Итоги учета копытных и лимиты лицензий в 2008 году

В качестве основной методики учета в РФ принят зимний маршрутный учет охотничьих зверей по следам

Согласно утвержденным и установленным ранее нормативам, минимальный объем принятых к обработке карточек учетных маршрутов должен составлять 36,2 тыс. при выполнении 7,7 тыс. троплений.

Однако этот норматив был рассчитан на фоне сравнительно высокой численности копытных животных и стоящие перед мониторингом задачи ранее были проще. Был одобрен проект новых нормативов, в значительной мере сложившихся стихийно и подтвержденный математически. Новый норматив был рекомендован в письме Депохоты от 10.01.2008 г., он составлял 54,1 тыс. маршрутов и 10,9 тыс. троплений; упомянутым письмом норматив был доведен до сведения исполнительной власти субъектов РФ. В итоге в РФ в I квартале 2008 г. пройдено 55,1 тыс. маршрутов, из них принято к обработке 51,3 тыс. карточек, брак составил около 4,8%. Троплений проведено 11,2 тыс., принято из них 6,6 тыс., брак составил 59,5%. Таким образом, по общему количеству поступивших первичных обосновывающих (согласование квот) документов перевыполнены даже повышенные рекомендованные нормативы и превзойдены объемы прошлых лет (2006 г. – 51,8 тыс., 2007 г. – 53,5 тыс. маршрутов, троплений соответственно 10,5 и 10,7 тыс. карточек). Это можно принять за свидетельство того, что ЗМУ органичен для охотничьего хозяйства России, выполняет свою основную задачу – определение величины ресурсов на уровне субъектов РФ с допустимым уровнем погрешности.

Следует отметить, что, имея в виду организационные трудности, отсутствие сформированных органов  управления охотничьим хозяйством в большинстве субъектов РФ, некоторые специалисты прогнозировали провал проведения ЗМУ; решающую роль в осознании необходимости учетов сыграло упомянутое письмо Депохоты.

Несомненно, однако, и то, что качество учетных материалов снизилось, особенно по троплениям, упала исполнительская дисциплина, по многим регионам отмечаются приписки следов копытных, в то же время другие звери регистрируются не в полном объеме, число контрольных маршрутов очень мало или же их вообще нет и т.д. В значительной мере это может быть объяснимо трудностями переходного периода. В некоторых субъектах РФ не было организаций, которые смогли бы обработать материалы ЗМУ или сделать это своевременно.

В плане определения ресурсов основных видов охотничьих животных итоги учетной компании 2008 г. следующие.
В целом по России послепромысловая численность лося определена в 613,9 тыс. особей, что можно считать продолжением тенденции к медленному нарастанию ресурсов (+2%) или, принимая во внимание статошибку, скорее стабилизацию; эта численность составляет 71,1% к максимальной, отмеченной за последние 20 лет. Наибольший прирост – 7% отмечен в Дальневосточном ФО, сокращение на 3% – в Сибирском ФО, тот и другой показатели – в пределах статошибки, как и прирост в Центральном ФО – 5%.

Численность кабана в настоящий момент оценивается в 359,7 тыс. голов, т.е. межгодовой прирост составил  9%, что также укладывается в статошибку, но, принимая во внимание общую тенденцию, предполагается, что увеличение ресурса реально, особенно в Центральном ФО (прирост, возможно завышенный, составил 18,2%). Увеличение поголовья кабана в Уральском ФО, не исключено,  также завышено, поскольку вряд ли возможен межгодовой прирост в 89% по Челябинской области.

Можно говорить о росте поголовья благородного оленя (184,3, даже 189,5 тыс. голов против 177,0 в 2007 г.), хотя данные по Республике Саха и Амурской области сомнительны.

Оценка численности косули также возросла с 810,6 до 831,5 тыс. голов (рост 2,6%) за счет Центрального ФО (14%) и Сибирского ФО (13%), в Дальневосточном ФО, напротив, уменьшилась на 4%.

Численность соболя по ЗМУ и некоторым оценкам, а также принимая во внимание традиционный пересчет в предпромысловую численность, выросла на 5,8%, достигнув величины в 1515,2 тыс. особей, при этом прирост в Сибирском ФО составил 18,4%, а в Дальневосточном численность по сравнению с 2007 г. несколько сократилась; возможно, что оценки численности соболя в Республике Саха были ранее завышены.

Следует отметить, что ряд данных, полученных при ЗМУ и видоспецефических учетах, оценок, нуждаются в уточнении, поскольку нередко не поступают материалы на виды, отсутствующие в заявках на квоты. Документооборот в этом году нельзя признать качественным; из многих субъектов РФ не поступили обсуждения результатов ЗМУ, не говоря уже о других учетах; новых надежных данных мало. Формы отчетности не соблюдались, что сильно затрудняло работу; для некоторых регионов приходилось узнавать данные о добыче в Россельхознадзоре с помощью Депохоты. Главное затруднение состоит в том, что, не имея архивов и опыта, региональные «УОХ» ориентируются на требования (весьма разнообразные) региональных экспертиз, отсюда нередка избыточность текста при отсутствии обсуждения необходимого. Не менее 2/3 экспертных заключений чисто формальны, иногда и заказчик, и эксперты принадлежат к одной структуре. Работа с таким материалом  отнимает очень много времени, нередки случаи дополнительных запросов и т.д.

По каждому субъекту РФ необходимо было проанализировать от 20 до 100 страниц документов, часто были необходимы уточнения, переговоры. Последнее наше заключение на согласование по Самарской области направлено в Депохоту 14.11.2008 г., при том, что заключение экспертной комиссии (избыточное и формальное) утверждено 06.11.2008 г.

Фактически в отделе охотничьего ресурсоведения силами 4–6 человек проведена по каждому субъекту РФ более серьезная работа, чем работа более чем 80 (повторные экспертизы) региональных комиссий государственной экологической экспертизы.

Ю.П. Губарь, зав. отделом охотничьего ресурсоведения ФГУ «Центрохотконтроль» 2 декабря 2008 в 15:05






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑