Не будет преувеличением сказать, что одной из главных обсуждаемых тем на страницах охотничьей периодики остается тема принятых в январе 2009 года Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (далее – Правила).

Безусловно, недоработок в этом документе хватает. Не буду повторять авторов, внесших немало позитивных предложений по доработке этого документа. Меня, как охотника и как практикующего юриста, волнует ряд нестыковок, которые пока не преодолены в регулировании охоты.

Остановлюсь лишь на некоторых вопросах, которые могут быть отнесены к правовым коллизиям.

В декабре прошлого года пришлось разбираться с таким вот случаем. Ко мне обратился знакомый охотник, рассказавший следующее. На охоте ему  пришлось переходить из одного участка охотничьих угодий на другой по дороге. Шел с разряженным, но собранным ружьем. По одну сторону дороги находились угодья государственного охотничьего заказника.

На дороге его остановила группа вооруженных ружьями людей в камуфляже, и один из них, назвавшийся егерем заказника, составил на него акт о нарушении правил охоты. Понятно, что ввиду численного преимущества проверяющих, да и дисциплинированности охотника, он подчинился. Ему разъяснили, что, находясь на дороге общего пользования с собранным ружьем, он производил охоту.

Что было на это сказать Петру Ивановичу? Рассказал, что в соответствии с действующими Типовыми правилами охоты РСФСР, утвержденными приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР № 1 от 4 января 1988 года, к примеру, нахождение с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования, приравнивается к производству охоты (пункт 1).

А что следует понимать под дорогой общего пользования? Они бывают федеральными, региональными, межрегиональными, межмуниципальными или муниципальными.  Общего понятия (единообразного) дорог общего пользования нет в законодательстве.

К примеру, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Другие дороги, в том числе областные и муниципальные, относятся к автомобильным дорогам необщего пользования. Критерии отнесения и перечень автомобильных дорог общего пользования утверждаются соответствующими высшими органами власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления. Есть еще и дороги поселений.

По словам, обратившего ко мне, он не видел на дороге, каких-либо указаний и обозначений дороги.

Конечно же успокоил его, сказав, что решением Верховного Суда РФ от 24 июля 2008 г. названный пункт (пункт 1) признан недействующим со дня вступления в действие данного решения, а именно с 23 октября 2008 года («Российская газета», 27.11.2008 г.).

Правила признали утратившими силу постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г. № 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 31, ст. 2991). И все.

Но до настоящего времени нет сведений о том, что отменены (утратили силу), к примеру, Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. № 1402 (далее – Положение об охоте), Типовые правила охоты в РСФСР, утвержденные приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1998 г. № 1. А в названных нормативных правовых актах содержатся  определения, которые не в полной мере отвечают определениям, используемым в Правилах.

В Правилах «добывание объектов животного мира» – охота, в том числе выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, а также нахождение в естественной среде обитания объектов животного мира с заряженным расчехленным охотничьим оружием (подпункт а) пункта 3 Правил).

Согласно же пункту 10 Положения об охоте, охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.

А как же указание на то, что охотничьи звери и птицы должны находиться в состоянии естественной свободы, а также признание охотой нахождение в естественной среде обитания объектов животного мира с заряженным расчехленным охотничьим оружием.

Тогда, выходит, Правила правильно указывают на то, что не является охотой добыча зверей и птиц, содержащихся в полувольных условиях, стрельба охотничьих животных и птиц в местах постоянной подкормки, в вольерах, в угодьях, где выпускаются выращенные животные для последующего их отстрела за деньги.

Недавно в одной из публикаций «РОГ» прочитал, что один из собратьев по охотничьей страсти, исходя из судебной практики, предлагает в охоте на лисиц и тетеревов применять малокалиберные винтовки с капсюлем бокового воспламенения.

И действительно, обратившись к решению Верховного Суда РФ от 15 августа 2008 г. № ГКПИО8-385 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 22.1 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1998 г. № 1, в части запрета на применение для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня на всей территории Российской Федерации.

Пунктом 22.1 Типовых правил охоты предусмотрено, что на всей территории РСФСР запрещается применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской и спортивной охоты, а также для добычи бурого медведя и копытных животных (кроме кабарги).

В районах промысловой охоты, охотникам, заключившим договор на добычу лицензионных видов пушных зверей, разрешается при добыче зайцев и боровой дичи в любительских и промысловых целях использовать самоловы и применять малокалиберное оружие под патрон бокового огня.

Перечень орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенным к применению, утвержденный Правилами, запрещает использовать при охоте на тетеревов (пункт 6) и боровую дичь (пункт 11) оружия калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения.

Может быть, разработчики Правил просто не знакомы с решением Верховного Суда РФ от 15 августа 2008 г. № ГКПИО8-385? 

Думается, что над всеми несуразицами Правил, о которых пишут мои собратья по охотничьей страсти, надо поработать и молодым чиновникам Правительства РФ и нам, охотникам.

Что еще почитать