В жару со спиннингом

Летнее тепло в среднюю полосу в этом году пришло с небольшим опозданием

 Затянувшиеся холода приостановили природные процессы. Холод пришел на самом пике клева хищной рыбы. Жировала отнерестившаяся щука, устраивали шумные охоты на перекатах водохранилищ жерехи и судаки, окуни собрались в плотные, «котловые» стаи. Такой постнерестовый жор в нормальных условиях длится совсем недолго – максимум недельку, в июне же этого года жор длился дольше обычного. Вода долго оставалась не по сезону холодной. Но пришла жара – и уже через неделю зноя ситуация в корне изменилась.

ЖАРА В ВОДЕ

Вода стала прогреваться быстрыми темпами. Через пять дней после прихода настоящего лета на пляжах появились купающиеся. На жаре нагрелись прибрежные мелководья, и рыба отсюда несколько сместилась. В закрытых непроточных водоемах начала бурно развилась водная растительность. Соблазнить хищников малых прудов спиннинговой приманкой теперь намного сложнее, чем неделей ранее.  

На большой воде с рыбой проще. Вода здесь прогревается не так быстро, и рыба будет ловиться, пусть не так активно, еще с полмесяца даже при сохранении 30-градусной жары. Но теперь нужно более тщательно выбирать место и время ловли. Лучший клев – ранним утром и – совсем немного – вечером. Днем, в жару, хищник клюет кратковременными «выходами».  

Отдельные хищники – в первую очередь судак и отчасти язь – переходят на ночной образ жизни. Днем, кажется, что судака в реке и вовсе нет, но стоит чуть задержаться после заката – и судаки чудесным образом «возвращаются.

ПРУДЫ, ОЗЕРА, БОЛОТА

В непроточной воде ловля хищника существенно усложнилась. Поднявшиеся водоросли и мутная от взвеси вода – в таких условиях непросто найти подход к пассивной рыбе.  

В полдень, в самую жару, в стоячих водоемах не видно и всплеска более-менее приличной рыбы.
Изменяется поведение окуня: из стайного он превращается в одиночного хищника и не образует «котлов». Разве что в самые ранние утренние часы в прибрежной, остывшей за ночь воде можно заметить его активность.  

Щука тоже одиночная, но настроена она более агрессивно, чем окунь. Из-под травы щука ловится очень даже неплохо, главное – выбрать такую приманку, которая могла бы свободно через эту траву проходить. На недавней рыбалке удалось выловить в одном болотистом пруду три симпатичные щучки весьма нестандартным способом. Пруд к середине июня порядком зарос, и места с открытой водой, где можно было хоть как-то провести приманку с открытыми крючками, можно было пересчитать по пальцам. К ловле в травяной гуще был не готов: приманки оснащены открытыми крючками, поэтому облавливал все свободные места простыми воблерами. Однако за полдня не случилось ни одной поклевки. Присутствие щуки же было заметно: то здесь, то там в траве прыгал малек, однако все забросы в те места заканчивались зацепами и водорослями на крючках. На очередном забросе вдруг заметил, что перебросил линию травы. Воблер приводнился на открытой воде и у него оставался пяток метров проводки до травы. Подведя приманку к полосе травы,  притормозил ее у края и, поколебавшись, легким рывочком ввел в траву. Щука атаковала тут же! Те пятнадцать минут вываживания некрупной щучки долго буду помнить. Из тех десяти килограммов груза, что вытащил, щучьих было всего-то полтора, остальное – водоросли. Остаток дня посвятил такой ловле: перебрасывал водоросли и смело вводил в них воблеры. Если поклевки не происходило, то вытаскивал приманку с кучкой водорослей, если же щука атаковала, то старался сразу же, очень жестко, вывести ее из травы. При таком форсированном вываживании было много сходов: пять или шесть при трех пойманных щуках.  

Обитатели стоячей, непроточной воды в жаркую погоду предпочитают выйти на те участки, где чувствуется течение. Это и приток кислорода, и свежей, чистой, а главное – более холодной воды. В отдельные жаркие периоды рыба может даже уйти из пруда. Недалеко от деревни Микши-Энзей имеется небольшой прудик с дамбой. Жарким летом прошлого года, когда казалось, что прудовая вода вот-вот закипит, из водоема будто совсем пропал окунь. На деле оказалось, что полосатый хищник ушел по водосливу в канавку, которая соединяла верхний пруд и нижний. Весь окунь из обоих прудов собрался в этой канавке. А канавка сама по себе – миниатюрная и мелководная. Ловля окуней была похожа на скорострельную ловлю уклейки.  


ВОДОХРАНИЛИЩА И РЕКИ

В больших проточных водоемах рыбалка проще, чем в прудах и болотах. Но теперь нужно искать, на какой глубине стоит хищник. Легче всего его обнаружить на «пупках», которые поднимаются с солидной глубины на 2–3-метровую вершину. В зависимости от степени прогрева воды, судак может стоять от самого дна до самой вершины такой донной достопримечательности. Из приманок в июле по судаку в фаворе почти исключительно воблеры. Причем любимую судаком ступенчатую проводку тоже никто не отменял. На те же самые тонущие воблеры вполне можно ловить волнообразной проводкой в толще воды. Для того чтобы вертикальная проводка получалась выразительнее, на цевье переднего тройничка воблера креплю немного листового свинца. Конечно, «фирменная» игра приманки от этого немного сбивается, зато ступенька получается качественнее. Судачьи поклевки, как и в джиге – на паузе.  

В жаркие дни заметна тяга судака к мелким участкам водохранилищ и рек. На июль приходится самый пик ночного жора судака на перекатах всех водохранилищ. А на отдельных реках, таких, например, как Сура, судак и вовсе переходит на ночной образ жизни. В прошлом году компания друзей почти две недели рыбачили на этой реке. Притом все они – завзятые джиговики. Ловили они с раннего утра до позднего вечера на своих уловистых местах. Помимо этого, они сплавились по реке вниз почти на пять километров и обловили практически весь этот отрезок. Первого судака поймали на исходе первой недели, когда один из них решил поэкспериментировать в сумерках с воблером. До этого они всю неделю довольствовались лишь щуками, которые заняли судаковые бровки. Оказалось, судак в реке проявлял активность лишь в сумерках, ночью и рано утром, до восхода солнца, все остальное же время искать и ловить его было бесполезно. На прошлой неделе удалось навестить эту речку. В заливах вяло поклевывала щука, а вот на русле джиг совсем никого не интересовал. Удалось всего-то зацепить на раппаловский «шэд» единственного за день 2-килограммового судака. Взял он воблер в полводы, на глубине 4 метра.  

Щука ловится и днем. Например, сейчас самое время джиговых баталий в Сидельниковском затоне Куйбышевского водохранилища. Глубины ловли – 6–12-метров, так что лучше, чем джиг, приманки не придумать.  

Волжские окуни все реже устраивают котлы, а если и устраивают, то совсем небольшие. Обычно котел закипает спонтанно и быстро затухает, времени на ловлю очень мало. Лучше всего по таким котловым окуням работают воблеры «минноу».

РЕЧКИ, РУЧЕЙКИ

Жара – отличный повод отправится за голавлем. Для любителей ловли этого хищника наступает жаркая в прямом и переносном смысле пора. Сейчас, когда берега речек густо заросли травой и кустарником, а деревья наконец-то распушились, надев зеленый наряд, голавль уходит в тень. Он стоит под свисающими над водой деревьями в самой тени и его непросто там заметить. Однако стоит грамотно провести вертушку или воблерок – и голавль себя покажет. Интересна одна особенность голавлевого внимания к приманкам в таких тенистых участках. Тень редко бывает повсеместно, в каких-то местах солнце находит прогальчик и попадает-таки на поверхность воды. И если вы заметили такой солнечный пробел в тени, то обязательно проведите через него приманку – очень часто голавль атакует ее именно в момент прохождения светлых окон. В тех местах, где солнечных пробелов много, и голавлевых поклевок случается больше.  

Некоторые участки малые речки зарастают водорослями, и здесь можно неплохо половить щучек. Иногда клев случается такой, что и жару 30-градусную не замечаешь.

Что еще почитать