В результате катастрофы вертолета Ми-1719, произошедшей 9 января в горах Алтая, погибли семеро из одиннадцати человек, находившихся на борту.

В списке погибших – полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, заместитель начальника департамента управления президента России по внутренней политике Сергей Ливишин, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин и др. В охотуправлении Республики Алтай подтвердили, что необходимые лицензии на отстрел у пассажиров вертолета были. По данным СМИ, представитель президента РФ Александр Косопкин и вице-премьер республики Алтай Анатолий Банных – заядлые охотники.

По информации пресс-службы Западно-Сибирского следственного управления на транспорте, 9 января при выполнении полета над территорией Республики экипаж вертолета, принадлежащего Томскому филиалу «Газпромавиа», в назначенное время не вышел на связь. В тот же день были начаты поиски. Разбившийся вертолет удалось обнаружить благодаря сообщению выжившего пилота лишь 11 января в районе западного склона горы Черная. Как рассказал уцелевший летчик, ему удалось спуститься к подножию горы, где он был подобран пограничниками. Он и сообщил о ЧП. 

Однозначная версия катастрофы вертолета пока не установлена. Пострадавшие сообщили об отказе двигателя. В день катастрофы погода была хорошей: было морозно и солнечно, вертолет был новым и успел налетать только 260 часов. Компетенция экипажа также не вызывает сомнений. По данным ресурса life.ru, во время полета люк на борту вертолета был открыт для стрельбы или фотосъемки. Во время преследования животного пассажиры могли резко переместиться в салоне, столпившись у люков, и нарушить центровку машины. В результате пилот не справился с управлением и вертолет врезался в склон. Открытый люк, видимо, усугубил последствия катастрофы – при падении пассажиры, вероятно, выпадали из вертолета прямо под крутящиеся лопасти. По словам спасателей, «некоторые тела были страшно изуродованы вращающимися винтами». По другим предположениям причиной аварии мог также послужить непроизвольный выстрел из ружья.

15 января Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Гринпис направили обращение в Следственный комитет при Прокуратуре РФ с просьбой провести расследование по факту браконьерской охоты пассажирами вертолета. Фотографии с места аварии дают основание предполагать, что пассажиры разбившегося вертолета вели охоту на горных баранов аргали, которые занесены в Красную книгу РФ и не могут быть предметом охоты, и сибирских козерогов, охотничий сезон на которых уже был закрыт. Более того, охота с применением авиации является грубым нарушением действующего законодательства.

«К сожалению, до сих пор виновные в проведении браконьерской охоты на животных очень редко несли реальное наказание. Мы очень надеемся, что расследование этого дела приведет к наказанию организаторов данной охоты и станет предупреждением для остальных», – говорит Владимир Кревер, руководитель программы по сохранению биоразнообразия WWF России.

«Конечно, гибель людей в результате аварии вертолета – это трагедия. Но мы считаем необходимым, чтобы было проведено тщательное и объективное расследование причин аварии и дана правовая оценка неоспоримому факту охоты на краснокнижных животных с использованием воздушного судна с участием высокопоставленных лиц», – считает Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис России.

Охота на животных, занесенных в Красную книгу РФ, в соответствии с действующим законодательством, является уголовным преступлением и квалифицируется в соответствии с пунктом «В» первой части статьи 258 УК РФ. Охота с применением воздушного судна квалифицируется в соответствии с пунктом «Б» той же статьи.

Что еще почитать