Продолжая обсуждение целесообразности использования некоторых эффективных в определенных условиях ловли естественных наживок, как это не покажется некоторым рыболовам странным, мне бы хотелось акцентировать внимание на таких приманках как ракообразные, моллюски и амфибии.


БОКОПЛАВ

Читая труды классиков, все подряд книги, книжки и книженции о ловле рыбы, буквально в каждой из них встречаешь ссылку на бокоплава (мормыш). Что интересно, ну буквально во всех литературных источниках во время упоминания этой наживки так или иначе идет ссылка на сибирские водоемы. Однако рачок-бокоплав, как его чаще всего называют в литературе, очень распространен по всем водоемам России. Может быть, бокоплав, обитающий в водоемах Подмосковья, и не достигает столь внушительных размеров, как в водоемах Сибири, и не имеет столь важного кормового значения для рыбы, но в определенных условиях этот рачок становится основным питанием рыбы, и поэтому рыболовам стоит об этом не забывать.

По моим наблюдениям, бокоплав очень эффективен в качестве наживки в тех случаях, когда лещ и крупная плотва питаются дрейссеной.

Я пробовал добывать мормыша всеми способами, описанными в литературе, и ничего хорошего у меня не получалось. Очевидно, концентрация бокоплава в водоемах была очень незначительной. Поэтому я бокоплава или выбираю из продаваемого в магазинах мотыля, или добываю непосредственно на рыбалке.

Лично моя история использования бокоплава началась с одного случая, еще в детстве. Мы отдыхали на Волге уже в течение трех недель, запас червей кончился, опарыша, выращенного на рыбе, плотва брать не желала. На тесто рыба исправно клевала, но мелкая. Я случайно, после зацепа, извлек ветку с колонией дрейссены. Пока рассматривал ракушки, из них вывалились несколько бокоплавов. От нечего делать наживил одного из них на крючок. Дальше уже не интересно, поскольку каждый рыболов знает, что такое угадать с приманкой. После этого случая в бесклевье всегда стараюсь попробовать ловить на бокоплава. Для себя сделал вывод, что эта наживка особенно хороша, когда ловишь в теплой воде на течении. Важно правильно насадить рачка на крючок, для того, чтобы он оставался живым как можно дольше. Для этого я насаживаю бокоплава на крючок № 18, цепляя за панцирь на спинке. Интересно то, что мелкая рыба обычно на эту наживку внимания не обращает.


ДРЕЙССЕНА

Теперь я хочу вернуться к упомянутой выше ракушке дрейссене. Хорошо известно, что

в рационе питания крупных рыб, прежде всего леща и сазана, ракушки занимают чуть ли не первое место. Ракушки также любит сом. Из всего ряда моллюсков интерес для рыболова представляют два: дрейссена и двустворчатая перловица.

Наверняка многие рыболовы обращали внимание на то, что в некоторых водоемах постоянно попадаются крупные лещи с порезанными губами. В качестве примера таких водоемов можно привести Пяловское водохранилище в районе устья реки Уча, канал им. Москвы, Плещеево озеро. Я сначала считал, что порез губ является результатом схода леща с тонкого крючка. Ничего подобного. Лещ режет губы, когда отщипывает дрейссену от колонии ей подобных и заглатывает, чтобы перемолоть ракушку глоточными зубами.

Крупная плотва тоже режется, но очень редко. Сазанов со «шрамами» лично я не видел.

Совершенно очевидно, дрейссена составляет в некоторых водоемах чуть ли не основной корм крупной донной рыбы. Подтверждением такого вывода, на мой взгляд, являются, например, следующие два наблюдения.

Еще в те времена, когда проводил все выходные дни летом на канале им. Москвы, постоянно экспериментировал с прикормкой. Это сейчас пошел в магазин и приобрел любую прикормку для любых условий ловли, тогда все прикормки составлялись самостоятельно. Так вот, я пришел к выводу, что в прикормку «на леща и плотву», кроме толокна и мотыля, обязательно нужно добавлять дрейссену и свежее мясо речной рыбы. Для этого мы с одним из моих учителей спортивной ловли Александром Викторовичем Балашовым возили с собой мясорубку. Ловили несколько рыб, доставали из воды пару горстей дрейссены, перемалывали их в мясорубке и добавляли в прикормку. Положительный эффект был практически всегда. Как только «тайна» этой добавки стала известна, так сразу же появился запрет на использование рыбы в прикормке во время проведения соревнований. Со временем я перестал добавлять и дрейссену, просто представил, что будет, если каждый рыболов достанет из воды по паре килограмм этой ракушки раз десять в году!

Второе наблюдение появилось после недавней поездки на Плещеево озеро. Весь берег в прибойной зоне буквально покрыт перемолотыми панцирями этой ракушки. А это означает только одно – плотва и лещ питаются ей.

Дрейссену можно использовать в качестве наживки в двух вариантах. Или расколов панцирь и отделив моллюска от раковины, насадить ее на тонкий, но крупный крючок. Или насадить на крючок предварительно раздавленную ракушку. Такая приманка больше подходит для донной оснастки.

Эффективной данная наживка становится только тогда, когда лещ подходит к прикормке, но не желает брать ни червя, ни опарыша, ни мотыля, ни тесто или хлеб.


ПЕРЛОВИЦА

Нет смысла обсуждать эту наживку подробно, поскольку на водоемах, на которых ее используют рыболовы, всегда можно поучиться у более опытных товарищей. Например, на Нижней Волге. На что бы мне хотелось обратить внимание, так это на то, что мы просто не знаем или не имеем информации об использовании этой приманки в водоемах, например, Севера или Подмосковья. Я много раз пробовал перловицу в качестве наживки во время ловли сазана на Горьковском водохранилище и пришел к выводу, что эффективность этой наживки здесь намного меньше, чем во время ловли в Саратовском водохранилище. И это не смотря на то, что сазана в верховьях Горьковского водохранилища (в районе Юрьевца) местами не меньше, чем в самых низовьях Волги.

В зависимости от того, на какую рыбу вы настроены, перловицу следует насаживать на крючок соответствующего размера или целиком, или порезав на части.

Кроме сазана и крупного леща или густеры, гроздь перловиц соблазняет сома. Наиболее часто сом попадается на эту наживку ночью, когда выходит на отмели и в прибрежную зону.


РАКИ И КРЕВЕТКИ

С конца августа рак становится весьма заметной наживкой. Заметной и в прямом, и в переносном смысле. К этому времени заканчивается последняя линька молодых раков и они выходят «в свет» из укромных мест. С другой стороны, крупная рыба начинает усиленно нагуливать запасы на зиму.

Я к ракам в качестве наживки прибегаю в исключительных случаях по многим причинам.

Во-первых, существует запрет на отлов мелких раков, а кормить рыбу крупными лично мне жалко. Лучше сам съем. Во-вторых, добыча раков является простым, но хлопотным делом. В-третьих, рыба берет только свежее мясо рака, можно сказать, только что пойманного, что существенно осложняет рыбалку. В-четвертых, свежее мясо рака очень плохо держится на крючке, поэтому приходится использовать всевозможные оснастки. А это хлопотно. Конечно, избежать излишней возни с сохранением раков в живом виде легко, просто отварив их. Но тогда зачем рыба, если есть вареные раки?

А если серьезно, то лучше пойти в магазин и купить упаковку вареных креветок.

Креветки с большим успехом используются не только рыболовами с Камчатки или на Азовском море, но и москвичами. На вареную креветку ловятся и карп, и озерная форель, и даже сом. Для того чтобы эта приманка «работала», нужно отварить креветок, отделить мясо, панцири пропустить через мясорубку и вместе с отваром добавить в прикормку.

Насаживать креветку лучше всего как червя, то есть «чулком».


ЛЯГУШКА

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о лягушках. С надвигающимся осенним похолоданием эти земноводные начинают покидать леса, сады и луга и устремляются к воде, к местам зимования. Во время наступления этой массовой миграции в воду попадает большое количество мелких особей, которые все чаще будут добычей крупных рыб. Лягушки – это нечто среднее между наживкой и живцом. Они становятся добычей исключительно хищных рыб, таких как сом, щука, крупный окунь, налим, крупный голавль. Лесные, садовые и луговые лягушки отличаются цветом. Лучшими для наживки являются самые мелкие лягушки зеленого цвета.

Использовать лягушек имеет смысл только тогда, когда вы их заметите около водоема. До тех пор, пока лягушки не начнут мигрировать к воде, нет смысла их ловить. Да и поймать среди лета зеленую лягушку намного сложнее, чем поймать рыбу.

Насаживают лягушку на крючок в большинстве случаев просто за лапу или за кожу на спине. Лично я несколько раз очень успешно ловил на эту наживку как на Волге, так и небольших реках Новгородской области. Причем ловил, что называется, «в приглядку» крупных голавлей. То есть сначала выслеживал рыбу, а ранним утром пускал лягушонка над точкой выхода голавля на охоту.

Список редко используемых наживок можно продолжать до бесконечности и продолжить его может каждый рыболов. Мне бы хотелось в очередной раз акцентировать внимание на том, что когда не клюет, нужно экспериментировать. То же самое советую делать и когда вы хотите поймать действительно крупную рыбу.


Окончание. Начало в «РОГ» № 34–36.

Что еще почитать