В результате административной реформы федеральных органов исполнительной власти государственная система органов охотничьего хозяйства фактически прекратила свое существование.

Система органов государственного управления охотничьим хозяйством России неоднократно реформировалась. Так, в 1940 году при Совете народных комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) была создана государственная охотничья инспекция.

По мнению  специалистов тех лет, инспекция не обеспечивала развитие охотничьего хозяйства республики и в целях улучшения постановки дела охотничьего хозяйства была преобразована в 1944 году в Главное управление по делам охотничьего хозяйства при СНК РСФСР.

При объединении в 1953 году министерств и ведомств вопросы управления охотничьим хозяйством передаются Министерству сельского хозяйства РСФСР. Включение органов управления охотничьим хозяйством в систему Минсельхоза РСФСР, как показала практика работы в 1953–1955 годах, крайне отрицательно сказалось на состоянии охотничьего хозяйства республики. Численность работников местных органов охотничьего хозяйства сократилась за этот период более чем в 5 раз, а в трех субъектах России органы управления охотничьим хозяйством были ликвидированы полностью.

Такое положение привело к ослаблению руководства и контроля в охотничьем хозяйстве и развитию массового браконьерства, что послужило поводом для очередной реорганизации государственных охотничьих органов. В 1955 году в целях улучшения руководства охотничьим хозяйством и государственными заповедниками, обеспечения дальнейшего развития охотничьего хозяйства и охотничьего спорта, осуществления работ по увеличению численности охотничье-промысловых животных и рациональному использованию их запасов при Совете Министров РСФСР было образовано Главное управление охотничьего хозяйства  и заповедников – Главохота РСФСР.

В задачи Главохоты входило ведение и руководство охотничьим хозяйством и охотничьим спортом в РСФСР, контроль за осуществлением заготовок продукции охотничьего хозяйства, а также проведение охотхозяйственных мероприятий государственными, кооперативными и общественными организациями. Главохоте поручалась разработка планов развития охотничьего хозяйства и размеров добычи промысловых зверей и птиц, разработка и утверждение правил и сроков охоты, методических указаний и инструкций по вопросам охотничьего хозяйства и заповедников, проведение работ по охране, учету и воспроизводству государственного охотничьего фонда, обследованию и устройству охотничьих угодий, истреблению вредных хищников и охотничьему собаководству, а также проведение научной и исследовательской работы на базе государственных заповедников.

За период 1955–1958 гг. Главохота при минимальной штатной численности (27 человек) добилась улучшения состояния и дальнейшего развития охотничьего хозяйств и заповедного дела в РСФСР. Основное внимание было направлено на улучшение охраны государственного охотничьего фонда, наведение порядка в пользовании охотничьими угодьями, увеличение запасов охотничье-промысловых животных и объема добычи пушных зверей, а также улучшение работы государственных заповедников и повышение их роли в разработке научно-обоснованных мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов.

Система Главохоты активно развивалась и к концу 80-х годов прошлого столетия включала в себя региональные охотуправления, госпромхозы, заповедники, зоопредприятия, охотустроительные экспедиции и научно-исследовательскую лабораторию. Численность работающих в этой системе превышала 25 тыс. человек.

С 1988 года создаваемая в течение 40 с лишним лет структура начала разрушаться. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» в России была образована Госкомприрода РСФСР. По постановлению российского правительства этому комитету из Главохоты были переданы функции осуществления государственного контроля за использованием и охраной животного мира, включая контроль за правильным ведением охотничьего хозяйства, руководства заповедным делом, ведением государственного кадастра животного мира и Красной книги РСФСР.

В результате этого решения из Главохоты ушли заповедники, 12 общереспубликанских заказников и 1/5 часть инспекторского состава службы охотнадзора. Сейчас можно с уверенностью сказать, что политика создания этого комитета за счет разрушения уже существовавших в то время природоохранных органов ничего, кроме вреда делу охраны природы, не принесла. Госкомприрода начала свою деятельность с яростной борьбы с ранее существовавшими природоохранными органами, в том числе и Главохотой. Были ликвидированы госпромхозы и предприятия Зоообъединения. Численность работающих в системе сократилась более чем в 2 раза.

С 1990 года Главохота РСФСР прекратила свою деятельность как самостоятельное ведомство. За годы работы этого органа была сформирована высококвалифицированная охотоведческая служба со своим научным обеспечением, сформирована законодательная база, позволявшая решать вопросы охраны и рационального использования охотничьих животных. Благодаря мерам по охране охотничьих животных, развитию сети природоохранных территорий, проведению мероприятий по расселению охотничьих животных были восстановлены до промыслового уровня практически истребленные ранее запасы соболя, бобра, лося, кабана, европейского благородного оленя и других видов охотничьих животных. Только за последние 25 лет деятельности Главохоты, несмотря на ухудшение состояния среды обитания животных, численность бобра возросла с 20 до 200 тыс. особей, лося – с 300 до 800 тыс. особей, соболя – с 311 до 780 тыс. голов. Добыча основных видов диких копытных за этот период увеличилась почти в 9 раз, а закупки шкурок соболя достигли максимальной величины за последние 300 лет и составляли около 250 тыс. в год. Годовой объем продукции и услуг охотничьего хозяйства оценивался суммой в 1 млрд. руб. (в ценах того времени.)

В августе 1990 года упраздненная Главохота влилась в состав образованного Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР. Правительство определило Минсельхозпрод России специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира на территории Российской Федерации в части охраны и регулирования использования охотничьих животных. В функции указанного министерства входило осуществление государственного управления охотничьими хозяйствами и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства, а также осуществление надзора за соблюдением правил охоты, выдачи удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных.

Ликвидация самостоятельного государственного органа по охране и использованию охотничьих ресурсов повлекла резкое ухудшение обстановки  в этой отрасли. Отмечались серьезные нарушения охотничьего законодательства не только со стороны граждан и различных организаций,  но и со стороны органов власти субъектов Российской Федерации. Возникла реальная угроза полного разрушения системы охраны и управления охотничьими ресурсами. Так называемая «борьба суверенитетов» не обошла стороной и охотничье хозяйство. В республиках Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), в Пермской области были ликвидированы управления охотничьего хозяйства.

В Томской области управление охотничьим хозяйством пытались возложить на лесное ведомство. В условиях царившего в тот период «правового беспредела» охотничьи ресурсы рассматривались отдельными руководителями чуть ли не как личная собственность со всеми вытекающими из этого последствиями.

Функции Минсельхозпрода по охране и регулированию охотничьих животных в субъектах Российской Федерации выполняли охотуправления, однако организационно-правовой статус этих управлений не был приведен в соответствие с законодательством. В результате работники госохотнадзора не получили гарантий, предусмотренных для госслужащих.
В 2004 году в стране началась реформа федеральных органов исполнительной власти, которая, естественно, затронула и вопросы государственного управления и контроля за охраной и использованием охотничьих животных.

В марте президент подписал указ о системе и структуре федеральных органов государственной власти, в соответствии с которым структура этих органов  включала в себя министерства, агентства и службы. При этом на федеральные министерства возлагалась задача по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также контроль за деятельностью находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. На федеральные службы возлагались функции  по контролю и надзору, а федеральные агентства должны были осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг.

В ходе указанной реформы в Минсельхозе России был ликвидирован Охотдепартамент, а выполняемые им государственные функции распределены в соответствии с указом между Министерством сельского хозяйства и образованными федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и федеральным агентством по сельскому хозяйству (Россельхоз). При этом половина функций, осуществляемых ранее Охотдепартаментом, была утеряна и не вошла в сферу созданных органов государственной власти.

Что еще почитать