АРЕНДА УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА

НУЖНО ЛИ ОХОТПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОРЫ АРЕНДЫ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛЕСНЫМ КОДЕКСОМ РФ?

Здравствуйте, уважаемая редакция «Российской Охотничьей газеты»! В вашей газете (№ 4, 2008 г.) на стр.18 помещена заметка под названием «Прокуратура Удмуртии привлекла к ответственности ряд охотничьих обществ». После прочтения этой заметки у меня, да и не только у меня, возник ряд вопросов.

– Имеют ли названные в заметке юридические лица, подвергшиеся проверке, долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, выданные на основании Федерального закона «О животном мире»?

– Если имеют, то в Условиях пользования объектами животного мира, которые являются приложением к долгосрочной лицензии, говорится, что пользователь животным миром обязан на предоставленной территории проводить биотехнические и охотхозяйственные мероприятия, обеспечивающие воспроизводство охотничьих животных.

Охотпользователю уже предоставлена территория для осуществления пользования объектами животного мира, и это пользование обязано сопровождаться устройством солонцов, подкормочных площадок и т.д. Не вступает ли вновь принятый Лесной кодекс в противоречие с уже существующим ФЗ «О животном мире» и законно ли наложение штрафов на упомянутых в заметке юридических лиц? Прошу прокомментировать вышеназванное противоречие. Надо ли уже действующим лицензированным охотпользователям заключать договоры аренды участков лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства, как того требует вновь принятый Лесной кодекс? Насколько это требование законно?

Прошу уважаемую редакцию разобраться, проконсультироваться со знающими людьми и в ближайшем же номере «РОГ» ответить на этот волнующий многих охотпользователей вопрос.

Роман ШАДРИН

Очевидно, для того чтобы у наших читателей сложилось правильное представление, о чем идет речь, придется вернуться к содержанию указанной заметки. По сообщению пресс-службы прокуратуры Удмуртской республики, была проведена проверка соблюдения земельного и лесного законодательства юридическими лицами, осуществляющими ведение охотничьего хозяйства. По итогам проверки установлено, что земельные участки на территории Игринского района для ведения охотничьего хозяйства (устройство подкормочных площадок, солонцов) используются без оформленных в установленном порядке договоров аренды лесных участков. В результате прокурором возбуждены дела по ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю) и на виновных был наложен штраф. С 1 января 2007 года вступил в силу новый федеральный закон, а именно Лесной кодекс Российской Федерации. В п.5 статьи 36 «Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства» указанного закона предусмотрено, что граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. Федеральным законом о введении в действие Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ даже предусмотрен порядок приведения ранее существовавших договоров аренды охотничьих угодий в соответствие с новым законодательством. Заинтересованным лицам предлагается подать заявление о предоставлении лесного участка в аренду (п.3, ст.4 Закона). Законодатель не счел возможным установить какой-либо отдельный порядок для пользователей, получивших ранее долгосрочные лицензии на пользование животным миром, как он это сделал в отношении лесных билетов, ордеров и лесорубочных билетов. «Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются действительными до истечения срока их действия» (п.1, ст.4 Закона № 201-ФЗ).

Поэтому уже действующим «лицензированным» охотпользователям надо заключать договор аренды лесных участков.
Чтобы более или менее объективно судить об обоснованности и законности наложения штрафов на нарушителей нужно располагать материалами дела об административном правонарушении.

Во всяком случае, юридические лица, посчитав, что их незаконно привлекли к административной ответственности, имеют право обратиться в соответствующий арбитражный суд с жалобой. Порядок подачи таких жалоб регулируется ст. 30.1–30.11 КоАП.

Что касается противоречий, имеющихся между ФЗ «О животном мире» и Лесным кодексом РФ, то этот вопрос довольно подробно освещался в опубликованных в нашей газете статьях: «Проблемы любительской охоты и Лесной кодекс» («РОГ» № 7, 2007), «В лесу светлее не стало» («РОГ» № 11, 2007), «Законодательное обеспечение права собственности на природные ресурсы» («РОГ» № 3 и  № 4, 2008).

Выскажу свою точку зрения. Принят новый закон, и пока положения этого закона в отношении заключения охотпользователями договоров на лесные участки не оспорены в Конституционном суде РФ, последние обязаны такие договора заключать.

Как говорили древние, закон суров, но это закон, или другими словами: закон есть закон, и его следует выполнять.

Что еще почитать