В День города 2 сентября 2006 года в Москве в торжественной обстановке завершился важный этап реконструкции Царицынского природно-исторического комплекса. Масштабы и, главное, темпы реконструкции самой длительной «незавершенки» в истории России просто поражают. Больше года, невзирая на погодные условия, буквально без праздников и выходных дней, семь тысячи рабочих из шестидесяти организаций приводили в надлежащее состояние дворцово-парковый ансамбль. С культурной, архитектурно-эстетической частью вроде бы все ясно, разительные перемены непременно надо видеть самому. А вот насчет заповедной природной части могут возникнуть вопросы, в частности, у рыболовов-любителей, проживающих по соседству с облагороженным природно-историческим комплексом.


Конечно, в эстетическом, да и в экологическом отношении водоемы подверглись масштабным преобразованиям. В частности, в Верхнем Царицынском пруду выполнены работы по укреплению берегов стволами лиственницы порядка 1650 метров, произведено илоудаление со дна водоема. Причем очищение прудов велось импортной плавучей техникой, без полного осушения. С Царицынскими, и Верхним, и Средним, прудами работы в основном уже завершены, Нижний пруд обещают облагородить к концу этого года. С Борисовскими по планам должны разобраться к сентябрю 2007, к началу летнего сезона в следующем 2007 году обещают даже разрешить купаться в Борисовских прудах, которые являются единой системой с Царицынскими. Учитывая хотя бы теоретическую, формальную строгость столичных санитарно-гигиентческих норм для водоемов, очистку и реабилитацию прудов должны провести на жестком экологическом уровне. Правда, разобраться с критериями чистоты водоемов даже в юридическом аспекте достаточно сложно. По рыбохозяйственным нормативам чистоты воды Москва-реки далека от благополучия, но по количеству и разнообразию улова главная река столицы пока вне конкуренции. Хотя в Царицынские пруды были выпущены живые карпы, а столичные власти уверяют в экологической кондиции водоемов, рыболовные перспективы в данном заповедном месте не бесспорны.

Печальная в рыболовном отношении судьба, постигшая водоем, расположенный между станциями метро Автозаводская и Коломенская, крепко мешает. Не секрет, этот перегороженный рукав Москва-реки в прошлом пользовался большой популярностью среди столичных рыболовов. Здесь тренировались, оттачивали свое мастерство даже спортсмены, нередко проводились соревнования по спортивной ловле рыбы. Перестали посещать водоем рыболовы аккурат после введения в стой современной снеготаялки. Наверняка, эта станция проектировалась и строилась с соблюдением всех экологических нормативов и параметров. В общем, хотели как лучше, но получилось как всегда, и винить вроде бы некого.

В принципе, Царицынские и Борисовские пруды и зимой, и летом регулярно посещались и посещаются столичными любителями рыбалки на протяжении многих десятилетий, если не сказать столетий. Все же в прошлые времена «рыбоемкость» этих водоемов была не в пример нынешним.

В былые, достаточно далекие от нас годы эти пруды имели весьма солидные рыбные запасы. Еще классик отечественной рыболовной литературы Л.П. Сабанеев в своем труде «Жизнь и ловля пресноводных рыб» упоминал Царицынские пруды. В частности, его цитата: «Под Москвой при чистке Царицынских прудов была поймана трехаршинная щука с золотым кольцом в жаберной крышке с надписью: Посадил царь Борис Федорович» Правда, современные ученые-ихтиологи крепко сомневаются в достоверности приведенных им фактов относительно размера и возраста щуки. И все же, судя по всему, крупная щука обитала в местных водах в те времена.

В 1921 году на Царицынских прудах функционировала Опытная озерная станция, изучавшая биологию жизни рыб, а также занимающаяся зарыблением водоемов Московской губернии. Именно из этих прудов в те годы отправлялись в подмосковные озера Сенеж, Круглое и Долгое миллионы мальков леща.

Косвенным подтверждением обилия рыбы в прудах могут служить по-своему курьезные события, сведения о которых раскопали московские краеведы. Где много рыбы, там обычно и много браконьеров, и в нашем прошлом не обходилось без нарушений. В 1927 году пруды были переданы Моссоветом в ведение Московского зоопарка, примерно в это время начались на прудах серьезные проблемы. От местных жителей регулярно стали поступать жалобы, что представитель зоопарка, некто господин-товарищ Никитский производит хищнический лов рыбы. Бюро секции Московского коммунального хозяйства, сокращенно МКХ, даже послало специальную комиссию, чтобы расследовать сигналы с мест. Комиссия подтвердила, что администрация озерной станции неводом длиною более 50 метров при помощи моторной лодки производит незаконный вылов рыбы. Порой уловы составляли по несколько центнеров в день, причем преобладали достаточно ценные и на сегодняшний день породы – лещ, судак и крупная, до 10 килограммов, щука. По заявлениям царицынских крестьян, такого рода рыболовные мероприятия проводились несколько раз в год, а на Среднем пруду ихтиологи по ночам браконьерят даже во время нереста – в марте и апреле.

«Строгая комиссия МКХ расследовала эти сигналы и установила:

1. Никитский являлся заведующим лабораторией зоопарка, «не отвечающей самым элементарным требованиям научной лаборатории». В ней не было даже микроскопа.

2. В личных бумагах Никитского обнаружилась ведомость кооператива «Коммунар» о том, что от этого гражданина за время с 06.10.1927 года по 20.09.1928 года было принято рыбы 1775,7 кг на сумму 1882 рубля 12 копеек.

3. «Допуская хищнический лов рыбы со своей стороны, гражданин Никитский запрещал местным крестьянам ловить рыбу даже удочками и своим отношением к ним крайне возбуждал крестьян против Советской власти. Было решено о наказании Никитского и установления контроля за ловлей рыбы в Царицынских прудах».

Знакомясь с такого рода историческими документами, поневоле приходишь к мысли, что за последние семьдесят с лишним лет россияне мало изменились. Ведь несмотря на тогдашние крутые тоталитарные времена, строгие законы и порядки, браконьеров хватало. Еще более было желающих злоупотребить своим служебным положением, поправить свои дела за счет общенародной собственности. Во всяком случае, ничуть не меньше чем сейчас или во времена приватизации.

В годы войны пруды для фронта, для победы выращивали в промышленных объемах водоплавающую птицу. Еще лет сорок назад, до начала массового жилищного строительства в этих районах, на Борисовских прудах существовало большое товарное рыборазводное хозяйство. Так что, в принципе, условия для развития спортивного и любительского рыболовства достаточно перспективные.

Проинтервьюировав на общественных началах с пару десятков рыболовов, регулярно посещающих Царицынские пруды в настоящее время, можно выявить определенную тенденцию. Подавляющее большинство, в принципе, довольно интенсивностью клева на водоеме. А вот размер, габариты большинства экземпляров улова многих не устраивает. Раньше рыба попадалась гораздо крупнее, сетуют опытные старожилы этих мест. По биологическим понятиям это означает, популяция рыбы процветает, хорошо размножается, много молоди. Значит, условия в экологическом отношении вполне благоприятные. А вот продолжительность жизни отдельных конкретных представителей оставляет желать лучшего, поэтому крупные трофейные экземпляры достаются редким счастливцам.

Какие плюсы для столичных рыболовов представляет капитальное обновление Царицынского парка. Во-первых, усиление охраны, в том числе конной милицией и на квадроциклах, так что масштабное массовое браконьерство достаточно проблематично. Во-вторых, наверняка, по эстетическим резонам, регулярно будет проводиться уборка мусора, хотя бы с поверхности прудов. Главным минусом для местных рыболовов, конечно, является усиление антропогенной нагрузки на пруды и их окрестности, увеличение посещаемости царицынских окрестностей.

Хочется надеяться, что интересы простых рыболовов в связи с масштабными изменениями в Царицынском природно-историческом комплексе не пострадают.


Что еще почитать