Изображение Ночные неожиданности
Изображение Ночные неожиданности

Ночные неожиданности

Рыбалка ночью в последнее время становится популярным видом любительского рыболовства. Особенно у нас, на Волге, и тем более на городских набережных. Причин тому может быть несколько. У кого-то просто нет времени рыбачить в светлое время суток, кому-то нравится ночная романтика. Но многие наконец поняли, что у отдельных рыб в ночное время наступает пик клева.

Например, у судака. Последние пару лет клыкастого очень сложно обнаружить в светлое время суток, да на больших акваториях волжских водохранилищ. И даже если стая обнаружена, то это абсолютно не значит, что на следующий день вы ее здесь сможете застать. Судак в этом году много перемещается и на одном месте задерживается очень редко. А ночью место встречи изменить нельзя — коса, перекат, течение — и будет здесь счастье любому истосковавшемуся по судачьим поклевкам.


Тот же голавль. В верховьях Куйбышевского водохранилища его в светлое время суток не поймать. Да, лобастые гуляют в тени нависших к воде кустов, но поклевки не дождешься.


Но есть два хищника, за которыми ночью практически никто не ходит. Это щука и окунь. И если щуку еще как-то понемногу ночью ловят (многие жерличники, например, как зимой, так и летом, оставляют свои снасти на ночь и поутру обнаруживают на них хищниц), то полосатого хищника ночью ловили немногие.


Рыбача в последние несколько лет в верховьях Куйбышевского водохранилища, я заметил, что с наступлением ночи окунь хоть и снижает свою активность, но на спиннинг попадаться не перестает.
Так, однажды совершенно для себя неожиданно я обнаружил на судаковом перекате стайку окуней. Солнце уже село и стало стремительно темнеть. Я поймал пару судаков, голод рыболовный утолил и стал экспериментировать. На поппер в час ночи мне вдруг сел 100-граммовый окунишка, за ним — второй, третий. Я выловил десяток полосатых — это было явно не исключение из правила.


Позже мне не раз удавалось ловить окуней после заката солнца, а на одной давней рыбалке на Куйбышевском водохранилище я был просто удивлен количеством окуневых поклевок в ночную смену.
В тот раз мы ловили втроем. Вообще, ночью работать в команде намного интереснее и безопаснее. Приехали мы еще засветло и втроем оккупировали весь перекат. До вечера, пока остальные готовили костер, я забавлялся окунями и некрупными язями. Эти хищники то и дело хватали переднеогруженные вертушки. И если они были на перекате, это значило, что судачья стая тоже должна сюда подойти ночью — за кем-то ведь окуни с язями охотятся?..


Было пасмурно и потемнело довольно быстро. Ко всем прочим радостям жизни, вроде комаров, добавился сильный ветер в лицо и нудный дождь, периодически переходящий в проливной.


Мы встали на перекате так, чтобы не мешать друг другу. Я успел занять самую выигрышную позицию — на самом потоке переката. С моей зоны можно было облавливать и затишок, что был чуть ниже. Друзья мои встали выше и ниже меня — один на входе в перекат, другой — на спокойной «текучке».


Судак вышел массово и очень быстро. Сначала согнулся мой спиннинг, а через пару секунд взвизгнули и фрикционы друзей. Три судака-близнеца оказались на берегу почти одновременно. Приманки — минноу, уокер и дип-раннер. Три абсолютно разные — а это значит, что стая подошла внушительная.


После нескольких пойманных хвостов перекат затих. Больше не было слышно судачьего «булька»-всплеска, который может произвести только он. Я по горячим следам успел зацепить еще два полукилограммовых малыша и дальше хлестал воду впустую.


На часах всего 22:00. Еще месяцем раннее клев в это время только начинался, равно как и темнеть начинало еле-еле. Сейчас уже — хоть глаз коли.


В августе темнеет резко. Так же резко «отключается» и клев. Если в июне-июле, когда темнеет совсем медленно, судачьи выходы могут длиться часа два, то в августе — полчаса и все.


Мы отошли от воды на стакан горячего кофе. После перерыва вернулись на перекат. Я решил попробовать половить попутно чехонь и привязал выше судачьего воблера одинарный крючок, на который насадил двухсантиметровый твистерок. Раньше мне неплохо удавалось на такую приманочку соблазнять крупных волжских чехоней.


Вот и сейчас, кажется, получилось — на проводке чувствую несколько ударов и тащу какую-то рыбешку. Вытащил и укололся. Фонарик осветил ощетинившегося окуня, заглотившего твистер ну очень глубоко. Время полдвенадцатого. Прямо сказать, не окуневое время.


Через несколько минут укалывается об окуневые плавники и мой напарник. Ему попался 300-граммовый лапоть.


Что ж, в ожидании судачьего выхода можно и окуней погонять. Они ловятся не так активно, как вечером, но попадаются регулярно. Вот и ниже переката, на потоке, влетел на уокер горбач.
Мне же до окуня дела особого нет, но интересно — до какого времени будет он ловиться?


Клюет и в час, и в два ночи. В три часа я прогнозирую короткий выход судака. По крайней мере, в июле его второй выход приходился на это время. Вот на исходе очередной проводки под берегом садится судачок. Через заброс — снова поклевка. По ощущениям — килограмм. Тащу, но чувствую, что попался не судак, уж очень сильно бьется. Вытаскиваю — два окуня. Один, граммов на семьсот, повис на твистерке, а второй, граммов на двести, прицепился к воблеру.


Ловили мы до четырех часов утра, после уже не было сил. За ночь мы втроем выловили 19 окуней от 50 до 700 граммов. И кто потом скажет, что окунь — рыба исключительно дневная?
Вообще, ночью можно ожидать поклевки самых неожиданных рыб. Так, совсем недалеко от запретной зоны в верховьях Куйбышевского водохранилища несколько лет назад один спиннингист очень активно ловил на джиг некрупную стерлядь.


На реке Суре мои знакомые неплохо половили сомов на колебалки. Ночная ловля сома — это, конечно, фантастика. И как они умудрились вытащить 38-килограаммового исполина в полной темноте?
Интересен и опыт моего отца, который однажды в конце 80-х на тихой лесной речке за ночь поймал почти тридцать щук.

Что еще почитать