Все. Шапка лета съехала (середина июля миновала). В старину с 12 июля – Петрова дня начиналась охота на пернатых. Охотники во все времена стремились и в наши дни также стремятся узнать, каковы виды на болотно-луговую мелочь, водоплавающих и боровую дичь. Этими же вопросами озаботился и я: где личным наблюдением, где выспрашивая у местных охотников и рыболовов, егерей, своих знакомых, выезжавших на рыбалку или просто отдохнуть на природе.

Наблюдения относятся к отдельным районам Тамбовской, Рязанской, Московской, Владимирской, Ярославской и Тверской областей, и сведения, которыми я намерен поделиться, касаются ограниченных районов, где я и мои товарищи любим охотиться. Они носят субъективный характер. Судить по ним о реальной численности пернатых можно только приблизительно. Мне хотелось поделиться своими предположениями о количестве птиц; я думаю, они могут представлять для охотников, готовящихся отправиться на открытие, некоторый интерес.

Собранная информация подсказывает, что охота на пернатых в летне-осеннем сезоне 2007 г. будет нисколько не хуже прошлогодней. Такие оптимистические предположения строятся, в первую очередь, на основании теплой зимы и благополучной зимовки птиц; сухой и относительно теплой погоды в конце апреля и первых двух декадах мая. Благоприятные погодные условия способствовали сохранению кладок пернатых и раннему вылуплению птенцов. Например, в Тамбовской области первый выводок кряквы наблюдали 1-го мая, в Рязанской и Московской областях в конце первой декады мая. Последние дожди мая и начала июня пополнили пересохшие канавы и болотца водой и повлияли на обильный рост трав. Все складывается в пользу пернатых.

Наблюдения показали, что любители охоты по перепелу и коростелю в этом сезоне отведут душу. Бекас, дупель и гаршнеп также вывелись в пределах среднегодовой численности, и охота на них обещает быть интересной. Если, конечно, чиновники от охоты откроют ее своевременно и птица не уйдет за «сине море».

Утиному племени в этом году раздолье. Воды и корма достаточно. В некоторых местах Бежецкого района Тверской области выводки кряквы встречались даже в придорожных канавах. В выводках насчитывали от 5 до 11 утят. Если самки-матери сумеют сохранить до 50% утят, то охота на уток будет интересной и богатой на трофеи.

Несколько сложнее было с поисками тетеревиных выводков. Мои товарищи, держащие легавых, да я и сам были изрядно запуганы сообщениями СМИ о нашествии клещей и по этой причине неохотно заглядывали в лес со своими питомцами. Поэтому сведения о тетеревиных выводках весьма обрывочны и не представляют полной картины. Некоторые охотники Тверской, Владимирской и Ярославской областей находили тетеревиные выводки, в которых к концу июня было по 7–10 поршков. Эти данные будут перепроверены, когда народ отправится в лес по ягоды и грибы.

На основании собранных сведений можно предположить, что пернатой дичи в этом году вывелось в пределах среднегодовой численности. В некоторых районах, в силу сложившихся обстоятельств, ну, например, птичий грипп, пожары, а они уже полыхают в Рязанской области, ее может быть несколько меньше, чем в прошлые годы, но на общую картину это кардинально не повлияет, и охота должна быть богатой. Итак, с видами на охоту на ту или иную пернатую дичь в сезоне 2007 г. мы определились.

Вот и наступил август. Дни стали короче, а ночи прохладнее. На лугах появились островерхие копны душистого сена, в тени которых приятно полежать солнечным утром У егерей прибавилось работы. Они на водоемах строят шалаши для охотников, заканчивают ремонт лодочного парка (где он имеется), определяют количество уток и места, где они держатся.

У охотников свои заботы. Надо осмотреть оружие. При необходимости подремонтировать его. Если есть возможность, то пострелять на стенде, – так сказать, «освежить» свою стрелковою подготовку. Подкупить или подзарядить своих патронов, да таких, чтобы при выстреле не подвели. Проверить снаряжение, одежду и обувь. Некоторые охотники со своими четвероногими помощниками уже отвели душу, поохотившись на бекаса, дупеля, перепела и коростеля, но таких счастливчиков единицы. Все ждут дня общего открытия охоты по перу.

Наконец долгожданный день наступил. Охотники группами и в одиночку, в приподнятом настроении отправляются в любимые места. Вот тут мы и подошли к так называемой охотничьей этике, о которой, к сожалению, почти не задумываемся, беря в руки оружие. Главное – вырваться на охоту. А ведь сама охота предполагает, между прочим, ответственнейшее поведение на ней. Как-то Анатолия Клепцова, одного из авторов «Российской Охотничьей Газеты», спросили: «Какие заповеди самые главные для охотника?» И вот, уважаемые охотники, вдумайтесь в его простые и понятные слова: «Как ни странно, но главная заповедь охотника – «не убий». Это значит – не убивай зверя зря, без надобности, напрасно. Соблюдай норму, а если она не установлена, то разумную потребность.

Вторая заповедь – строго соблюдай меры безопасности. Нет большего горя, чем смерть охотника в результате несоблюдения правил охоты.

Третья заповедь – соблюдай охотничью этику». Я попытаюсь в развитие суждений А.Клепцова высказать и ряд своих мыслей.

Фу-у. Наконец-то мы в угодьях. Но не следует предполагать, что на открытие охоты в них ты будешь один. Рядом могут оказаться весьма горячие парни. Они будут палить по уткам на мыслимые и немыслимые дистанции, не заботясь о том, что портят охоту другим. Им лишь бы «вдарить», а куда полетит дробь и не опасна ли она для окружающих – такие мысли их головы не посещают. Может быть, из сотни выстрелов им удастся подстрелить утку. Но она упадет в такие крепи, что ее там не отыщет и собака. И что толку? Вопросы безопасности в обращении с оружием на охоте – важнейшие в охотничьей этике. Нарушение этих требований может привести к ранению или гибели человека. Примеров тому охота знает немало.

Выбирая место для засидки, необходимо в первую очередь побеспокоиться о личной безопасности. Из засидки должна хорошо просматриваться местность, хотя бы на сотню метров в округе. Чтобы ни пешие, ни «конные» (на лодке) охотники не могли к вам приблизиться незамеченными. Если таковые приближаются к вам, то следует встать и «показать» себя. Некоторые охотники, наоборот, затаиваются. В надежде, что другие могут на них выпугнуть утку. Могут. Но могут и влепить дробью по глазам.

Утки иногда летят низко над камышом или «взрываются» из-под ног. Вот тут и может подстеречь беда охотника, поспешившего с выстрелом. Может статься так, что напротив через протоку или болотце затаился другой охотник, или кто-то тихо пробирается по зарослям. Поэтому на утиной охоте, а также по боровой дичи в лесу охотник не должен стрелять ниже человеческого роста. Нарушение этого требования не раз приводило к печальным последствиям: выбитые глаза, другие увечья и даже смерть.

Все опытные охотники, выступающие на страницах наших изданий, предостерегают от стрельбы по неясно видимой цели, особенно на шум и шорох. Сколько таким образом отстреляно «кабанов», «лосей» и «медведей»? История об этом умалчивает. Потом такой охотник всю оставшуюся жизнь расплачивается за свою горячность.

Я надолго запомнил одну сцену, свидетелем которой стал однажды. Два закадычных друга жестоко бранились в лодке. А все по причине горячности. Вроде бы четко договорились – один толкает лодку шестом, другой с «подрыва» стреляет по уткам. Но вот гребущий при очередном подъеме утки видит, что его напарник замешкался с выстрелом и пропуделял. Он бросает шест, судорожно хватает ружье и стреляет поверх головы товарища, пытаясь поправить «мазилу». У того слетает шапка и в голове звенит, как от удара по ней обухом топора. Это еще хорошо, что так удачно все завершилось и осталась «приятная» возможность поругаться. А могло быть и хуже.

Такая мелочь, на первый взгляд: где заряжать ружье перед охотой и где его после окончания разряжать. Я взял себе за правило – заряжаю ружье только после того, как занял место и осмотрелся по сторонам, а разряжаю сразу же после окончания охоты. Возвращение на базу, домой или в лагерь с заряженным ружьем в надежде, а вдруг «налетит», чревато опасностью. Идите с разряженным ружьем, а если кто-то и налетит, то порадуйтесь случайно вспугнутому чирку, как доброму знакомому, и не сокрушайтесь о «прозеванной» птице. Суматошный и торопливый выстрел, как правило, верный промах. Хуже будет, если принесете заряженное ружье в дом и забудете об этом. Не менее опасно вернуться к месту сбора с заряженным ружьем. В лагерной суете иногда об этом забывается. Может случиться так, что кого-то из компаньонов ваше ружье заинтересовало, и он возьмет его в руки без разрешения. И с чего он начнет осмотр ружья? Правильно. Первым делом нажмет на спусковой крючок. А праздник так хорошо начался...

На открытии охоты по уткам, а за ними большинство из нас и отправятся, рекомендуется применять патроны с дробью №7 или №6, не крупнее. Птица непуганая, молодая, подпускает близко, перьевая «одежка» слабенькая, и на 35–40 м будет поражаться надежно. Испытаниями установлено, что на этих дистанциях дробь №7 имеет скорость полета около 200 м/с, а №6 – 204 м/с. Это как раз и есть та необходимая скорость полета дроби, которая при встрече с дичью нанесит ей травмы, несовместимые с жизнью. Так что не сомневайтесь. При верном выстреле заветный трофей окажется у вас в руках.

Заканчивая разговор, хочу еще раз повторить – охота по перу в этом году должна быть хорошей. Мать-земля одарила нас неплохим урожаем пернатых. Давайте разумно и в радость себе им воспользуемся.

Ни пуха ни пера вам, охотники!

Что еще почитать