Традиция художественного воплощения охоты появилась в пределах Словакии в период раннего Средневековья. Первые произведения искусства были непосредственно связаны с изготовлением охотничьих приспособлений, либо с использованием результатов труда доисторического человека, который на территории Словакии жил прежде всего охотой на диких зверей. В обширных жилищных комплексах первобытных людей феномен пещерных рисунков не проявился.
     
     В Словакии сохранилось множество так называемых каменных голов, датированных до 1217 года. Они представляют собой монументальные творения с обозначенным контуром грубо обработанной формы, поскольку были предназначены для восприятия с некоторой дистанции. Рельефы на головках столбов содержали сцены охоты на медведя, а также эпизоды охот с ловчими птицами.
     Каменные композиции с охотничьими мотивами со времен Средневековья сохранились в базилике в Бине и Спишской Капитуле и являются самыми значительными памятниками романской пластики в Словакии.
     В Вельской Ломнице в настенной фреске отражена битва св. Ладислава с куманами (аналог половцев), в которой завоеватель одет в костюм воина и охотника.
     Несмотря на широкую практику охоты в феодальной Словакии, ни табличный рисунок, ни иллюстрации или инкунабулы не дают подробного описания охотничьих забав.
     В конце XIX века на юге и юго-западе Словакии (тогдашней части Угорского королевства) активно создавались обширные охотничьи угодья. Особенно процветала охота на кабанов и фазанов. На севере же и в центре страны предпочитали охотиться на медведей и оленей, в изобилии водившихся в этих краях.
     К сожалению, подлинного художественного отражения эти охоты не нашли, за исключением редких рисунков дичи в лесных ландшафтах.
     Во второй половине XIX века имели место редкие попытки художников аристократического происхождения, воспитанников будапештской и мюнхенской школ, изобразить охоту. Однако большее распространение в словацкой живописи получили классический пейзажный и иппический жанры.
     История словацкого изобразительного искусства знает всего несколько выразительных личностей, выбравших для своего творчества охотничью тематику.
     Важной эпохой словацкого искусства стало время барокко. Заметную роль в выработке стиля сыграли художники семьи Палько, происходившей из Силезии. Когда смотришь на полотно Якоба Богдана «Петушиный бой», явно слышишь шипение и фырканье птиц, которые с растопыренными перьями ждут начала схватки. Словацкий живописец, блистательно проявивший себя при английском дворе, создал много натюрмортов и жанровых сцен с участием зверей (до и после Реставрации).
     Одним их самых известных художников этого направления считается Карол Шованка, родившийся в марте 1893 года в тихом провинциальном словацком городке в семье профессионального резчика, впоследствии переключившегося на работу по стеклу. Первоначально Карола увлекала скульптура, и он получил неплохую подготовку в скульптурном классе профессора Л. Матраи в Будапеште и у профессора Ван дер Стаппена в Брюсселе и позже в Париже. Карьера Шованки началась в заштатном городе Кежмароке, где он прославился как способный живописец и скульптор.
     Шованка выбрал пейзажный и анималистический жанры, подготовив ряд картин с охотничьими сюжетами для выставки 1931 года в Праге («Лиса в зимнюю пору», «Собаки против кабана» и другие). Успешный дебют вывел его на участие в новых экспозициях в Брно, Будапеште и Германии. К этому времени относится и его женитьба на дочери немецкого инженера Эме Шенковой.
     Постепенно Шованку захватила чудная природа Высоких Татр и их фауна. Он без конца рисовал и моделировал диких животных, обитавших в горах. Олени, камзики (горные козлы), кабаны, рыси и другие звери стали предметом специализации мастера. Анималистика в сочетании с ландшафтной живописью заняли ведущее место в творчестве Шованки. Значительное число работ посвящено охотничьим мотивам. К наиболее популярным произведениям этого цикла относятся «Татры», «Вожак стада», «Олени», написанные маслом. Дикие обитатели гор, изображенные в естественном ландшафте, стали самыми частыми персонажами живописных полотен Шованки, утвердив его как истинного приверженца анималистического жанра.
     В 1945 году художник переехал в Германию, где и скончался в 1961 году.
     Из немногочисленной группы словацких художников, в той или иной степени уделивших внимание охотничьей тематике, можно назвать имя М. Томка Митровского, трудившегося на этой славной ниве в первой половине ХХ столетия.
     Самым же значительным автором в данной теме был, конечно, график А. Вайс-Кубинчан, многочисленные рисунки которого представлены в собрании Словацкой народной галереи. Уединившись в поселке художников в Мартине, он отдал охотничьим сюжетам весь пыл своей души. Некоторые рисунки отражают события Словацкого Национального восстания, во время которых, как предполагают, художник погиб.
     В современном изобразительном искусстве Словакии охотничьи мотивы еще менее популярны, чем в прошлом, и ограничиваются использованием в прикладной графике.
     Дипломы и медали Словацкого охотничьего союза – «Золотой камзик», «Медаль святого Губерта», Золотая и Серебряная медали Словацкого охотничьего союза за выдающийся вклад в развитие охотничьего дела – вот, в основном, и все, чем может похвастаться современная охотничья тематика страны, где охота продолжает оставаться одним из любимых народных увлечений, а число охотников перешагнуло за пятидесятитысячную отметку.

Что еще почитать