Изображение Русская уха из английской рыбы

В то время как все расслаблялись и отдыхали, мы с водителями искали любую возможность половить рыбу

Планируя поездку на Открытый чемпионат Уэльса по спортивному ориентированию в качестве участника соревнований, очень надеялся, что в плотном их графике представится возможность где-нибудь порыбачить, но я никак не ожидал, что доведется половить на таком большом количестве водоемов.

Повезло с водителями. Спорткомитет России для команды Москвы выделил автобус, на котором 25 человек команды и 20 человек группы поддержки совершали это увлекательное путешествие. Водители оказались рыболовами и имели с собой достаточный запас различных снастей. К тому же соревнования шли шесть дней, плюс день тренировки и два дня отдыха. Все этапы соревнований проводились в разных районах Уэльса. Также наша команда выбила себе утренние старты, поэтому после тринадцати часов мы уже мчались в какое-нибудь ближайшее местечко, славившееся природными, культурными или историческими достопримечательностями.

ПОД СТЕНАМИ КАЕРФИЛЬСКОГО ЗАМКА

После первого дня соревнований нас привезли в город Каерфиль полюбоваться боевым замком (Caerphilly castl) постройки ХII века. Автобус оставили на платной автостоянке у реки Моэт (Moat). Группа сразу направилась к замку, который серой громадиной виднелся между прибрежных плакучих ив, а мы с водителями — Юрой и Анатолием — вначале пробрались через прибрежный кустарник, чтобы взглянуть на реку. Не найдя подходящего места, пошли вдоль реки. Переходя каменный мост, увидели мальчишек, удивших под его сводами в отвес на поплавочную удочку. Из разговора с ребятишками выяснили, что в реке Моэт водятся щука, лещ, карп, усач, окунь, плотва, линь и другая рыба. Дневной билет на ловлю в реке можно приобрести в рыболовном магазине, расположенном через дорогу напротив замка. Стоит он всего один фунт. На мой вопрос, как клюет, один из мальчиков кивнул головой и подбросил в глубокую прозрачную воду горсть разноцветных опарышей. Тут же я увидел выплывших из тени моста рыбешек, которые стали жадно хватать тонущий корм. Неторопливо мальчуган подбросил жирующим рыбам красного опарыша на крючке — и вот довольно крупная плотвица, вынутая из воды, забилась, сверкая серебром боков. Кроме плотвиц, в садке у ребят оказалось несколько стограммовых окуней, которые также хорошо брали на опарыша.

Анатолий с Юрой остались рыбачить с ребятами, а я пошел покупать билеты на ловлю. У крепости река широко разливается и разделяется на два рукава, омывая каменные стены со всех сторон. Сразу становится заметно, что река подпружена плотиной. По берегам сидело много рыболовов, в основном группами расположились подростки. У них было довольно приличное рыболовное снаряжение: матчевые или фидерные удочки, большие ящики для снастей, несколько коробочек с насадками — как правило, маринованная кукуруза и разноцветные опарыши. Все охотно отвечали на вопросы, демонстрировали, вынимая из длинных садков, свои трофеи. Так я сфотографировал группу веселых подростков с подлещиками.

За мостом, ведущим в главные ворота крепости, у ровной стены осоки я увидел двух мальчуганов, рыбачивших на спиннинг. У одного на конце поводка была джиг-головка с большим зеленым твистером, другой ловил на поверхностный воблер, проводя его вдоль края осоки. На мой вопрос тот, что ловил на воблер, продемонстрировал свой трофей. Я ахнул, когда он из опущенного в воду садка извлек примерно семикилограммовую щуку. В тот день я потерял большую часть времени на общение с молодыми рыболовами; когда вернулся к водителям, у них в садке уже плавало несколько окуней и плотвичек. Вечером в палаточном городке мы готовили на газовой горелке русскую уху из английской рыбы.

К СЕВЕРУ ОТ БРЕКОНА

Второй этап соревнований состоялся в заповедном местечке, расположенном в 45 км на севере от нашего базового палаточного лагеря (г. Брекон). На обратном пути мы остановились в маленьком городке Бьюис Велс (Builth Wells), через который протекает река Вая. Автостоянка здесь также располагается вблизи набережной с видом на старинный арочный мост, и в то время, когда все ринулись за покупками в город, мы с водителями стали размышлять, как подобрать ключик к секретам реки. А ловить здесь было непросто: вода мутноватая и быстрая. К тому же в этот раз прикормку купить не успели, а ту, что была, уже израсходовали. У водителей оказался батон белого хлеба. Мы стали его замешивать с землей, разводя речной водой в небольшом ведерке, и подбрасывать в воду, создавая кормовую дорожку, над которой делали проводку поплавочной оснастки с насажанным на крючок катышем хлеба. Выяснить, где купить билет на право ловли, мы не смогли, поскольку вблизи рыболовов не было, и только двое рыбачили на противоположном берегу. Поэтому вскоре пойманных пять крупных пескарей мы отпустили в реку. Хотелось поймать более крупную рыбу, и Юра полагал, что для быстрой реки предгорий лучшая насадка — червь. Но я, по возможности аккуратно изрыв палочкой ухоженный берег, так и не смог найти ни одного, хотя у воды были скопления сухих листьев. Наконец, Анатолий, надолго уйдя вдоль по берегу, вернулся с двумя красными подлистниками. Одного он отдал Юрию, который ловил в заводинке за кустами, а на второго стал ловить сам в проводку. Юрий сидел тихо поодаль от нас, и вдруг мы заметили, как он борется с крупной рыбой. Подойдя ближе, мы увидели, что он вывел на поверхность приличного язя. Тот не сдавался, стремясь уйти в сторону, но Юрий грамотно его утомил, однако берег был обрывист, а подсака у нас не оказалось… Словом, ушел язь. Естественно, мы расстроились, но ненадолго, поскольку вскоре подошел человек в штатском и попросил предъявить билеты на право ловли. Таковых у нас не было. Он стал оглядывать наши места, видимо, пытаясь обнаружить садок или ведерко с рыбой, и ничего не найдя, сказал, чтобы мы уходили, поскольку без разрешения ловить нельзя.

МОРЕ ЛЕБЕДЕЙ

Город Свэнси (Swansee) находится на западном побережье Уэльса и переводится как — море лебедей. Он расположен в глубине красивейшей бухты, славящейся песчаными пляжами и окаймляющими ее скалистыми берегами. Говорят, что во время перелета в бухте скапливается большое количество лебедей, отчего город и получил свое название.

Мы приехали сюда в день отдыха после трех дней соревнований. Наши ребята надеялись искупаться в море, но было время прилива, и на пляжах висели флаги, сигнализирующие о том, что в такое время купаться запрещено. К тому же вдоль берега курсировал джип береговой спасательной службы.

На этот раз водители не проявили рыболовной активности и направились с остальными туристами в город. Я же, взяв телескопический спиннинг и всевозможные оснастки к нему, отправился в сторону маяка, видневшегося на оконечности бухты. Через полтора километра ходьбы приблизился к длиннющему пирсу, построенному на очень высоких сваях. У входа на пирс стояла будка с билетером и висела табличка, что вход сюда платный, а день рыбалки стоит три фунта. Заплатив эту небольшую сумму, прошел к рыболовам. А их здесь оказалось порядочное количество. С середины пирса ловили в основном донными снастями. Морские донки, как правило, имеют длинные удилища быстрого строя и оборудованы большими инерционными катушками. Кормушки чаще всего не применяются. Обычная оснастка — патерностер, когда к концу лески привязано грузило, а выше него установлены поводки с крючками. Иногда дополнительный поводок крепится ниже тяжелого, скользящего грузила. Морские донки забрасывают обычно с берега и очень далеко, примерно на 80–100 м. С пирса же рыболовы в основном делали ближние забросы, потому что больше рыбы скапливается у свай, где она питается обрастаниями в виде мидий и других моллюсков, ракообразными и снующими здесь в большом количестве мелкими рыбешками.

Некоторые рыболовы ловили донками на морского червя, которого роют на здешних пляжах во время отлива. Их трофеями становились чаще всего кефаль, мелкая камбала, морской карась и другая рыба, пригодная для приготовления вкусных блюд.

Я вышел на край пирса. Здесь разместилось наибольшее количество рыболовов. Многие из них успешно ловили довольно крупную скумбрию, используя ярус с насадкой из кусочков рыбьего мяса или самодур. А я как раз и рассчитывал на эту последнюю снасть, которая припасена у меня для ловли черноморской ставриды и которую я на всякий случай прихватил с собой, ведь она на мотовильце, много места не занимает. Правда, мой самодур отличался от тех, какими ловили местные. У них всего по 3–5 поводков, и расстояние между ними большое, а на крючках красные кембрики с острыми хвостиками, свисающими ниже крючка. На моем же самодуре десять крючков, а на их цевье надеты белые кембрики. Я надеялся, что этой снастью сумею поймать хоть какую-нибудь рыбешку, а потом разделаю ее на филе и буду ловить на мясо рыбы. Но, совершив вблизи дна несколько манипуляций своей снастью, я очень быстро поймал первую скумбрию граммов на 300, потом вскоре попалась вторая. И я понял, что мой самодур работает не хуже тех, которыми ловили местные. Правда, потом, когда я пригляделся внимательнее, оказалось, и другие рыболовы экспериментировали с вариантами оснастки. У одних к крючкам был подвязан люрекс, у других крючки с красными кембриками чередовались с крючками, на которые были надвинуты белые кембрики. Некоторые ловили вообще на голые золотистые крючки. Скумбрия продолжала клевать с переменным успехом, и к тому времени, когда нужно было идти к автобусу, возле меня уже лежал увесистый пакет, в котором толкались боками упитанные рыбины.

При подходе к автостоянке я увидел, как джип буксирует из воды на специальном прицепе катер. В катере восседал счастливый рыболов, а по бортам торчали рыболовные снасти. Когда катер поровнялся со мной, я дал понять рыболову, что хочу его сфотографировать. Он приветливо поднял руки, а потом взял со дна и показал мне морского волка килограммов на шесть. Я сделал снимок и подошел узнать, где и на что ловил этот счастливчик. Оказалось, он рыбачил в трех милях от берега на глубине 60 футов (20 м) на донки. Насадкой служил тот же самый вьюнообразный живец — их у него в канне плавало множество. Еще мне рыболов рассказал, что лучше всего крупного морского волка ловить ночью, но для такой ловли нужно специально готовиться. Я, кстати, вскоре на набережной увидел рыболовов с закинутыми далеко в море донками и приготовленными для ночной ловли фонарями типа «летучая мышь».

[mkref=1838]

LAND RINDOD И ОЗЕРО БЕЗ НАЗВАНИЯ

Когда мы заехали на несколько часов в этот городок, я первым делом осведомился у местных жителей, есть ли здесь какой-нибудь рыбный водоем, и первые встречные указали в направлении парка, в котором оказалось великолепное, почти круглое озеро площадью примерно гектаров двадцать — названия оно не имело. Через каждые пятьдесят метров от берега выступали небольшие пронумерованные помосты для рыболовов. У меня было два часа времени и прихваченная у водителей поплавочная удочка.

Сидевший на одном из помостов рыболов, у которого в садке, кстати, плавал приличный карп (он ловил фидером на кукурузу), сказал мне, что билет на ловлю и насадку можно купить в сувенирном магазине, который располагался прямо на берегу. Туда я и направился. Добродушный продавец, у которого больше всего люди покупали пакетики с сухариками для кормления плавающих на озере лебедей, любезно рассказал мне, какая рыба водится в озере, и предложил небольшую упаковку с пареной зерновой смесью — что-то вроде птичьего корма, опарышей и кукурузу. Я купил всего понемножку — первое, второе и третье, все примерно по одному фунту, заплатил за билет (день ловли стоил 5,20 фунта) и отправился на указанный в билете номер пирса. Прикормив место, забросил удочку с двумя крючками, на один из которых насадил маринованную кукурузу, а на другой — пару опарышей. Поклевки долго ждать не пришлось, и вскоре на опарыша попалась примерно двухсотграммовая плотва. Через какое-то время поймал еще плотвичку, несколько меньшего размера. Словом, в тот день выловил пяток плотвиц, а поклевки карпа так и не дождался, а ведь, по словам продавца, в озере должны были в изобилии водиться лещ, линь, окунь, карась, щука. На обратной дороге я еще раз поговорил со встреченным ранее рыболовом, и он сказал, что сегодня погода совсем плохая для ловли. Но я был и без того счастлив, поскольку вдоволь налюбовался окружающим меня пейзажем с проплывающими красивыми лебедями и бьющим на середине озера фонтаном из пасти стоящей на хвосте огромной бронзовой рыбы.

В РОДНОМ ГОРОДЕ ШЕКСПИРА

В один из дней после соревнований мы заехали в Стратфорт на Авоне — город, в котором родился и умер Уильям Шекспир. После посещения дома-музея я отделился от группы и, перейдя мост через реку Авон, пошел вдоль ее берега в надежде познакомиться с условиями местной рыбалки. Наконец, я встретил рыболова. Он сидел под зонтом неподалеку от перекинутого через реку моста и ловил на два фидера. Уже накрапывал дождь, а когда я подошел к рыболову, вдруг начался ливень. Мне, однако, удалось перекинуться с рыболовом несколькими фразами и увидеть его трофеи, которые он при мне вынул из садка и отпустил в реку. В зеленоватую глубину уплыли два увесистых язя, три полуторакилограммовых леща и один усач. На мой вопрос рыболов ответил, что рыбу забирать с собой можно, но она ему не нужна. Из насадок, с помощью которых он добыл свой улов, были мне продемонстрированы черви, опарыш и горох. Еще рыболов сказал, что билет на однодневную рыбалку за три фунта можно купить в сувенирном магазинчике, расположенном у городского моста. Однако воспользоваться советами дружелюбного англичанина я не смог, поскольку сильный дождь лил в тот день не переставая, а я еще торопился попасть в церковь на противоположном берегу реки, где покоится прах великого Шекспира.