Охоту люблю всякую, особенно на пушного зверя с гончими, которым отдал 36 лет своей сознательной жизни. Что мы имеем на данный момент? Сразу скажу, что хвастать нечем. Разговор пойдет об Ольховском районе Воронежской области, но эти проблемы актуальны для любого района данной области.

Начнем издалека, а конкретней – с перестройки. Рухнула держава, рухнули некогда богатые совхозы и колхозы.

Наверное, многие помнят, что любой колхоз, совхоз держит не по одной тысяче голов крупного рогатого, овец, свиней и т.п. В каждом селе на окраине всегда был скотомогильник, который в ночное время обязательно посещали вороны, вороны (серые), лисицы, волки, а то и еноты.

В то время я активно занимался охотой на засидках, и за ночь добыть 1–3 лисицы не составляло труда, главное, терпение, а также обязательно нужно учитывать направление ветра; таким способом добыл не один десяток лисиц, довелось добыть и волка. Вороны и лисицы тогда не бедствовали, скотомогильники щедро их кормили, плюс мышевидные – выжить можно. И вот этого резко не стало, а кушать хочется. Обеднели колхозы и совхозы, не стали содержать скот... Для себя веду дневник, сколько добыто зверя, общее состояние охотугодий, погода и т.п. Было много зайца русака, была некогда норма – 2 за выход, сейчас – 2 за сезон! Я считаю, что это много, ее надо закрыть хотя бы года на три. Ее закрывали у нас на один год в 2006-ом, но результата нет. Такой затяжной депрессии популяции зайца-русака я не припомню. Были вспышки численности в былые годы, когда за день поднимали до двух и более десятков этих зверьков, но это в том веке. Были великолепные охоты с гончими, мы с друзьями часами наслаждались их работой, голосами, душа радовалась...

Сейчас многие говорят, в этом сезоне вроде больше зайца. Не надо себя тешить, его нет. Остался мизер, и того хапуги добивают. После пороши пройдешь, встретишь за 25 километров пройденных четыре–пять следов зайца, это в лучшем случае. Почему это происходит, какая причина? Причина одна: в нашем равнодушии к матушке-природе. Сейчас заяц-русак выдерживает сумасшедший пресс со стороны красной лисицы и черного ворона – плюс гербициды и ядохимикаты, которыми в последнее время просто пичкают наши поля, вообще не думая о животном мире.

Что делать? Охота на лисицу должна быть открыта с конца октября по 15 марта, ее так много, что некоторым и не снилось. Просто засилье, где уж тут быть зайцу. Мяса на скотомогильниках давно нет, а кушать ох как хочется, вот и двинулись с земли (лисица, волк) и с неба (черный ворон) на зайчика. На Всероссийской выставке собак нам обещали открыть охоту с гончими раньше на две недели  на лисицу, но воз и ныне там, хотя во всех областях, рядом лежащих, это норма, там не боятся, что все повыбивают. У нас в районе 6–7 владельцев гончих, которые имеют дипломы, что они – погоду сделают, все выбьют? Это просто отговорка!

Считаю, что гончатники – одна из лучших категорий охотников, которые любят природу, им небезразлично состояние своих угодий. В данное время с лисицей надо бороться всеми способами, слишком часто мы слышим слово бешенство!

Черный ворон, друг или враг? На сегодня, думаю, враг. При выходе на охоту что мы видим? Да-да, именно воронов, их просто много. Неоднократно мне и моим многим знакомым приходилось наблюдать, как они расправляются с зайчатами (хорошо, если успеешь отбить) во время посевной, а сколько мы не видим... Общество охотников спит, бездействуя, а надо что-то решать на более высоком уровне по регулированию численности ворона. Создавать бригады во главе с егерем весной по уничтожению серой вороны (отработку никто не отменял).

Открыли охоту у нас в марте месяце на лисицу, спохватились, но только с егерем. А почему не доверить охоту на лисицу владельцам с дипломированными гончими? Гончая – одна из самых гуманных собак, преследует зверя с голосом, как бы предупреждает его: я сзади – беги! Любой охотовед или егерь может ориентироваться по голосу, что идет охота, и может проверить, а человек – отстрелял ли охотник зайца.

Мы слишком часто делаем поблажки браконьерам, а с ними надо бороться! Слишком много развелось случайных людей, которые идут на охоту лишь бы добыть кусок мяса, хотя и не голодают, бьют из-под фар, бьют запрещенных к охоте животных (лось, кабан, косуля); считаю, что к таким надо применять одну меру – исключение из общества охотников без права вступления вновь. Такую же меру надо применять и к тем охотникам, которые воруют и присваивают охотничьих собак (а надо всего-то позвонить в общество, сообщить приметы пса, оставить свои координаты, вам будут только благодарны), поверьте, страдают не только люди, но и собаки, потеряв друг друга. Еще одна беда для зайца-русака, которую придумал человек, и не только для зайца, – это весенний пал травы. Наступила весна, чуть подсохло, все горит, а главное – горят наши надежды на богатый дичью год.

Многие такие радетели природы просто преступники. Работая егерем, тушил в поле сухую траву, видел своими глазами, как у зайчонка с рукавицу стала гореть шерсть, и только тогда он побежал (куда же дальше), но выжить он уже не сможет, запах горелого лиса слишком хорошо знает, и он обречен.

Многие думают, что все живое бежит от огня. Да, взрослые особи бегут. Зайчата малого возраста затаиваются намертво, и только когда огонь начнет их лизать, от боли бегут, только недалеко... Никогда у нас не будет зайцев, куропаток, фазанов и т.п., пока мы сами не будем проходить мимо тех, кто не достоин охотиться, выявлять их, ходатайствовать о их наказании, и только тогда постепенно у нас начнется изобилие зверья. Кроме того, гоните в шею всех «рыбаков» с сетями, у нас они везде запрещены. Одни егеря и охотоведы ничего не сделают, им надо активно помогать!

Оказывается, много зверя бывает, в 80-е годы из-за его изобилия на многое закрывали глаза, даже на браконьерство и перестрел, но эти времена давно канули в лету, по старинке жить просто нельзя, многие этого у нас еще не поняли или не хотят понять, наша задача – помочь им избавиться от этих иллюзий.

Что еще почитать