Тот, кто слышит слово Тибет, думает в первую очередь о Далай Ламе и миролюбии обитающего там народа, который живет в братской любви ко всему сущему. Однако тот факт, что тибетские монастыри являются не только обителью медитирующих отшельников, но и храмами охотников, является открытием даже для исследователей.

Вы можете спросить, что общего у тибетского йети с единорогом? Эти древние мифические создания существовали в течение многих веков только благодаря религиозным верованиям народов и в итоге вошли в культурное наследие. Но при разговоре об этих легендарных животных часто забывают, что подтверждениями их существования являлись вполне реальные трофеи. За рог единорога принимали рог нарвала, который и использовался в качестве подтверждения существования сказочного животного. Для тех же целей в тибетских монастырях использовали шкуры с голов добытых зверей, чтобы доказать существование йети.

Позднейшие исследования помогли установить, что в монастырях были выставлены головы зверей, добытых на охоте. На одном из черепов были в том числе обнаружены следы повреждений, нанесенных, по-видимому, коршунами и воронами. Племена шерпов на охоте поступали следующим образом. Будучи глубоко верующими, они, в соответствии с буддистской религией, не имели права убивать животных. Но ими был изобретен следующий метод добычи трофеев.

Для диких зверей устанавливались своего рода приманки, наполненные рисовым пивом. Напившись этого перебродившего зелья, животные устраивали побоища, в которых зачастую погибали. Таким образом местным обитателям и удавалось заполучить вожделенные трофеи мифического йети.

Почти каждый путешественник, побывавший в Гималаях, узнавал от коренных обитателей об их встречах с мистическими животными. И только сравнительно недавно, уже в двадцатом веке, были снаряжены специальные экспедиции, имевшие целью доказать существование йети с помощью фотографий следов и остатков шерсти. Немецкий зоолог и исследователь Тибета Эрнст Шеффер занимался этим вопросом. Он, основываясь на рассказах о тибетском медведе, просто шокировал своих спутников, обнаружив следы на подтаявшем снегу. Но все же всемирную известность йети приобрел благодаря покорителю Эвереста Эдмунду Хиллари. Он обнаружил в монастыре у подножия горы шкуру, которую настоятели выдавали за шкуру с головы йети. Пытливому путешественнику удалось уговорить монахов одолжить ему шкуру на полтора месяца. Так она была доставлена в США, затем в Лондон и Париж, где в результате повторных экспертиз было вынесено заключение: шкура принадлежит одному из подвидов горных коз, обитающему на верхней границе лесной зоны в Гималаях. Но научно обоснованное развенчание символа ничуть не умерило славу йети по всему миру. За крупное вознаграждение та же шкура была вновь вывезена в 1989 году для демонстрации на выставке в Японии. Собранных денег хватило на полную реконструкцию монастыря.

Сохранение трофеев диких животных в монастырях в качестве подношения богам восходит к древним религиозным обычаям. В XIII веке монахи из Индии привезли в Тибет новую религию, учение Будды. Сплав местных поверий и шаманских ритуалов с новым верованием и привел к возникновению ламаизма. При этом старые боги и их природные воплощения были вплетены в канву новых поверий. На одной из фресок в монастыре Палкор в области Гианцзы можно наблюдать следующую сцену: охотник, преследующий редкого белогубого оленя, окружен медитирующими воплощениями Будды.

На фундаменте ламаизма в Гималаях было основано феодальное государство с правителем-богом – Далай Ламой – во главе и множеством феодальных кланов. Во многом из-за отшельнического образа жизни местного населения Тибет до сих пор остается для нас страной, полной загадок.

Но одно уже стало вполне очевидным: обитатели тибетских высокогорий являлись прекрасными охотниками, что мы можем наблюдать на примере добытых ими трофеев, выставленных для поклонения в храмах. Здесь также представлены и некоторые священные культовые предметы, которые являются неотъемлемой частью культа природных богов. Все эти реликвии находятся под охраной неусыпного ока богов.

Одним из основных исконно тибетских богов является Махакхала, повелитель времени, смерти и всех злых сил. Ему присваивались все атрибуты, которые представляли опасность для охотника и кочевника. Потому, в знак его могущества, на колени изваянию Махакхалы клали тигровую шкуру.

Основным же и самым часто встречающимся в храмах трофеем, пожалуй, является дикий як. Тибетские охотники относились с большим трепетом к этому опасному и агрессивному зверю. Охотник, добывший яка, пользовался почетом и уважением в своей деревне как храбрец. Як-альбинос считался легендарным животным, как у нас белый олень. Кисти с хвоста яка были на протяжении многих столетий ценным экспортным товаром. Короли и знать использовали его в качестве опахала.

К самым редким трофеям относятся рога-пики антилопы-оронго. Их родина – непроходимые высокогорья Тибета.

Места их обитания содержались местным населением в тайне из-за крайне ценной шерсти с брюшной части шкуры. Она экспортировалась в провинцию Кашмир, где из нее плелись шали. Эти шали были настолько искусно и тонко сделаны, что все двухметровое полотно можно было протянуть сквозь узкое кольцо. Такие шали являлись ценным подарком на свадьбах персидских шахов, а впоследствии они даже были привезены в Париж, где считались модным аксессуаром.

В наши времена, когда Китай заполонил рынок восточными товарами, появились целые банды браконьеров, оснащенных последними достижениями техники, которые варварски истребляют антилоп-оронго.

Наряду с трофеями яков и антилоп в тибетских храмах можно увидеть рога снежного барана и аргали. Паломники тоже внесли свою лепту в украшение храмов, доставляя трофеи из Индии и Непала. Так в Гималаях оказались бивни индийских слонов и рога водяного буйвола. Их дополняют такие элементы охотничьей экипировки как кольчуги, шлемы и дульнозарядные ружья.

Тибетская религия, пожалуй, единственная в мире, где охотничьим трофеям придается статус реликвий. Местные охотники, для которых добыча этих животных была делом чрезвычайно опасным и сопряженным со многими трудностями, возвели их в статус священных, развешивая на стенах храмов.

По сей день жители Тибета поклоняются трофеям, добытым их предками, и возлагают к ним новые жертвоприношения.

Что еще почитать