Ну вот, свершилось!

Департамент разродился Правилами добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты
и, «не множа сумняшись», утвердил их в Правительстве 10 января 2009 г. под № 18.

Радуйся или скорби, охотничья братия, но теперь вы не охотники, а добытчики. Какое гордое слово – добытчик. Жены теперь с гордостью будут говорить кругом, что их мужья добытчики и с легким сердцем отпускать на «добывание объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты». Все, нет теперь слова «охота», и всем противникам ее теперь не о чем беспокоиться – охота, как понятие, кончилась и противникам ее «камни бросать» больше не в кого.

Ну а если серьезно? Этим постановлением отменено постановление Совета Министров – Правительства РФ от 26 июля 1993 г. № 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации», которым право выдачи охотничьего билета (удостоверения на право охоты) предоставлялось охотничьим общественным организациям. Кроме того, оно давало возможность этим организациям получать в пользование не менее чем на 25 лет охотугодья для ведения охотничьего хозяйства. Авторы ссылаются на статью 40 ФЗ «О животном мире», в которой им действительно предоставлено право разрабатывать такие Правила. Но они забыли прочитать статьи 3 и 41 того же закона.

Законодатель недвусмысленно определил, что сначала закон об охоте, а потом уже нормативные правовые акты.
Пунктом 2 раздела второго Конституции РФ от 12.12.93 г. предусмотрено, что правовые акты, действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

Статьями 1 и 4 Закона РСФСР от 24.10.90 г. № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР установлено, что акты СМ СССР действуют на территории РСФСР непосредственно, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Поэтому до сих пор действует Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденное СМ РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548 и Типовые правила охоты в РСФСР, утвержденные приказом Главохоты РСФСР от 4 января 1988 г. № 1. Как быть с этими документами и кому верить? Вновь изданным Правилам или не отмененным главохотовским?

Но что же такое сами Правила? Не известно, для кого они писались? Как ими пользоваться и кто ими будет пользоваться – добытчики или чиновники? Написаны они на таком языке, что требуют перевода на русский. Недаром введен пункт с расшифровкой (переводом!) использованных понятий. Здесь все от «развесистой клюквы и песца не ветке» до рассказа Марка Твена «Как я редактировал Сельскохозяйственную газету». Составители очень удачно объединили абсурд с черным юмором, но я так полагаю, это получилось нечаянно, по глубокому их невежеству.
Пункт 3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

а) «добывание объектов животного мира» – что же это такое? Написано «охота, в том числе выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча...» А что же такое охота? В новых Правилах такого определения нет. В Положении об охоте и охотничьем хозяйстве дано четкое юридическое определение понятия «охота», которым пользовались лет восемьдесят: «Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.

Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте». Все четко и ясно. Здесь же «...нахождение в естественной среде обитания объектов животного мира с заряженным расчехленным охотничьим оружием» – это тоже добывание. А вдруг вместо ружья «холодное клинковое охотничье оружие»? А если ружье не заряжено? А если оно в чехле? А собака (гончая, борзая, такса и др.) – орудие добывания? А как определить факт добывания? И многое другое. Представляете, какой простор для браконьерства?

Перечисляемые «орудия добывания объектов животного мира» вызывают много недоумений.

Во-первых, не указаны запрещенные орудия добывания.

Во-вторых, для добычи крупных копытных животных калибр нарезного оружия почему-то оговорен «но не более 12 мм», а что делать человеку, если у него штуцер 12,3 мм?

При добыче сибирского горного козла, снежного барана, тура, муфлона калибр нарезного оружия ограничен уже 10 мм. Почему этих крупных животных, к тому же горных, не стрелять более крупным, убойным калибром, чтобы не допустить подранка?

Медведей можно добывать из оружия калибра не более 12 мм и в то же время «холодным клинковым охотничьим оружием». Интересно, из составителей этих Правил кто-нибудь видел медведя живьем, и как он может добыть его «холодным клинковым охотничьим оружием»? Найдутся ли сейчас желающие, заплатив бешеные деньги за берлогу, взять медведя на рогатину? Сомнительно что-то.

Далее. В перечне орудий добывания в п.4 приводится обширный список зверей от бурундука, суслика, хомяка до бобра, рыси, росомахи и волка. Так вот, разрешается применение нарезного оружия «калибра не более 8 мм и длиной патронника не более 51 мм». А как быть с широко распространенным нарезным оружием калибра 8х57, например Маузер? Или нашей винтовкой Мосина, у которой при калибре 7,62 патронник 54 мм, карабин КО-44 калибр 7,62х53 и др., выпускаемые нашей промышленностью? И опять здесь «холодное клинковое охотничье оружие». А вот добыча рыси, барсука, росомахи, зайца и бобра малокалиберным оружием с патроном кольцевого воспламенения «не производится». Но зато как здорово выследить бурундука или устроить на него засаду и поразить его из ружья не менее чем 12 калибра, и картечью.

Опять же: «Вальдшнеп, селезень, утка, гусь, самец глухаря в весенний период» – разрешенные орудия добывания – «охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие; холодное клинковое охотничье оружие». Надо полагать, что добывание вальдшнепа холодным клинковым оружием очень актуально.

В п.11, где указана «Боровая дичь» разрешенными орудиями добывания являются наряду с гладкоствольным оружием – нарезное, калибра не более 6,5 мм, но исключается 5,6 мм калибр под патрон кольцевого воспламенения. Можно применять различные самоловы и холодное клинковое охотничье оружие. Специально оговорено, что «Добывание вальдшнепа допускается только с использованием охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия». А вот рябчика можно добывать и пневматическим оружием, и нарезным «калибра 5,6 под патрон кольцевого воспламенения».
Спросить бы авторов, чем они руководствовались, определяя то или иное орудие добывания, и почему надо загонять людей в «прокрустово ложе», диктуя калибры, ловушки, холодное клинковое оружие и др. А как расценивать понятие «ловушки» (самоловы) – цитирую: «Приспособления, предназначенные для задержания или умерщвления объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, без непосредственного участия человека». Значит, можно применять ловчие ямы с вбитыми острыми кольями, петли, самострелы, подрезы и другие, не менее жестокие орудия браконьерства. Не проще ли было указать запрещенные орудия и способы охоты.

Очень много интересного довелось узнать из Перечня способов добывания, разрешенных к применению. Особенно поучительны определения, данные составителями в конце перечня. Например, гужевой транспорт, с которого нам предлагается добывание сибирского козерога, муфлона, снежного барана, тура, серну – да практически всех диких копытных животных. «Использование верховых (?) домашних животных или гужевых повозок, собачьих упряжек для подъезда к объекту животного мира, отнесенному к объекту охоты». Верховое животное – это не гужевой транспорт. На собачьих упряжках можно развозить приманку, капканы, но подъехать на собачьей упряжке к дикому «объекту животного мира» – очень проблематично. Особенно «хороша» гужевая повозка для подъезда к горным видам диких копытных. Как это представляют себе авторы? Хотелось бы посмотреть, как это получилось бы у них.

Опять повторюсь, ничего не сказано о запрещенных способах добывания. А раз не запрещено – значит разрешено! Как быть, когда стреляют с автомобиля, мотоцикла, снегохода, вертолета, самолета, катера и других транспортных средств?

Как будут рассматривать суды такое добывание, коли нигде не указано, что это запрещенные способы. Недавний пример с катастрофой вертолета на Алтае при незаконной охоте на аргали и гибелью людей наглядно показывает, что наш браконьер не остановится ни перед чем. А эти правила написаны именно для браконьеров и представляют им простор для действий.

А что вы, господа охотники, скажете о сроках добывания бурого медведя в летне-осенний и осенне-зимний периоды в Калининградской, Воронежской, Курской, Московской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской и Тульской областях!? А ведь в этих областях его можно добывать с 1 августа по 28(29) февраля. А вот в Саратовской, Ульяновской, Волгоградской, Астраханской, Ростовской областях добыча бурого медведя ограничена 31 декабря. Имейте это в виду! И вообще, читать эти Правила надо внимательно, а то поедешь на Камчатку и потребуешь лицензию на благородного оленя. А где ж его там взять?

Ну и, конечно, самый сильный в Правилах пункт 4, цитирую: «Правом на добывание объектов животного мира обладают:

а) граждане Российской Федерации, получившие охотничий билет в установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядке».

Все, приехали! Исполнилась мечта недоброй памяти Саурина А.И и Данкверта С.В. Господин. Саурин А.И. в газете «Комсомольская правда» от 25 октября – 1 ноября 2004 г прямо заявил: «Чтобы стать охотником не надо вступать ни в какие общества». Тогда я писал, что эти деятели вбивают последний гвоздь в гроб охотничьего хозяйства России, теперь можно с очевидностью сказать, что слава Герострата не дает покоя и нынешнему директору Охотдепартамента.

Владимир Владиславович Мельников и Андрей Алексеевич Сицко, вы же охотоведы, ваши отцы положили немало сил на создание охотничьего хозяйства России. Как получилось, что из вашего ведомства вышел документ, разрушающий общественные организации охотников, да к тому же пронизанный абсолютным невежеством и некомпетенцией ваших сотрудников?

Чем мешают вам, господа начальники, общества охотников и рыболовов? Что плохого для России сделал Росохотрыболовсоюз за пятьдесят лет своей истории? Чей социальный заказ по разрушению обществ охотников вы выполняете?

Плохо, наверное, в том, что до сих пор в Европейской части России имеется дичь, что вокруг больших городов не образовались пустыни, что какая-то часть населения занята хорошим делом, и думает о своих потомках, защищая диких животных.

Интересно, как думает Министерство сельского хозяйства осуществлять охрану и воспроизводство диких животных. Только административными органами, специальной службой? Представляете, сколько понадобится государевых людей, чтобы охватить огромную страну инспекторским надзором?

Господа составители не знают или не хотят знать, а мы это уже проходили с 1933 по 1958 годы. Загляните в историю. Общественность, общественность и еще раз общественность – единственный помощник в этом трудном и опасном деле. Но ее-то, т.е. общественность, и отлучают от охраны природы. Сначала приняли новый Кодекс административных правонарушений и запретили обществам охотников ловить браконьеров и охранять свое имущество, а теперь вообще лишают их права быть хозяевами в своих охотугодьях.

Заканчивается зимний сезон охоты, впереди весенняя охота. Что же получается, членский охотничий билет становится недействительным, а нового еще нет. Похоже, что обвал звонков и обращений в МСХ вынудил Министра 06.02.2009 г. обратиться с успокоительным письмом к руководителям органов власти субъектов РФ, в Россельхознадзор и Рос-охотрыболовсоюз, которым он разъясняет, что удостоверения на право охоты действительны до завершения срока их действия. Срок действия указанных выше удостоверений на право охоты может быть продлен в установленном порядке до 31 марта 2010 года. А дальше? Минсельхоз «попал впросак» и теперь берет тайм-аут для исправления или довершения начатого. Поэтому успокаиваться рано и надо быть готовым к самым различным событиям. Они могут грянуть тогда, когда успокоится общественное мнение и люди даже привыкнут к формулировкам. Старый испытанный прием.

Постановление от 10 января № 18 опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 26 января 2009 г. и вступило в силу с 3 февраля 2009 г.

Что еще почитать