Чутье или мастерство?

Наши праотцы допустили большую ошибку, составляя Правила проб гончих, поставив мастерство перед чутьем

Наши праотцы допустили большую ошибку, составляя Правила проб гончих, поставив мастерство перед чутьем. Кто постоянно занимается нагонкой и охотой с гончей и является свидетелем работы чутьистой гончей, не может не удивиться суждениям некоторых «специалистов по гончим» о том, что качество чутья гончих выявить невозможно. Поэтому главным качеством гончих поставлено не чутье, а мастерство.

Это неверное суждение я оспорил еще в начале своей кинологической работы в журнале «Охота и охотничье хозяйство» статьей «О чутье гончих», т.к. наблюдая на нагонке молодую гончую во время побудки зайца после разбора его жиров, заметил, что гончая дошла до лежки только благодаря наличию у нее хорошего чутья, совершенно не имея ни малейшего опыта в так называемом мастерстве. Ну не будь у нее чутья, подтолкнувшего гончую на наследственный инстинкт, что здесь где-то спрятан твой завтрак и его надо поймать, она бы носилась от радости свободного гуляния в прекрасном лесу.


Чутье гончей (да и собаки вообще) – чудесный дар природы, и оно является одним из ведущих качеств собаки, позволяющий делать окончательное заключение заинтересовавшим ее явлением.


Только чутье позволяет гончей преследовать зверя по невидимому его пути следования. Мера чутья определяется количеством времени при разборе жиров, отдачи голоса в добор (от состояния еще и нервной системы гончей), времени на добычу зверя, ровностью гона, количеству сколов и перемолчек, манерой выправления сколов (с голосом или молча), гоном в трудную тропу и по дорогам, гон в экстремальную температуру воздуха и др. Но все это необходимо видеть, а не пользоваться слухом с просеки в лесу.


Без чутья гончая не может гнать зверя, т.к. она не может проанализировать степень свежести следа и направления движения зверя, чтобы не гнать его в пяту.


При отсутствии чутья или его слабости гончая бессильна на следу зверя, не может его преследовать, т.к. оборвана нить условного рефлекса: запах следа – отдача голоса. Отсюда формула: чутье первично, а мастерство вторично, т.к. оно является следствием первого.


По значимости элементов работа гончей всегда – чутье-вязкость, а затем все остальное.


Отрицать же мастерство, приобретаемое с опытом гончей, также не правильно, но оно в расценке работы гончей обратно пропорционально по сути.


Назвав вязкость равным элементом в работе гончей с чутьем, ее необходимо и ввести в обязательное требование к степени диплома. Для диплома I степени должен быть максимум – 15, II степени – 13 и III степени – 11 баллов. Это как раз те требования, о которых в свое время говорил Н.П. Кишенский: «... гнать поднятого зверя до тех пор, когда положит его выстрел охотника или он сдастся и попадет ей в зубы». Вот откуда Р.И. Шиян устанавливал минимальное время на гону – 60 минут, исходя из опыта классиков ружейной охоты.


Требования к повышению силы и музыкальности гона пока можно оставить на этом уровне, а вот к верности его отдачи необходимо повысить до максимума, если мы хотим избавиться от существующего сейчас преобладания слабоголосости.


Предлагаю для диплома I степени 5 баллов, II – 4 балла, III степени – 3 балла. И не стоит бояться, что от этого уменьшится количество перводипломников. Повышение долга требует строгости при его исполнении. Я никогда не держал гончих с верностью отдачи голоса в 4 балла.


Резюмируя все вышесказанное по Правилам испытания гончих, подтверждаю правильность позиции П.А. Полянина («РОГ» № 26 от 25.06.08 г.) и в корне не согласен с В.П. Сипейкиным («РОГ» № 11/763 от 17.03.09 г.), где он пишет: «Можно ужесточить Правила, если для этого созрели условия». На условиях я остановлюсь ниже. А вот о легитимности Правил скажу повторно. Правила – закон, а законы всегда и везде утверждает Законодательная власть государства. А общественные организации имеют только право рекомендовать, предлагать то, что им хочется. 

 

Подчеркиваю в очередной раз, что сегодня экстерьерные и полевые качества гончих в стране находятся в катастрофическом состоянии, поэтому, находясь на пороге жизни, стремлюсь спасти их, т.к. считаю себя, В.П. Полянина и всех экспертов по охотничьему собаководству не экспертами РФОС, а государственными кадрами по очень важному вопросу сохранения национального, а следовательно государственного достояния – пород гончих, доведенных до такого состояния.


Для выведения их из этого состояния необходимо срочно пересмотреть не только Правила, но и Положение о племенной работе. «Введение бонитировки является началом похоронной процессии для рабочих гончих, т.к. многие дельцы от собаководства просчитали, что введение собаки в класс... обеспечивает рекламу производителя» (Ю.В. Коновалов – эксперт национальной категории, Украина). Выход из этого тупика уже давно предсказал В.Г. Гусев, что необходимо вернуться к критериям предков – вязать только рабочих собак. Это еще один ответ на «что делать?».


«Кадры решают все». Сказано давно и авторитетно. Так, как готовит кадры кинологов РОРС, я опротестовал еще в 1979 г. статьей «Охотничьему собаководству квалифицированные кадры», которые необходимо учить согласно передовой зоотехнической биологической науке, а не самообразованием. И доверять экспертизу кристально честным. До нас дошел Прейскурант на дипломы, принятый в обеих столицах. Пока главное деньги, хороших собак не будет. Это тоже ответ на «что делать?». Эксперт-кинолог – лицо государственное, он обязан защищать его честь!


В Цимлянском ООиР на 1.05.09 г. насчитывается 767 членов РОРСа. За сезон охоты на пернатую дичь в обществе отчета не нашли. Но лично я по утке даже на открытие не стрелял. За сезон не добыл ни одной. Другие – не больше десятка.


Волков добыто 2 шт., лисиц – 145, зайцев – 1131 шт. Даже по паре зайцев на брата не вышло. Причина: их просто нет. Браконьеры и волки подобрали еще до открытия охоты.


Волки сняли с гона 15 гончих. Сколько их в районе, никто не знает. Но осталось много. Весенняя нагонка гончих сорвана по этой причине. Испытания, ежегодно проводимые весной, не проводились. Денежные взносы в общество: вступительный – 2500 рублей, членский – 600 рублей. Путевка на пернатую дичь: сезонная – 500 рублей, разовая 100 рублей, на пушного зверя – сезонная – 600 рублей, разовая – 100 рублей.


Трудоучастие – 300 рублей, предпочтительно денежный взнос, т.к. в угодьях по биотехнии и охране дичи ничего не предпринимается.


Простой арифметический расчет показывает, что пять-десять уток за сезон и 1,51 зайца, мягко говоря, выглядят издевательством над членом РОРСа. Но это же только, как говорят, безлошадного охотника. А во что обойдется охота, например, гончатнику. Выше я писал, что единственный в районе владелец стайки гончих автослесарь Назаренко В.В., содержащий эту стайку, добыл за сезон 2008–2009 гг. совместно с напарником по 9 шт. зайцев, чтобы прокормить эту стайку еженедельно на бойне покупает ведро мясных обрезков за 100 рублей. На неделю еле-еле хватает мешка овсянки. Множим это на 51 неделю в году. Ветеринарные лекарства профилактического назначения, оплата за ластовку и испытания собак, расходы на бензин для нагонки гончих на расстояние 40–50 км в один конец, даже дважды в месяц. Действительно, «чокнутый»! Получокнутые – редко у кого смычек, да даже с одиночной гончей необходимо расходы вышеуказанные разделить на 2 или 3.


Тут уже и издевательства мало, т.к. при этом объявляется, что и наганивать, и охотиться с гончими осталось только в одном урочище «Малые дубки» площадью 200 га. При наличии в районе 30 гончатников невозможно удовлетворить их охотой, потому что чиновникам из области оказалось мало двух заказников в районе «Кучугуры» и «Чебачий остров», они отхватили в районном обществе два урочища: «Астахов лес» и «Комсомольскую сосну» под национальный парк «Донской», т.е. расширили себе угодья для охоты. Ведь при всем их словоблудии они там будут охотиться «для научных целей». Областное общество охотников не смогло доказать администрации области абсурдность принятого решения.


В связи с этим прекратила существование инструктажно-испытательная станция по натаске и нагонке охотничьих собак, организованная мною еще в 1985 году на благотворительно-добровольном попечении.

Что еще почитать