Не раз рассказывали мне знакомые рыболовы о баснословных уловах под Весьегонском, на других участках славного, богатого рыбой водоема. Однако побывать том долгое время не удавалось: далековато все-таки.

После того как младший сын Василий в марте 2003 года побывал с друзьями на Рыбинском море и рассказал о прекрасной рыбалке, твердо решил: надо ехать! С тех пор вот уже пять лет подряд с сыновьями Андреем и Василием постоянно приезжаю сюда порыбачить по последнему льду.

Впрочем, сказать, что рыбачили на Рыбинке – явно недостаточно. На огромном водоеме немало мест, заслуживающих внимания рыболовов. И почти везде рыбалка имеет особенности. Одно дело – рыбачить в устьях впадающих рек, и совсем другое – на бескрайних просторах самого Рыбинского моря. Более того, даже на той или другой впадающей реке рыбалка бывает разной – и по клеву рыбы, и по методике ловли, и по результату.

В этом мы убедились еще весной 2003 года. Первая поездка состоялась 4 апреля. Мы твердо держали курс на реку Сёблу, впадающую в водохранилище севернее поселка Прозорово. По рассказам знакомых рыболовов, именно здесь наиболее успешно ловится рыба. Говорили, что ближе к устью можно подцепить настоящую «морскую» плотву весом более килограмма.

Еще затемно пересекли реку Ильдь, впадающую в водохранилище. У моста через реку обратили внимание на большое скопление машин с приезжими рыбаками. Невольно подумалось: не зря люди приехали сюда. Но мы даже не остановились, ни с кем не поговорили, решительно были настроены на Сёблу.

У поселка Прозорово асфальт кончился и около шести километров пришлось добираться по разбитой проселочной дороге. Машина еле ползла по грязи, порой приходилось ее подталкивать. Но мы все-таки добрались до Сёблы. Здесь река делает крутой поворот, левый берег более высокий и обрывистый. С нетерпением спустились на лед. Сразу обратили внимание на множество старых лунок. Толстый ноздреватый лед просто изрешечен. Поэтому сверлить лунки было бессмысленно. Достаточно лишь счистить черпаком любую лунку от тонкой корки льда – и лови на здоровье. Так мы и сделали.

Предвкушая поймать «морскую» плотву, опустил мормышку в лунку, ведь именно на этом месте ловили совсем недавно такую крупную рыбу. Глубина – чуть более метра. Начал играть то у самого дна, то плавно поднимал выше. Никаких признаков рыбы. Переходил от одной лунки к другой, но все напрасно: нигде не клевало.

В чем же дело? Ведь всего несколько дней назад, по рассказам побывавших здесь рыболовов, они просто облавливались крупной плотвой. А сегодня – пусто. Стали думать, решать, как быть дальше. И решили: пока под лучами солнца еще не совсем раскисла грязь на дороге, надо отсюда быстрее уматывать. Но куда? По пути разберемся. Остановимся либо на Сити у Брейтово, либо на Ильди.

Кое-как преодолели скользкий грязный участок, выехали на шоссе. Остановились перед мостом через Сить. На широком заливе слева от моста плотными группами сидели сотни рыбаков. Мы тоже спустились на лед. Здесь просидели над лунками около двух часов. И опять ни поклевки. По поведению других рыболовов чувствовалось, что и у них дела были не лучше.

Окончательно разочаровавшись, твердо решили возвращаться домой. В третьем часу дня, подъехав к мосту через Ильдь, все же остановились здесь. Увидели рыбаков, расположившихся по всему руслу реки. У некоторых рядом с лунками трепыхались солидные по размеру плотвицы.

Мы тоже решили еще раз попробовать. Я облюбовал местечко у поворота реки, рядом с крутым, высоким берегом.

Опустил мормышку с мотылем в лунку, начал поигрывать кивком. И тут наконец свершилось долгожданное чудо: кивок вдруг плавно выпрямился. Подсек, почувствовал живую тяжесть на конце лески. Вытащил довольно крупную плотвицу. Потом еще и еще. Настроение сразу поднялось. Скоро убедился: рыба чаще клюет не на игру, а на неподвижную снасть, когда мормышка лежит на дне, а кивок находится в прогнутом положении. Чуть поиграешь кивком, опустишь мормышку на дно – тут кивок и выпрямляется.

Мелькнула мысль: если рыба лучше берет со дна, то почему не попробовать половить поплавочной удочкой? Быстро размотал и настроил снасть. Догадка полностью оправдалась. Чуть притопленный поплавок вскоре начинал подрагивать и подниматься из воды. Следовала подсечка – и очередная плотвица красовалась на льду. Причем на поплавочную снасть шла более крупная рыба. Изредка поплавок утапливался, но чаще поднимался и всплывал.

Так, уже после трех часов дня, началась у нас увлекательная, интересная рыбалка. Попадались вполне приличные, по 300–400 граммов плотвицы. Уезжать домой теперь не хотелось. Чем ближе к вечеру, тем интенсивней был клев.

Ночь коротали в машине, а с рассвета – сразу на лед, на свои вчерашние лунки. Я переключился ловить только поплавочными удочками из двух лунок. Поклевки следовали часто, еле успевал подсекать и насаживать мотыля. Улов оказался богатым, рыболовный ящик заметно потяжелел.

Время пролетело незаметно. Рыбинка, хотя и покапризничала, поиздевалась над нами, но все же не подвела. До сих пор память хранит ту замечательную рыбалку на Ильди.

Ровно через две недели мы вновь поехали на Рыбинку. Были настроены порыбачить опять на Ильди. Но, подъехав к реке, ахнули: она текла сплошным потоком, будто и не было здесь две недели назад толстого льда. Что делать?

Решили доехать до Брейтово, на Сить, где в прошлую поездку не увидели даже поклевок. Душу разъедала тревога: а есть ли лед на Сити? Облегченно вздохнули, увидев на широком заливе ледяной покров.

Однако вдоль берега уже образовалась закраина открытой воды шириной 2–3 метра. На лед пришлось выходить по доскам, проложенным между берегом и льдом. А лед оказался достаточно толстым и надежным. Лунок на нем было предостаточно, ледобуры мы даже не стали расчехлять.

Облюбовал три рядом расположенные лунки. В две из них опустил поплавочные удочки, а в одной начала играть мормышкой. Вскоре один из поплавков всплыл, вытащил плотву. Потом поднялся поплавок в другой лунке – вытянул подлещика. Казалось, дело пошло. Однако поклевки становились все реже, а вскоре и вовсе прекратились. Сделал вывод: рыбу надо искать.

Взял удочку с черной вольфрамовой мормышкой, начал ходить по свободным лункам. Глубина – около 4 метров. В очередной лунке кивок вдруг резко прогнулся. Подсек, вытащил плотву примерно на 400 граммов.

Так и ходил от лунки к лунке. Из некоторых удавалось вытащить подряд по 3–4 рыбины. Наряду с плотвой попадались приличные подлещики. Поклевки следовали как при подъеме мормышки, так и при ее опускании с одновременной игрой. Подлещик чаще брал со дна.

Порадовал и второй день рыбалки. Большой полиэтиленовый мешок, набитый рыбой, не вмещался в рыболовный ящик, его пришлось нести отдельно.

Итак, полученный опыт говорит о том, что постоянством клева Рыбинка не отличается, хотя водоем и богат рыбой. И нельзя говорить о рыбалке на этом рукотворном море в общем и целом, а надо конкретно указывать, когда и на каком участке вы рыбачили. Недаром же говорят, что успех рыбалки здесь будет обеспечен, если оказаться в нужное время в нужном месте.

Что еще почитать