В феврале, когда лед достигает практически максимальной толщины, поведение плотвы меняется. Меняется именно поведение, поскольку рыба остается активной из-за хорошего кислородного режима больших водоемов. Изменения в поведении обусловлены несколькими факторами.

Во-первых, понижением уровня воды. Береговая кормовая база оказывается отрезанной от плотвы и мелкие места ее не очень интересуют. Хотя, если говорить точно, то кормовая база у берега меняется, поскольку здесь всю зиму тот же мелкий окунь находит корм в виде мелких рачков. Видимо, плотву они не интересуют. На мели плотва, в отличие от окуня, и ведет себя по-иному. Если окунь не боится шума ледобура и быстро подходит к лунке, то плотва покидает этот опасный для нее район.

Во-вторых, изменением температуры воды. Более теплая вода расположена глубже, а в более теплой воде активнее и рыба, и ее корм.

В-третьих, изменение светового дня подо льдом вынуждает плотву сократить размеры своих миграций по водоему и привязаться к каким-то определенным местам.

Из всего выше сказанного есть множество исключений, с которыми я и сам сталкивался. Не единожды у меня были случаи, когда на неглубоких для водохранилища местах вместо окуня на одной или нескольких лунках начинала активно клевать плотва. Но я такие моменты отношу к случайным, да и клевом это можно было назвать с натяжкой, поскольку удавалось выловить несколько проходных рыб, которые на прикормку никак не реагировали.

Собственно задача рыболова найти не те места, где есть плотва, а где она проявляет активность и кормится. Между прочим, места стоянок и кормежки плотвы могут не совпадать. Рыба периодически, при определенных погодных условиях и времени суток, выходит на кормежку. В остальное время она или где-то отстаивается, или перемещается.
Учитывая многофакторность условий, эффективная ловля плотвы сейчас становится занятием успешным только в том случае, если рыболов от рыбалки к рыбалке занимается целенаправленным ловом этой рыбы.

Если в начале зимы вы еще по первому льду обнаружили верхнюю бровку русла, где начинается очень резкий спад в глубину, нашли рабочие лунки, которые находились точно над началом свала, то и сегодня здесь можно рассчитывать на успех. К середине зимы эти лунки остаются рабочими, но их количество уменьшается до одной-двух. В лунках, которые расположены всего в полуметре, в которых глубина отличается на два-три сантиметра, поклевок скорее всего не будет. Рыба в них есть, но не берет. Клев неустойчивый. Сегодня плотва берет – завтра нет. Через несколько рыбалок вы такие лунки бросите.

Другой случай. На водохранилище из года в год плотва выходит на площадку между двумя свалами. Ширина этой площадки небольшая. Ловля начинается с того, что я сверлю десятка два лунок над этой площадкой и пробую ловить. На следующей рыбалке количество лунок уменьшается и так далее. К середине февраля остается всего три-четыре рабочих лунки. Только после этого я начинаю пользоваться прикормкой в виде кормового мотыля.

До этого момента на хороших лунках плотва клюет и без прикормки, причем хорошо реагирует как на чертика, так и на нимфу. С наступлением февраля ловля переходит в более пассивную стадию, с использованием или мормышки с наживкой, или поплавочной оснастки.

Выбор между поплавочной оснасткой и мормышкой определяется каждый раз. Все зависит от того, на каком горизонте воды находится рыба. Я приезжаю на рыбалку, нахожу свои рабочие лунки, расчищаю их, достаю эхолот и смотрю, где находится рыба. Если прибор показывает, что рыба у дна, то сразу же достаю очень маленькую кормушку, мелкого мотыля и прикармливаю. После этого можно доставать снасть, как с мормышкой, так и с поплавочной оснасткой.

Интересно то, что через день плотва лучше берет приманку на крючке, а на следующий день предпочитает мормышку.

По моему мнению, все-таки мормышка предпочтительнее, поскольку позволяет использовать более тонкую и чувствительную оснастку. Как ни уменьшай вес поплавочной оснастки, не используй более тонкую леску, а все равно инерция оснастки будет несравненно больше, чем при использовании мормышки. К тому же, с помощью мормышки всегда можно подыграть приманкой. А плотва это любит. Она то соблазняется приманкой, падающей ко дну, то уже упавшей или отрывающейся от дна, а то и играющей в толще воды.

Качество оснастки должно быть очень высоким. Леска диаметром 0,07-0,09 мм, микроскопическая мормышка серебристого или черного цвета, сверхчувствительный кивок – вот та снасть, которая поможет добиться успеха.
Безмотыльная ловля – это тема отдельного разговора.

Если надоедает ездить на один и тот же водоем или плотва на знакомом водоеме ловится все хуже и хуже, то имеет смысл сменить водоем. Водохранилища, где плотвы, в принципе, много, известны каждому.

Как искать плотву на незнакомом водохранилище в феврале.

На подмосковных водохранилищах я ищу плотву очень просто. Сначала ищу лещатников, поскольку они как вешки показывают расположение русла. Самая маленькая глубина под ними соответствует нижней бровке. Плотвы здесь нет.

Плотва начинается от верхней бровки. Очень редко, и то если очень повезет, плотва, причем крупная, может оказаться на площадке на самом свале. Но обнаружить такую площадку в первую рыбалку на незнакомом водоеме весьма проблематично. И активна плотва на этих площадках временами.

После обнаружения лещатников, стоит поискать окунятников, которые, что весьма вероятно, крутятся около затопленного коряжника. Вот между первыми и вторыми и стоит искать плотву, то есть на поливе.

Начинать поиск советую непосредственно от верхней русловой бровки и продвигаться в сторону коряжника. Как и при поиске подлещика, пользоваться прикормкой имеет смысл только после первой поклевки, поскольку путь поиска может быть весьма протяженным. При поиске пользуюсь нимфой небольшого размера или черной уралкой с желтым бисером.

Заранее предугадать, будет ли клев около бровки, на поливе или около самого коряжника, не представляется возможным. Можно лишь говорить о том, что наиболее вероятно обнаружить плотву на верхней бровке с глубиной не более шести метров и около коряжника с глубиной не менее двух метров.

После обнаружения плотвы, то есть после первой поклевки, стоит подумать о тактике ловли. Самое простое – это кинуть в лунку комочек прикормки, состоящей из любого состава для холодной воды с добавлением щепотки мотыля. Это может активировать рыбу, если она стоит под лункой, или, как более точно говорят – крутится в данном районе.

Однако, если плотва достаточно крупная и взяла на безнасадочную приманку или поклевка была в полводы, то весьма вероятно, что прикормка будет брошена зря. Честно говоря, если комочек прикормки очень небольшой, приблизительно размером с вишню, то хуже не будет. А вот если сразу же на голову рыбе бухнуть кормушку с мотылем, то это может вызвать резко отрицательный эффект. Причем плотва к прикормке не вернется, по крайней мере сегодня.
Если прикормка возымеет желанное действие, то появляются два варианта.

Первый, традиционный вариант, заключается в том, что вокруг рабочей лунки сверлится еще несколько лунок, все они прикармливаются по всем правилам. Дальнейшая техника ловли сводится к тому, чтобы выделить рабочие лунки, подобрать оптимальную для данного случая снасть и методично облавливать выбранное место.

Но есть и другой подход, который в феврале почти всегда более трудоемкий и сложный, но более добычливый. Ловите в каждой новой лунке всю ту плотву, что удается соблазнить. При этом каждую новую лунку делаете на том же «клевом» уровне. Тактика, которой в большинстве случаев придерживаются любители блеснения.

Для интереса неоднократно сравнивал эффективность использования при такой тактике мормышки с мотылем и безмотыльной приманки. Почти всегда на мотыля рыбы было поймано больше по количеству, причем иногда в два-три раза, но общий вес почти всегда оставался за безмотылкой.

Если февральская ловля плотвы на водохранилище покажется не эффективной, то после прошедших сильных морозов советую поехать, например, на Волгу. Ловля будет не менее трудовой, но шансов остаться с уловом все-таки больше.

Что еще почитать