В апреле на липе напротив окна я повесил синичник. Он был, правда, необычный, одна из боковых стенок – стеклянная. Мне было интересно посмотреть на жизнь птиц, которые поселятся в этом гнездовье, в городе. Я и раньше вывешивал «глухие», полностью деревянные домики. В них селились воробьи, мухоловки-пеструшки и большие синицы.

Жилищный вопрос весной у птиц стоит очень остро, и мы в силах решить его. Надо только больше развешивать в апреле скворечников, синичников, дуплянок, и птицы с радостью заселят их. Я с интересом ждал, кто же будет квартирантом в этом году. Стеклянная стенка была на время закрыта картонным листом, так как «светлый», необычный синичник птицы, может быть, и не заселили, боясь дневного света, прохожих на тротуаре, да и вообще незнакомой жилищной обстановки.

К синичнику прилетали и осматривали его воробьи, мухоловки и синицы. В результате нешуточной борьбы за жилье оно досталось семье больших синиц, как более агрессивному виду из претендентов.

 Мухоловка-пеструшка сразу поняла, что синицы не уступят ей домик, и улетела искать другое место. Воробьи, немного поборовшись, топорща перья и громко чирикая, решили остаться в своем старом синичнике, висевшем рядом в 4-х метрах от бойких соседей.

А синицы сразу занялись постройкой гнезда, не ведая, что в будущем их жизнь будет наблюдаться из окна. Не знаю, может, это была пара синиц, всю зиму прилетавшая на кормушку, висевшую за окном и привыкшая к нашей улице и городскому шуму. Или запоздавшие «супруги», долго искавшие жилье в Сосновой Роще, или поиски их привели из городского бора.

Синицы так быстро стали таскать в синичник «строительный материал», что каждые пять минут я видел их у летка. В клюве были и сухие травинки, и зеленый свежий мох. Это была основа гнезда, а саму чашу выкладывали шерстью и пухом.

В гнезде синиц обычно бывает от 7 до 15 маленьких белых, в темно-бордовую крапинку яиц. Если их много, то они лежат даже горкой, заботливо укрытые мягким теплым одеялом. Кажется, что гнездо пустое и яиц там нет, но стоит чуть приподнять покрывало и увидишь чудо – яйца синицы, из которых потом появятся маленькие птенцы.

И они появились, восемь розовых крошечных созданий, и не верилось, что из этих беспомощных птенцов вырастут «большие синицы».

Для родителей наступили хлопотные дни. Прокормить восемь голодных желтых ртов делом было не легким. Почти каждые 5-7 минут то папа, то мама прилетали к гнезду с кормом для своих малышей. И птенцы росли, как говорится, по часам. Через 5–7 дней они покрылись сизыми небольшими перышками, они громко пищали и открывали свои большие желтые рты для очередной порции корма. А большие синицы трудились с раннего утра до позднего вечера. Целый день они были «на ногах», то есть на крыльях, не зная ни отдыха ни покоя. Сколько вредных насекомых, разных козявок, жучков, паучков собрали они с ближайших деревьев. А птенцы при каждом подлете все шире открывали свои рты, требуя пищи. Росли они быстро и уже совсем покрылись перьями на крыльях. У них выросли хвостики, желтая грудка с черной продольной полосой, и уже можно было в них увидеть сходство с родителями. Многие за стеклом пробовали махать крыльями, готовясь к будущим полетам. Было забавно смотреть, как в ограниченном пространстве синичника они хотели летать. В начале июня это были уже окрепшие, полностью оперившиеся, готовые вылететь из гнезда птенцы. И вылет этот состоялся, вылет из родного гнезда на ветки родной липы. Вначале самые сильные и смелые, добравшись до летка, спланировали на ветки, а потом и остальные братья и сестры последовали их примеру.

А родители? Как и все родители в мире, продолжали подкармливать детей уже на дереве и учить уму-разуму. Да, последующая жизнь слетков большой синицы будет полна приключений и опасностей, но, думаю, им удастся выжить, и зимой, может быть, кто-нибудь из них прилетит на кормушку за моим окном.  

Сделать такой синичник особого труда не представляет, вместо одной стенки вставить толстое стекло, закрепив его в пазах или гвоздиками. При заселении домика стекло закрыть картонкой или тонкой фанерой. Как только вы поймете, что в синичнике появились птенцы, то картонку надо снять, и вашему взору откроется удивительный мир птичьей жизни. Птицы станут родными членами вашей семьи, вы будете переживать за них и больше месяца проживете с их заботами и хлопотами, наблюдая за ними, за их жизнью за стеклом. Вам, как и мне, станет грустно, когда они улетят. Еще неделю вы будете слышать их настойчивое щебетанье с просьбой покормить их. И на ближайших деревьях еще увидите и слетков, и родителей, но потом их трудно будет отличить от взрослых синиц. И, видя каждый раз большую синицу, подумаете, а может, это мои птенцы?

Что еще почитать