1968 год. Я работал председателем Пролетарского МРООиР г. Москвы. Окончил курсы по подготовке судей по породам охотничьих собак, был членом секции лаечников.

Друг и спутник по охотам доктор технических наук, мастер спорта по стендовой стрельбе, участник войны Н.А. Клочко, заметив мои склонности к исследованиям, познакомил с Л.В. Крушинским.

Леонид Викторович был одним из ведущих в СССР специалистов по поведению животных, генетике поведения, физиологии высшей нервной и рассудочной деятельности, классическим охотником и прекрасным знатоком поведения собак. Он умер в 1984 г., посмертно удостоен Ленинской премии.

В одном из наших разговоров Леонид Викторович детально расспрашивал меня об испытаниях и состязаниях разных пород собак. Очень заинтересовался количественной оценкой полевых качеств, объективностью судейства, объемом фактического материала и возможностью его использования для изучения формирования полевых качеств собак и их наследования. В конце разговора рекомендовал мне поработать над этой темой. Выслушав мои ссылки на занятость (работа, учеба, семья с двумя детьми), добавил: «Вставай на час раньше». Так началась эта работа.

Собак я держу с 1965 г. За прошедшие годы у меня было десять лаек и две русские гончие.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОБАК


В течение жизни собаки ее полевые качества проходят три периода: обучения, стабилизации и угасания. Эти периоды изучались мною на русскоевропейских и западносибирских лайках, работающих по белке. Использовались отчеты судей, каталоги выставок, опрос и анкетирование владельцев собак, наблюдения.

Вначале искал ответы на два вопроса: сколько встреч с белками необходимо лайке, чтобы ее полевые качества проявились полностью? в каком возрасте заканчивается период обучения и начинается период стабилизации?

Весь фактический материал собран на лайках, имеющих не менее трех дипломов по белке. Возраст, в котором собака получала высший диплом, определялся как окончание периода ее обучения. Например, собака поочередно получила дипломы 3, 2 и 1 степени. Возраст, в котором получен диплом 1 степени, считался концом периода обучения. Собака вначале получила диплом 1 степени, а позже два диплома 2 степени. В данном случае период обучения считался оконченным по дате получения первого диплома. Собака имеет три диплома 2 степени. Дата получения первого диплома принималась как окончание периода обучения.
Через опрос и анкетирование владельцев собак выяснял примерное количество встреч с белками за весь период обучения (данные по 80 лайкам).

И по возрасту, и по количеству встреч с белками, необходимых для обучения, обнаружился большой разброс: по возрасту – от 1,5 до 6 лет (среднее 3,5 года, что совпадает с возрастом физиологической зрелости), по встречам с белками – от 30 до 250 (среднее 120). В пределах указанного возраста находятся и собаки других пород, ставшие впервые чемпионами полевых состязаний, период обучения которых можно считать оконченным.

Мы не выявили различий между кобелями и суками ни по встречам с белками, ни по времени периода обучения, ни по степени получаемых дипломов.

На охотах с лайками определяли количество встреч с норками и куницами в период обучения. Собаки начинали стабильно работать после 3–10 встреч с норками и 5–15 – с куницами. 

Период угасания полевых качеств происходит по мере старения собаки. Его начало улавливается по снижению качества работы и нарастанию ошибочных работ. Период угасания также имеет широкий диапазон по возрасту (примерно с 8 до 15 лет). Профессор В.С. Смирнов, определявший возраст волков по тысячам черепов, при встречах постоянно задавал мне вопрос-загадку: почему волки

8-летнего возраста исчезают из популяции в два раза быстрей, чем это ожидалось математически? Возможно, ответ скрывается именно за началом периода угасания волков в этом возрасте.

НАСЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОБАК
 
Данные по наследованию полевых качеств собраны по собакам возраста не менее 6 лет с указанием их высшего диплома. (Для получения большего фактического материала сегодня я бы собирал данные по собакам от 4 лет.)

Классик охотничьей литературы А.А. Черкасов в написанных более 100 лет назад  «Записках охотника Восточной Сибири» удивительно верно для своего времени «уловил своею наблюдательностью» общий характер наследования охотничьих качеств собак и решающую роль наследственности в их становлении. «Здесь эти собаки ведутся как-то родом, или домами, т.е. от хороших промышленных собак обыкновенно и родятся годные к охоте собаки, и наоборот. Так что редко от простой дворовой суки или кобеля родятся промышленные дети; конечно, нет правил без исключения и в этом случае».

Л.В. Крушинский (1960) приходит к выводу: «...несмотря на огромное значение внешних факторов в формировании поведения все же врожденный, безусловно рефлекторный фонд поведения является той базой, на которой под влиянием внешних воздействий формируется поведение животного».

Мои данные подтверждают и детализируют выводы этих авторов, см. табл. 1.

По десяти породам собраны данные о происхождении 180 собак, имевших дипломы 1 степени. 70% из них рождены от вязок, в которых оба или один родитель имели дипломы 1 степени. (Количество перводипломников среди собак в возрасте от 3 до 10 лет по породам колеблется от 5 до 15%.) Остальные 30% перводипломников произошли от собак с дипломами 2 и 3 степени, но которые в свою очередь родились от вязок с участием перводипломников.

Для прогнозирования полевых качеств при составлении плана вязок и выборе щенка важно как можно полнее иметь представление об этих качествах у шести предков. Посмотрите, как отличаются дипломы потомков в двух пометах у лаек в последовательности:

деды    бабки    родители    потомки

2–2    2–2    2–3    2–2–3–3–3

2–2    1–3    1–1    1–1–2–2

В таблице 1 можно выделилить два сектора. В первый войдут отлично и хорошо работающие лайки, во второй – посредственно. Учет дневной и сезонной добычи у лаек показал, что собаки с дипломами 1 степени превосходят хороших полевиков в 2–3, а посредственных – в 4–5 раз. Есть и еще один важнейщий показатель: эстетическое впечатление от работы собаки. Собаки из второго сектора здесь много проигрывают собакам из первого.

Один интересный момент в работе я не могу объяснить. Процент отлично и хорошо работающих лаек снижался из поколения в поколение, см. табл. 2.

Вероятно, здесь какая-то методическая ошибка. Однако в книге Н.А. Ильина «Генетика собак» (1932) есть небольшое замечание о некотором доминировании «лабильных свойств» в наследовании поведения у собак. У меня есть лишь подозрение, что в наследовании полевых качеств небольшое преобладание имеют собаки с худшими качествами.

Эта работа была остановлена из-за моего переезда в Тверскую область в конце 1974 г. Из того, что сделано, можно утверждать: потолок полевых качеств собак определен наследственностью и в подавляющем большинстве двумя поколениями предков, что позволяет племенным секторам при составлении плана вязок прогнозировать полевые качества потомства.

Что еще почитать