В ст. 30 Конституции России закреплено право граждан на объединение, а в ст. 2 говорится, что признание соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Защищать права и свободу государство может принятием законов и других нормативно-правовых актов. В своем выступлении мне бы хотелось акцентировать внимание съезда на правовом обеспечении государством деятельности таких общественных объединений, как общества охотников и рыболовов. Если вникнуть в глубину этой проблемы, то проявится весьма печальная картина.

В настоящее время деятельность внутри обществ охотников регулируется Федеральным законом от 19 марта 1995 г. «Об общественных объединениях» с многочисленными последующими изменениями и дополнениями. В этом законе в ст.17 записано, что государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулируя и предоставляя налоговые и иные преимущества. В повседневной жизни нередко делается наоборот.

Вспомним, как в 1997 году государство постановлением Правительства РФ ввело плату за добычу охотничьих зверей и птиц. Это постановление ежегодно изменялось и дошло до того, что платить надо было за зайца и чирка. Мы говорим об оздоровлении нации. Охота и рыбалка всегда способствовали здоровью человека, и вдруг на этом пути встало само государство. Слава Богу, были внесены дополнения в Налоговый кодекс и прежнее постановление правительства отменено. Однако радость охотников оказалась преждевременной. Еще в январе 2001 года приказом Минсельхоза РФ было утверждено положение о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. По этому положению лицензированию подлежали среди других охотничьих животных зайцы, утки, голуби и другие традиционные звери и птицы. После принятия закона о дополнении в Налоговый кодекс, исключающего ряд зверей и птиц, прошло несколько лет, но Минсельхоз изменений в свои положения не вносил, а потому во многих регионах охотники по-прежнему платили деньги за лицензии на массовые объекты охоты. Понадобилось решение Верховного Суда РФ в январе текущего года для признания некоторых правовых актов и положений недействующими. Это наглядно свидетельствует о том, в чем заинтересована служба Минсельхоза, призванная решать вопросы охоты и охотничьего хозяйства России – получение дополнительного финансирования, в том числе и за счет простого охотника.

Очень острая проблема для охотничьих коллективов – это сохранение закрепленных за ними угодий. Появляется все больше примеров, когда региональные власти необоснованно изымают лучшую часть закрепленных угодий и перераспределяют их в интересах так называемых нужных людей для создания частных охотничьих хозяйств, в которые местным охотникам доступ закрыт. Проблема перераспределения угодий, закрепленных за обществами охотников, не нова. Она возникла уже в начале 90-х годов прошлого века, на что обратило внимание Правительство РФ своим распоряжением № 199-т от 15 февраля 1994 года. В нем в частности говорится, что «недопустимо необоснованное изъятие в нарушение действующего законодательства охотничьих и рыболовных угодий, закрепленных за ассоциацией «Росохотрыболовсоюз» и республиканскими, краевыми, областными, окружными, межрайонными, районными и городскими обществами охотников и рыболовов». Этот вопрос настолько стал острым, что Минсельхозу давно пора было бы обратить на это специальное внимание и принять соответствующие меры, но Министерство молчит, а произвол продолжается.

Во многом беды в вопросах охоты и охотничьего хозяйства связаны с отсутствием органа государственного управления. Попытки провести в последние годы административные реформы в этом направлении провалились в значительной мере потому, что к управлению были призваны лица, не имеющие специального образования и далекие от проблем охоты и охотничьего

хозяйства. Именно поэтому за все эти годы не было принято ни одного закона в этой области. По-прежнему действует положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР аж в 1960 году. Продолжают действовать Типовые правила охоты в Российской Федерации, утвержденные в 1988 году и другие, «заросшие мхом» правовые документы.

В настоящее время Минсельхозом принято решение о создании специализированного департамента охоты. Хотелось бы высказать свое мнение по этому вопросу. Всякие структуры по охотничьему хозяйству вряд ли достигнут своей цели в составе Министерства сельского хозяйства. Многие вопросы должны быть согласованы с другими министерствами и ведомствами. Не случайно раньше Главохота была отдельным ведомством с непосредственным подчинением Совету Министров РСФСР. И в наше время только самостоятельный орган по охоте и охотничьему хозяйству с непосредственным подчинением Правительству РФ сумеет решить накопившиеся проблемы. До сих пор нет закона об охоте и охотничьем хозяйстве. Неужели нет специалистов, способных подготовить этот законопроект? Очевидно, дело в другом.

В некотором смысле причина вскрывается в выступлениях заместителя министра сельского хозяйства В.А. Измайлова и начальника отдела охотничьих ресурсов Минсельхоза В.В. Мельникова на «круглом столе» 2 октября этого года в Госдуме. Они сообщили, что до принятия закона об охоте и охотничьем хозяйстве надо внести изменения в Закон о животном мире, учесть положения Водного и Лесного кодексов. Из этого вытекает, что закон об охоте и охотничьем хозяйстве, так же как и все финансирование отрасли, будет осуществляться по остаточному принципу. Во многих областях и республиках уже действуют свои законы об охоте, но они не могут регулировать правовые отношения с федеральными органами.


Что еще почитать