На территории области действия заинтересованных юридических и физических лиц по вопросам охраны и рационального использования объектов животного мира согласовывает Совет по охотничьему и рыболовному хозяйству, созданный распоряжением правительства Ивановской области. На заседании в сентябре т.г. Совет рассматривал вопрос, касающийся лимитов на добычу охотничьих животных и водных биологических ресурсов.

По вопросу лимитов на добычу объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьих животных) доклад сделали работники Управления Россельхознадзора по Ивановской области. В представленных к докладу материалах подробно изложены условия проведения учетных работ в январе – марте 2007 года, а также сведения о численности имеющихся ресурсов лося, кабана, оленей – пятнистого и благородного, медведя по состоянию на март 2007 года.

Кроме того, в докладе было отмечено, что сотрудники охотнадзора проверили 24% выполненных охотпользователями маршрутов от общего объема учетных работ и 33% пройденных учетчиками троплений. Все это   позволило признать зимний маршрутный учет охотничьих животных 2007 г. по Ивановской области соответствующим установленным требованиям и провести расчет послепромысловой численности основных видов охотничьих животных. Эти данные легли в основу заявки на добычу, которая была направлена в ФГУ «Центрохотконтроль».

По расчетам Управления Россельхознадзора в угодьях Ивановской области на март 2007 г. обитало около 7000 бобров, 50 медведей, 2890 кабанов, 3800 лосей. Представленные материалы вызвали у членов Совета некоторое удивление, связанное с резким ростом численности охотничьих животных в период после ликвидации в 2004 году Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ивановской области. Поголовье бобров за 2 года выросло с 4000 до 7000 голов. Почти в два раза возросло поголовье лосей, кабанов. Подобный рост численности отмечен и по остальным видам охотничьих животных, лимиты на которых утверждаются Минсельхозом РФ. На это явление указывал также доктор биологических наук В. Кузякин, который являлся членом экспертной комиссии Минприроды России. Для примера можно сказать, что еще в 1987 году, по материалам Всероссийского учета околоводных животных, поголовье речных бобров в Ивановской области было оценено в 4,0 тыс. голов. По оценке экспертов в конце 80-х годов бобровая популяция достигла предела своего развития, заняв почти все пригодные для обитания водоемы области.

Учитывая это, правительство Ивановской области сделало запрос в Минсельхоз РФ с просьбой предоставить данные о численности охотничьих животных, которые, по мнению Минсельхоза РФ, имеются в Ивановской области. Из справки, подготовленной ФГУ «Центрохотконтроль» для министерства, следовало, что численность поголовья лосей и кабанов, определенная в результате федеральной государственной экспертизы по материалам учетов 2007 года, по каждому виду меньше на 1000 голов, чем указано в докладе Управления Россельхознадзора. Таким образом, встал вопрос, каким данным верить: охотпользователей, проводивших учет, работников Управления Россельхознадзора, контролировавших учетные работы и готовивших обобщающий отчет по материалам учетов, сотрудников ФГУ «Центрохотконтроль» или членов экспертной комиссии Минприроды России?

Хочется отметить, что в запросе, направленном правительством Ивановской области в Минсельхоз РФ, была просьба указать величину возможного прироста численности охотничьих животных на октябрь 2007 г. Для членов Совета эта информация чрезвычайно важна, поскольку в системе организованного охотничьего хозяйства охота ориентируется именно на величину прироста. Исходя из его величины, и планируются лимиты изъятия, мероприятия по охране, подкормке и т.д. В свою очередь бюджет области планирует получение сборов от реализации лицензий на добычу диких копытных животных, медведей и пушных зверей, а охотпользователи, соответственно, получение прибыли от организации охот, сдачи мяса и пушнины. Однако, как следовало из ответа, ФГУ «Центрохотконтроль» такой информацией не располагает. Трудно в это поверить, но получается, что планирование добычи на предстоящий охотничий сезон ведется без учета величины прироста.

Это лишний раз  подтверждает, что управление охотничьими животными, являющимися по закону государственной собственностью, осуществляется федеральными чиновниками  бездарно. Животные не переданы по акту в количественном и качественном отношении охотпользователям, имеющим долгосрочные лицензии. Не числятся они и  на балансах  территориальных Управлений Россельхознадзора и субъектов Российской Федерации. Отсутствие достоверного учета привело к развитию браконьерства, воровства и безнаказанности. Для примера приведем следующие данные. По материалам Управления Россельхознадзора по Ивановской области, на март числилось около 2890 кабанов. При величине прироста данного вида для Центральных областей РФ в 100% их численность на начало охотничьего сезона должна составить около 5800 голов. Следовательно, лимит добычи на сезон охоты 2007– 2008 гг. должен составить не менее 3000 голов. Однако в предыдущем охотничьем сезоне охотпользователи не смогли легально освоить выделенный лимит, который составлял чуть больше 100 голов. На это явление указывал и доктор биологических наук, профессор А. Данилкин в статье «Дикие копытные: охотничья добыча и не охотничьи потери» (журнал «Охота и охотничье хозяйство» № 4, 2007 г.).

Что это такое? Непонимание наличия подобного ресурса, либо «туфта» при проведении учетных работ, которую не заметили контрольно-надзорные органы. А может быть, в этом заинтересованы и охотпользователи, и контрольно-надзорные органы?

Думается, не случайно в отчете по итогам охотничьего сезона 2006 г. Россельхознадзор указал, что в Ивановской области по одной лицензии на лося добывается еще три незаконно. На подобное вольное обращение с ресурсом охотничьих животных указывают в своих исследованиях многие известные охотоведы.

В результате охотничье хозяйство имеет дефицит легальных охот на диких копытных животных, недопромысел пушных зверей и массу случаев незаконной браконьерской охоты. Реально стоит вопрос: что делать? 

Предлагаем один из вариантов решения данной проблемы.

Для организации охотничьих хозяйств, заинтересованных в расширенном воспроизводстве охотничьих животных, надо уйти от признания охотничьих животных государственной собственностью. Необходимо законодательно признать существование средства производства, включающего в себя охотничьих животных и среду их обитания. Установить единую методику оценки величины арендной платы данного комплекса в зависимости от численности животных.

Именно этот имущественный комплекс подлежит сдаче в аренду. При этом в качестве государственной меры защиты животного мира от недобросовестного пользования, определения границ прав арендаторов на переданное имущество, необходимо введение понятий «нижнего и верхнего пределов» численности охотничьих животных на единицу площади, определяемых на конкретные даты по единой методике.

В границах от верхнего до нижнего пределов численности охотпользователь должен осуществлять свои права владения имущественным комплексом и распоряжаться результатами ежегодного прироста охотничьих животных.

Охотпользователь, получая в аренду охотничьих животных и охотничьи угодья, обязуется:

– платить арендную плату, установленную изначально, исходя из состояния передаваемого в аренду имущественного комплекса.

Задача охотнадзора в таких условиях следить за тем, чтобы численность охотничьих животных находилась в установленных пределах и добывались они с соблюдением общепринятых норм. Это потребует от охотпользователей и надзирающих органов специалистов охотничьего хозяйства, владеющих методиками и способами учета охотничьих животных, что позволит в конечном итоге приблизиться к рациональному использованию ресурсов охотничьих животных.

Долгосрочная лицензия, выдаваемая охотпользователю, должна оставаться инструментом, служащим допуском юридических лиц и предпринимателей к аренде охотничьих угодий и населяющих их животных. Выдача долгосрочной лицензии должна являться подтверждением того, что у соискателя имеются средства для ведения охотничьего хозяйства, специалисты в этом виде деятельности и опыт работы. Срок действия лицензий не должен быть менее 5 лет.

Сложным, мало изученным остается вопрос согласования условий пользования с собственниками, землепользователями, лесопользователями и другими пользователями земельных и водных территорий при выдаче долгосрочных лицензий и заключении договоров на пользование территориями, акваториями для нужд охотничьего хозяйства. Для нашего охотничьего хозяйства, привыкшего к свободе и охоте без ограничений, этот пласт вопросов остается темным лесом. Первые шаги, предпринятые лесным хозяйством, обозначившим свои требования к передаче лесных угодий в аренду для ведения охотничьего хозяйства показали, что ни лесное, ни охотничье хозяйство к этому не готовы. Ведь в основе передачи лесных угодий в аренду лежит получение арендной платы за среду обитания охотничьих животных.

В соответствии с Федеральным законом с 1 января 2008 года в перечне полномочий в области охраны и использования животного мира, передаваемых Российской Федерацией субъектам, указаны полномочия по установлению согласованных с Минсельхозом России объемов (лимитов) изъятия охотничьих животных.

Исходя из имеющегося опыта считаем, что  данный вопрос будет не простым. Будет правильным, если до начала охотничьего сезона 2008 года Минсельхоз России своим приказом определит методики учета охотничьих животных, а также критерии, по которым будут определяться лимиты  на сезон охоты 2008–2009 гг.

Важным остается вопрос  определения величины ежегодного прироста поголовья животных. Ведь именно от величины прироста  инструкции о порядке добычи диких копытных, пушных зверей и медведей, утвержденные в прошлом Главохотой РСФСР, указывали, какой лимит добычи охотничьих животных может быть выделен субъекту или охотпользователю.

Хотелось, чтобы вновь созданный в Минсельхозе РФ Департамент охотничьего хозяйства принял самое активное участие в формировании в субъектах РФ работоспособных  органов управления охотничьим хозяйством и в  подготовке специалистов охотничьего хозяйства, владеющих методами и способами учета охотничьих животных. Необходимо в самое короткое время совместно с ФГУ «Центрохотконтроль» подготовить (аттестовать) руководителей отделов органов управления охотничьим хозяйством, занимающихся учетом охотничьих животных в субъектах, на предмет их готовности возглавить эти подразделения. Сотрудники ФГУ «Центрохотконтроль» и сотрудники, занимающиеся учетом животных в субъектах, должны быть единым целым, работать по одним программам и методикам. Владея численностью ресурсов, их территориальным размещением по охотхозяйствам, административным районам, путями их сезонных миграций, можно планировать их рациональное использование.

Что еще почитать