В последние два десятка лет охотничье хозяйство оказалось в упадке. Почему-то три миллиона российских охотников оказались как бы на обочине жизни.

Это породило много проблем и конфликтов.

А крайними, как всегда, оказались рядовые охотники.

Охота в России издревле была одной из основных отраслей хозяйства. Наличие больших малонаселенных территорий обуславливало наличие большого количества охотничьих животных, которые во все века использовались людьми. До революции, да и в советское время пушнина занимала весомое место в экспорте страны. Мясо лосей в больших количествах шло за границу – во Францию и Германию – на детское питание как диетический продукт. До сих пор во многих районах страны охота имеет промысловое значение, зачастую являясь единственным средством существования для местного населения. В густонаселенных районах охота приобрела спортивное значение. Параллельно охоте развиваются сопутствующие отрасли – производство оружия и боеприпасов, амуниции, одежды, специального транспорта и другие. Кроме того, как это парадоксально не звучит, охота всегда воспитывала в людях любовь к природе, бережное отношение к животным.

Однако в последние два десятка лет охотничье хозяйство оказалось в упадке. Почему-то три миллиона российских охотников оказались как бы на обочине жизни. Это породило много проблем и конфликтов.

А крайними, как всегда, оказались рядовые охотники.

Во многих местах противостояние общественных организаций охотников с госструктурами вылилось в откровенные боевые действия. Причем, где-то перегибают палку структуры охотнадзора, где-то администрации регионов, где-то общества охотников. Увеличивается число конфликтов охотников с растущим количеством частных охотхозяйств.

С каждым днем ситуация ухудшается в связи с отсутствием законодательства в охотничьей отрасли. Сколько было сказано слов об отсутствии закона об охоте. И вот появилась надежда. Рабочей группой Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» подготовлен проект этого закона. На прошедшей выставке «Охота. Рыбалка. Отдых» в Крокус-Экспо был организован круглый стол по обсуждению этого проекта. Были приглашены ученые, специалисты, юристы, представители средств массовой информации. Не обделили мероприятие вниманием представители иностранных фирм, работающих в области охотничьего хозяйства.

По результатам работы круглого стола Центральным Правлением Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» 26 сентября 2007 года было принято Постановление № 16 об одобрении данного проекта и принятии необходимых мер по внесению его для принятия в Государственную Думу. Конечно не стоит рассчитывать, что этот закон будет принят даже до конца этого года, но главное, что начало положено.

Теперь, уважаемые читатели, самое главное! Мы предлагаем вашему вниманию проект этого закона. Это мы в своем далеком детстве, изучая в школе литературу, историю, ругали книги которые не читали, фильмы, которые не смотрели, поэтому перед тем, как наши государственные мужи примут этот закон, мы хотим, чтобы вы все ознакомились с ним. Более того, если кто-то хочет высказать свое мнение по поводу этого проекта – мы с радостью ждем ваших писем. Все, заслуживающие внимания предложения будут опубликованы на страницах «РОГ» и переданы в рабочую группу по подготовке проекта закона. Дорогие читатели, каким будет этот закон сейчас во многом зависит от вас, пишите, присылайте свои предложения, чтобы потом мы все могли ходить на охоту и получать удовольствие от нашего общего увлечения.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охоты и ведения охотничьего хозяйства в целях обеспечения охраны охотничьих животных, сохранения и улучшения качества охотничьих угодий; обеспечения рационального использования охотничьих животных, сохранения биологического разнообразия естественных экологических систем; создания условий для развития и ведения охотничьего хозяйства; защиты прав и интересов охотников и охотпользователей; сохранения национальных охотничьих традиций и традиционного пользования охотничьими животными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХОТЕ И ВЕДЕНИИ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА»

Вариант на 06.09.2007


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) охота – вид пользования животным миром, при котором осуществляется выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча охотничьих животных;

2) охотничьи животные – дикие животные (птицы и млекопитающие), находящиеся в состоянии естественной свободы в природной среде и отнесенные в установленном порядке к объектам охоты;

3) охотничьи угодья – территория (акватория), на которой обитают охотничьи животные, и осуществляется или может осуществляться охота и ведение охотничьего хозяйства;

4) охотничье хозяйство – охотничьи угодья с определенными границами, в пределах которых охотпользователем осуществляется право пользования охотничьими животными для ведения охотничьего хозяйства;

5) ведение охотничьего хозяйства – вид экономической деятельности сезонного характера, связанной с охотой, разведением диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, а также переработку и реализацию продукции охоты;

6) сезон охоты – определенный правилами охоты период времени, в течение которого разрешается охота;

7) орудия охоты – охотничье оружие, капканы, самоловы и другие разрешенные орудия, а также охотничьи собаки и иные ловчие животные, используемые для добычи охотничьих животных;

8) продукция охоты – добытые в результате охоты охотничьи животные, а также полученные от них мясо, шкуры (шкурки), рога, яйца птиц, пух, перо, внутренние органы и иные части, а также отловленные живые охотничьи животные;

9) охотник – гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин, который обладает правом на охоту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) охотпользователь – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые в установленном порядке приобрели право пользования охотничьими животными и ведут охотничье хозяйство в охотничьих угодьях;

11) биотехнические мероприятия – комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий обитания, воспроизводства и увеличения численности охотничьих животных;

12) лимит добычи охотничьих животных – допустимый размер изъятия определенного вида охотничьих животных, устанавливаемый для всей территории (акватории) охотничьих угодий субъекта Российской Федерации;

13) квота добычи охотничьих животных – часть лимита добычи охотничьих животных, устанавливаемая для охотничьего хозяйства и охотничьих угодий общего пользования;

14) норма добычи охотничьих животных – допустимый размер изъятия охотничьих животных, устанавливаемый охотнику (охотникам) охотпользователем в границах охотничьего хозяйства либо уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в охотничьих угодьях общего пользования;

15) пропускная способность охотничьих угодий – максимально возможное количество охотников, которые могут охотиться в один день (сезон) на определенной территории охотничьих угодий, определяемое с учетом установленных квот, норм добычи охотничьих животных и необходимости соблюдения требований техники безопасности на охоте;

16) путевка – разрешение на охоту в охотничьем хозяйстве, выдаваемое охотпользователем охотнику.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства

1. Правовое регулирование отношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства осуществляется Федеральным законом «О животном мире», настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении охоты и ведении охотничьего хозяйства, включая установление порядка и сроков осуществления охоты, нормирования добычи охотничьих животных, определение порядка выдачи документов, удостоверяющих право на охоту, оборот продукции охоты и оказание услуг в данной области, установление порядка предоставления охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства и другие вопросы в области охоты и ведения охотничьего хозяйства.

3. Земельные, лесные и водные отношения, возникающие при ведении охотничьего хозяйства и осуществлении охоты, регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для осуществления указанной деятельности.

4. Имущественные отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении продукцией охоты, в том числе в результате совершения сделок, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Участники отношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства

1. Участниками отношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические, юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях в области охоты и ведения охотничьего хозяйства выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных законодательством.

Статья 4. Объекты отношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства

Объектами отношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства являются охотничьи животные и право пользования ими.

Статья 5. Охотничьи животные

Использование охотничьих животных осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также в пределах установленных лимитов, квот и норм добычи охотничьих животных.

Статья 6. Охотничьи угодья

1. Охота осуществляется в определенных границах охотничьих угодий на территории охотничьих хозяйств и в охотничьих угодьях общего пользования (охотничьих угодьях, не используемых для ведения охотничьего хозяйства).

2. В состав охотничьих угодий не могут быть включены земли населенных пунктов, и другие земли, на которых в силу специфики их использования осуществление охоты невозможно или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Границы охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Границы охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства могут устанавливаться по:

1) границам земельных участков;

2) границам населенных пунктов и муниципальных образований;

3) границам субъектов Российской Федерации;

4) естественным границам природных объектов;

5) иным границам.

4. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы обязаны допускать осуществление охоты и ведение охотничьего хозяйства беспрепятственно и безвозмездно, не могут препятствовать проведению мероприятий, способствующих охране и размножению охотничьих животных (улучшению гнездовых и кормовых условий).

Глава 2. Управление в области охоты и ведения охотничьего хозяйства

Статья 7. Государственное управление в области охоты и ведения охотничьего хозяйства

Государственное управление в области охоты и ведения охотничьего хозяйства осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Основные принципы управления в области охоты и ведения охотничьего хозяйства

Основными принципами управления в области охоты и ведения охотничьего хозяйства являются:
1) обеспечение условий устойчивого существования и рационального использования охотничьих животных;

2) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого существования охотничьих животных и защиты среды их обитания;

3) государственная поддержка деятельности, направленной на охрану и воспроизводство охотничьих животных и сохранение охотничьих угодий;

4) соблюдение прав и охраняемых законом интересов охотников и охотпользователей;

5) приоритет долгосрочного пользования охотничьими животными как основной формы ведения охотничьего хозяйства;

6) отделение права пользования охотничьими животными от права пользования землей и другими природными ресурсами;

7) приоритет прав граждан Российской Федерации и российских юридических лиц на охоту и ведение охотничьего хозяйства;

8) обеспечение условий для реализации охотником его права на охоту;

9) участие граждан и юридических лиц, включая общественные объединения, в решении задач по охране охотничьих животных и ведению охотничьего хозяйства;

10) сохранение национальных охотничьих традиций;

11) недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора) за пользованием и охраной охотничьих животных, охотничьих угодий с деятельностью по пользованию охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства;

12) согласование интересов охотников, охотпользователей и пользователей другими природными ресурсами;

13) защита прав охотников и охотпользователей;

14) государственная поддержка и защита прав коренных малочисленных народов и этнических общностей в области охоты и охотничьего хозяйства на территориях их проживания.

Статья 9. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства относятся:

1) определение государственной и единой инвестиционной политики в области охоты и охотничьего хозяйства;

2) разработка и совершенствование федерального законодательства в области охоты и охотничьего хозяйства;

3) координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и охотничьего хозяйства;

4) регулирование использования охотничьих животных, в том числе установление федеральных стандартов, правил и нормативов в области охоты и охотничьего хозяйства;

5) установление порядка предоставления лицензий на пользование охотничьими животными;

6) установление порядка осуществления государственного контроля и надзора в области охоты и охотничьего хозяйства;

7) установление порядка организации и проведения конкурсов по предоставлению права пользования охотничьими животными для ведения охотничьего хозяйства;

8) установление порядка приостановления и ограничения прав пользования охотничьими животными для ведения охотничьего хозяйства;

9) проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение типовой нормативно-методической документации, организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области охоты и охотничьего хозяйства;

10) установление порядка государственной статистической отчетности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

11) защита прав коренных малочисленных народов и этнических общностей на территориях их проживания в области охоты и охотничьего хозяйства;

12) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами.

Статья 10. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета

Российская Федерация может передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление части полномочий Российской Федерации в области охоты и охотничьего хозяйства за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О животном мире».

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охоты и охотничьего хозяйства, а также контроль за их исполнением;

2) разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству охотничьих животных и среды их обитания, а также государственной поддержке и развитию охотничьего хозяйства.

3) установление региональных правил охоты на территориях субъектов Российской Федерации;

4) организация и проведение конкурсов по предоставлению права пользования охотничьими угодьями.

5) предоставление прав пользования охотничьими животными;

6) приостановление, ограничение, прекращение прав пользования охотничьими животными и охотничьими угодьями в пределах компетенции.

Статья 12. Полномочия органов муниципального образования в сфере отношений, связанных с охотой и ведением охотничьего хозяйства

Полномочия органов местного самоуправления в области охоты и ведения охотничьего хозяйства определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Продолжение в следующем номере.

Что еще почитать