыбу мы уже, конечно, не ловили, да и, если честно, после почти месяца пребывания в тайге захотелось домой. Как говорится,
лошадка дом почуяла. Без приключений добрались до поселка Чагда в устье Учура. В город Томмот, до которого уже протянули железную дорогу, от Чагды четыреста с небольшим километров — добирались на моторной лодке с местным охотником. На мощном моторе летели вверх по Алдану, рассматривая знаменитые Алданские столбы — скальные выходы по берегам, стаи уток и гусей, разлетающихся справа и слева от лодки. Путешествие закончено. Немного грустно, что все уже позади, но в душе светлой радостью всплывают воспоминания о честной борьбе с тайменями, бившими кроваво-красными хвостами в кристально чистой воде. Ну и, наконец, окончание одной походной жизни одновременно является началом следующей…