В зимний период многие рыболовы на Чебоксарском водохранилище стараются  поближе прижаться  к левому берегу – именно здесь сейчас можно надеяться на неплохой клев.

Но это вовсе не означает, что, пробурив в произвольно выбранном месте на прибрежном мелководье лунку, мы сразу же выхватим из нее упитанную  плотвицу или солидного горбача.

Поиск рыбы на мелководье – не менее трудная задача, чем поиск на фарватере. И дело здесь даже не столько в рассредоточенности рыбы, сколько в том, что она крайне пуглива и боится не только шума ледобура, но и беспокоящую возню на льду. Поэтому ловить под берегом лучше всего в одиночку.

Прибрежная рыбалка имеет два вида – поиск и ловля на откровенных мелях, без различных перепадов дна, и ловля в ямках. Сказать определенно, где лучше будет клевать, невозможно: я не раз сталкивался с концентрацией рыбы в тех местах, где свободной воды от края льда до дна сантиметров 10-20, и при этом с полным отсутствием клева на соседних приямках, и наоборот. И с чем связаны такие перемещения рыбы, судить не берусь – ни в одном из таких случаев не смог найти системы.

ОКУНЬ

Чаще всего окунь себя обнаруживает все-таки в ямках, нежели на чистом дне. Говоря «окунь», подразумеваю не мелкую 40-граммовую «колючку», а рыбу хотя бы за 100 граммов весом. Более мелкий окушок может обнаружить себя и вне этих ям, на мелях.

Главный сигнал рыбе к тому, чтобы начать клевать – поступающая под лед вода. Много интересных рыбалок было связано с ловлей окуня в прибрежных трещинах, но не в таких, где может провалиться человек, а в нешироких, сантиметров 20–30 шириной. В трещины поступает свежая вода, что собирает под такими местами немало самой разнообразной рыбы, и окуня в первом числе.

Окуня в трещинах можно даже наблюдать – черные полосатые спины на фоне песчаного дна просматриваются очень хорошо. Казалось бы, близок локоть, да не укусишь – бывают периоды, когда окунь из трещин не ловится. Соблазнить его в этом случае можно, лишь уменьшив размер приманки до минимума. В зависимости от того, активен окунь или нет, я ловлю или на блесну, или на микромормышки.

В период «последнего льда» окунь, хоть и большей частью активный, тем не менее, на блесну может не обращать внимания. Еще одна особенность окуня в этот период – он часто поднимается высоко от дна и может ловиться даже не столько в полводы, сколько сразу под лункой. Ловится он и прямо под трещиной. Окунь из трещины пуганый, поэтому очень осторожный и привередливый по отношению к приманке. Именно поэтому он ловится на такие маленькие мормышки и совсем не обращает внимания на приманки, что на полграмма тяжелее и, соответственно, несколько объемнее. Большинство поклевок – на спуск, когда чертик слегка заваливается. Факт поклевки всегда на виду, поэтому с подсечкой редко опаздываешь.

Надо иметь в виду, что концентрация окуня под трещиной может быть неравномерной: в каких-то местах его много, а где-то и нет вовсе. Причина – в рельефе дна. По одним понятным только ему причинам, окунь стоит над буграми, зачастую игнорируя ровное дно.

Не менее интересна ловля окуня в прибрежных ямах. Скорее это даже не ямы, а приямки – разница в глубине даже в десяток сантиметров может уже послужить причиной концентрации в этом месте окуня. Бывает, диву даешься, как столько окуня помещается в небольшом приямке, который обычно размером метр на метр.

СОРОЖКА

Как-то раз, проходя по прибрежной части водохранилища, обратил внимание на небольшую прорубь, в которой стояла стайка крупных сорожек. Я бы, наверное, так и прошел мимо, если бы не блеск и сверкание ее чешуи. Естественным желанием стало попробовать выловить плотву прямо из проруби. Плавно опускающаяся мормышка была тут же атакована, а 300-граммовая плотвица после нелегкого вываживания доставлена на лед. Остальные плотвицы тут же смотались с места происшествия в разные стороны. Их и решил поискать вдоль берегового свала. Нашел довольно быстро и поймал в тот день неплохо.

В зависимости от каких-либо условий, сорожка может обнаружить себя и перед береговым свалом – на откровенных мелях, где свободной воды от льда до дна считанные сантиметры, и за самим свалом, где глубина уже может достигать двух метров. Причем часто бывает так, что лучше сорожка ловится именно перед свалом, на меляке. Бывает и так, что на глубине в 7–8 см попадается такая плотва, что развернуть и направить ее в лунку – дело безнадежное. И как она только там перемещается? Боком, как камбала?

Когда плотва идет по таким мелководьям, ловить ее на игру нецелесообразно, лучше просто оставить мормышку в сантиметре от дна. В такой ловле уже обязательна насадка – мотыль, опарыш, репейник, мормыш. Бывает, неплохо ловится и на сырое тесто.

Обязательное условие – затемнить лунку и ловить без соседей. Бывает, вместе с крупной плотвой на таких местах попадается и высокий телом лещ. Как уж этот «товарищ» здесь перемещается – и вовсе непонятно.

Когда плотва стоит за свалом или прямо на нем, она уже лучше ловится на движущуюся мормышку. Наличие течения дает нам возможность ловить на ступеньку, что благоприятно скажется на улове. Главное условие – медленно подать мормышку. Вообще, мормышка для прибрежной сорожки должна отвечать следующим требованиям: быть тяжелой при минимальном объеме и иметь крючок с длинным цевьем.

Что еще почитать