Изображение Новогоднее дерево
Изображение Новогоднее дерево

Новогоднее дерево

Благодаря Указу Петра I отмечать Новый год с елкой, она вскоре стала для горожан самым привычным деревом

Мы ее узнаем не только по виду, но и на ощупь, и по запаху.

По ботанической классификации ель входит в семейство сосновых, к которому кроме самой сосны еще относятся лиственница, пихта и кедровая сосна. У нас произрастает десять различных видов ели. В лесах средней полосы растет только одна. Она называется  ель обыкновенная. Еще одна  ель используется в озеленении городов. Ее часто называют голубой. Научное название – ель колючая.  


Ель и сосна – главные хвойные деревья лесов средней полосы России. Крона ели имеет правильную форму, потому что молодые побеги каждого года  (по 5–8 штук), образуя мутовку, отделяются от ствола на одном уровне. Ежегодно ель вырастает на один ярус. По их числу можно довольно точно определить возраст дерева. Колючая четырехгранная хвоя держится на ветвях по шесть–десять лет, поэтому старые ветви потихоньку оголяются. Наши елки растут лет до трехсот. Такие ветераны достигают высоты пятидесяти метров при толщине ствола до метра.  


Ель – дерево теневыносливое. Ее крона иногда начинается почти от земли. Между шатровыми колокольнями северных церквей и кронами елей есть что-то общее. Старые ельники тенисты и сумрачны. С нижних ветвей свисают серо-зеленые лишайники чуть ли не до земли. Баба-яга живет, конечно же, здесь.  


 Корни ели широко расползаются по приповерхностному плодородному слою земли, на половину состоящемe из перепревшей хвои. Поэтому крепкие ветры выворачивают старые ели с корнями. Под этими выворотнями часто устраивают свои берлоги медведи.

 

Да и мне, грешному, часто доводилось использовать их как надежную стенку от ветра во время ночевки при зимнем промысле пушнины. Ствол и ветви погибшего дерева были «пищей» для костра не на одну ночь. Постель из елового же лапника устраивал впритык к «стенке», а в полутора метрах разводил костер.  


В мае–июне на концах еловых побегов появляются красноватые молодые шишечки. Ко второй половине зимы шишки созревают, раскрываются, и крылатые семечки, медленно кружась, разлетаются по округе. Весной и в начале лета зрелые шишки валятся на пол. В них еще полно семян (лучшие находятся в средней части шишек).

 

Отдельные семечки можно в мае посадить где-нибудь в тенистом месте своего сада-огорода. В начале лета из земли поднимутся маленькие «горбики», как у огурцов или помидоров. Эта спинка, разгибаясь, вытащит из земли семечко, которое будет сидеть уже на хвоинках.

 

Спустя несколько дней хвоинки-листики освободятся от этого колпачка и образуют зеленую горизонтально расположенную звездочку на вертикальном стебельке-спичке. В центре этой звездочки все лето будут созревать почки для побегов следующего года. Так на ваших глазах будет происходить чудо – из крошечного зернышка начнет расти лесной великан.  


Чтобы увидеть молодые еловые всходы в лесной траве, нужно внимательно присмотреться. В голову невольно приходят мысли о том, как много предстоит пережить этим малышам, чтобы устоять в трудной борьбе за жизнь, прежде чем они превратятся в могучие стройные деревья. Их жизнестойкость может быть достойным примером для нас, грешных, – суетливых и часто недовольных.  


Лесным жителям ель дает и стол, и дом. Семена еловых шишек – главная еда клестов. Один из них так и зовется «клест-еловик». Эти красивые птахи, приноравливаясь ко времени созревания шишек, начинают гнездиться еще в марте. Замечено, что в места урожайные по еловой шишке приходят кочующие белки. А со второй половины зимы, независимо от наличия шишки, белка начинает «стричь еловую лапку» – есть прошлогодние побеги. И колхозных коров в это время часто переводили на запаренные лапки.

 

Делалось это не от хорошей жизни. Интересно, что белочки, населяющие Сибирь, до этого не опускаются. А вот зайцы-беляки из Сибири, в отличие от наших косых, очень любят похрумкать хвоей ветровальных елей. Покормиться лишайниками на них не прочь кабарга. Ради справедливости нужно отметить, что ель в Сибири немного другая – ель сибирская. Заметнее всего она отличается от нашей размером и формой шишек.  


Подергать семена из еловых шишек – любимое занятие и многих дятлов. Для этого они находят на деревьях трещины и развилки, в которых прочно закрепляют сорванную шишку и, ловко отгибая чешуйки, вытаскивают зернышки. Под этими «кузницами» растрепанные шишки разбросаны многими десятками.

 

Там, где редки осины, еловую кору зимой обдирают лоси. Их широкие нижние резцы оставляют на стволах елей глубокие длинные борозды. Не брезгают еловой корой и косули. Следы их резцов поуже, находятся поближе к земле, да и раза в четыре короче лосиных. Помнится, мы и сами в детстве ели молоденькие еловые побеги, оборвав с них хвоинки. Тогда было вкусно.

 

В густых еловых кронах гнездятся многие птицы. В этом им не уступают и белки. В бывших беличьих гнездах иногда переживает зимние морозы куница. В кронах елок часто спасаются птицы от нападения пернатых хищников. Каждый, кто добывал белок с лайкой, знает, как непросто высмотреть белку, затаившуюся в плотной елке. А если их штук пять-семь и растут они куртинкой, это просто божье наказанье.

 

Но самый удивительный фокус показывают рябчики, когда целым выводком поднявшись  из-под ног, внезапно исчезают, рассевшись в елке в двадцати метрах от вас. Непролазные заросли елового подроста – место, где проводят день линяющие среди лета глухари и тетерева.

 

А поближе к осени, промокнув по утру на росистых ягодниках, глухари сушатся по солнопечным гривам. С наступлением обеденной жары пешком отправляются в крепкие места. Очень часто это густые ельники. Если их не тревожить, они весь день проведут на полу.  


Муравьи используют старые ели как крышу для своих «общежитий», а кабаны в зимние морозы с комфортом проводят в них ночи, раскопав вершину. Куртины молодых елок часто выбирают для дневки семьи кабанов. Раненые секачи тоже там часто пытаются скрыться от охотников. Лоси, ища покоя, забираются в еловые крепи.  


Древесина ели заметно легче и белее сосновой. Но на солнышке свежераспиленный еловый лес очень быстро загорает. Почти как человек после зимы. Этим свойством обладает и сосновая древесина. Сучки в еловом материале на круг потоньше сосновых, но крепки и жестки, как гвозди.

 

Недаром в старину на них проверяли топоры на крепость. Елка на изгиб намного прочнее сосны, не так ломка. И если для какой-нибудь надобности, например рыбацкой, нужен длинный, ровный и крепкий шест, то лучше елового в лесу не найти.

 

Окосья, черенки вил, лопат, грабель из елки не в пример легче березовых. Комлевая часть ели вместе с одним из основных корней – «кокора», как говорят на севере, до сих пор используется при постройке лодок и баркасов как килевой брус за одно с форштевнем. Из кокор поменьше делают и самые надежные шпангоуты для этих же судов.  


В северных деревнях можно встретить кровли из елового теса, пропитанного смолой, поверх которых лежат комлевые еловые плахи с выбранным пазом. На севере их называют «охлупень». Довольно часто один из оставленных корней, «глядящий» вверх, вырезают в виде лошадиной головы. Со времен язычества это символ Света и Солнца. Отсюда и название конька крыши.  


Древесина ели – основное сырье для получения бумаги и картона. Из нее делают тару, железнодорожные шпалы, столбы для электро- и телеграфных линий. Сухой перегонкой древесины получают много полезных продуктов. Из еловой хвои делают целебные препараты от разных хворей, в том числе и цинги. Из коры получают экстракты для кожевенно-меховой промышленности.  


Старые ели, выросшие на сухих местах, обладают особой, звонкой, древесиной. Специалисты их называют резонансной елью. Из нее делают музыкальные инструменты от скрипки до рояля.  


В годы, урожайные на грибы, в ельниках полно свинушек, опят, рыжиков, подосиновиков и, конечно же, белых. Ими ваш слуга был неоднократно осчастливлен, чего и вам искренне желаю.  


Почти очевидно, что елка, установленная в доме перед Новым годом, приносит в него радость даже просто своим присутствием. В тех местах нашей Родины, где ель не растет или редка, для душевной радости на Новый год в домах ставят пихты, молодые сосенки и даже ветки кедрового стланика. За рубежом хвойные деревья к Новому году выращивают на специальных плантациях.

 

В Москве задолго до праздника уже несколько лет можно видеть этих зеленых иностранцев в элегантной упаковке из синтетической сетки. Чтобы в сухом воздухе наших квартир эти деревья не осыпались, их можно поставить в ведро с водой или очень мокрым песком.

Что еще почитать