Смолкли последние выстрелы. Весенняя охота завершилась. Правда, в этом году из-за раздутой угрозы птичьего гриппа она оказалась, на мой взгляд, неполноценной, скомканной. В каких-то регионах ее вообще не открывали, где-то, как, например, в Московской области, поступили очень мудро – разрешили охоту, за исключением охоты на селезней.


Я не специалист в области вирусологии, но как любой гражданин с вниманием отношусь ко всякой информации о птичьем гриппе, особенно со стороны ученых. О нем заговорили еще в 2005 г., когда стала гибнуть домашняя птица, преимущественно куры, в странах Юго-Восточной Азии. Горы погибших кур, показанные по телевидению, внушали опасения и за нашу страну. Так как причину распространения инфекции ученые видят в перелетной дикой птице, и больше всего в водоплавающей, то были опасения среди охотников, что весеннюю охоту 2005 г. могут и не открыть. Но все обошлось. И слава богу. Острота восприятия и опасения, что птичий грипп может вспыхнуть и на нашей земле, со временем как-то притупились. И как гром среди ясного неба поразило известие о вспышке птичьего гриппа в некоторых областях Сибири, и особенно в Тульской области – почти в центре Европейской части России. Драматические сцены с погибшей птицей, «титанические» усилия по уничтожению оставшейся живой птицы в крестьянских подворьях – зрелище не для слабонервных, оно могло шокировать любого телезрителя.

В 2005 г. на весенней охоте провел 17 дней, а с открытием летне-осеннего сезона я с августа и до глубокой осени охотился на болотно-луговую, боровую и водоплавающую дичь в Тверской области. И хочу со всей ответственностью заявить, что ни разу не нашел мертвой утки или гуся, за исключением погибших подранков. Интересовался у других охотников и егерей – может быть, они что-нибудь находили. Но ответы были отрицательные. А в Дубакинском охотхозяйстве с первых дней летне-осенней охоты раз в неделю отправляли на исследование определенное количество отстрелянных уток на предмет наличия у них вируса птичьего гриппа. До самого отлета водоплавающих на юг все анализы были отрицательными.

Исходя из этого можно предположить, что со вспышкой птичьего гриппа в Тульской области не все укладывается в «тезис»: инфекцию занесли дикие утки. Ведь основной пролет еще не наступил. Если даже допустить такую возможность, что инфекцию занесли все-таки перелетные птицы, то почему так избирательно? Почему по пути следования птиц не были отмечены очаги вспышек птичьего гриппа в других регионах? Можно, правда, с осторожностью предположить, что дикие птицы к вспышке птичьего гриппа в Тульской области не имеют никакого отношения. Тогда в чем причина?

Я поддерживаю мнение знакомого специалиста в области птицеводства. Он считает, что инфекция могла быть занесена через импортные корма, а также возможно умышленное заражение кур на птицефабриках. Куры-то в основном находятся в закрытых помещениях, особенно несушки. И вряд ли они могли контактировать с перелетной птицей. Тогда встают закономерные вопросы – почему же произошло заражение и кому это выгодно? В последнее время что-то все не слава богу: то коровы в Европе перебесились, то атипичная пневмония накрыла полмира, а теперь вот новая напасть – птичий грипп. Я как обыватель задаюсь вопросом, а почему все эти беды обходят стороной США? Что, американцы более усердно молятся Богу, чем мы, все остальные грешные? Конечно, нет. Таких чудес на свете не бывает. Человечество еще не забыло «испанку», унесшую в начале ХХ века жизни около 50 млн человек. Ученые сегодня доказали, что «испанка» сродни птичьему гриппу. И ее действительно могли разнести дикие птицы. Если даже на островах Шпицбергена от нее умирали люди.

Штамм вируса Н5N1 известен с 1959 г. (впервые был выделен в Шотландии у кур). Но в справочнике «Председатель колхоза» (1933 г.) уже упоминалось о заболевании «птичий насморк». Так что Америки нам не открыли. Но сегодня мы наблюдаем совсем иную картину. Почему-то птичий грипп вспыхивает в тех странах, которые не всегда шагают в ногу с США. К примеру, Китай или Россия. Складывается впечатление (мое, субъективное), что таким способом американцы защищают свои экономические интересы, вынуждая непокорных есть «ножки Буша». Птицеводству России птичий грипп уже нанес миллионные убытки, а оно только начало подниматься с колен. Что поделаешь. Конкуренция – вещь жестокая.

Теперь следует остановиться на том, как мы готовились к возможной эпидемии. Президент В. Путин неоднократно высказывал озабоченность по поводу птичьего гриппа на встречах с кабинетом министров РФ. Выполняя указания президента, первый вице-премьер Д. Медведев был назначен ответственным в борьбе с птичьим гриппом. Он в начале марта провел совещание с участием начальствующего состава МЧС, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека главного санитара России Г. Онищенко и чиновниками из Россельхознадзора. Были приняты меры по недопущению «завоза» птичьего гриппа авиапассажирами, прибывающими из неблагополучных стран. Г. Онищенко 14.03.06 подписал рекомендации главам регионов, как не допустить эпидемии птичьего гриппа. В его рекомендациях находим, что самыми радикальными мерами по недопущению эпидемии гриппа являются – запрет на весеннюю охоту и уничтожение городских ворон – «пернатых волков». Ибо только в грязных, плохо очищенных городах эти пернатые особенно изобилуют и могут стать переносчиками инфекции.

Но самые оригинальные рекомендации выдал В. Жириновский. Он предложил всех мужчин и войска выставить на южных границах от Черного моря и до Каспийского и отстрелять всю перелетную птицу – «пусть она остается там». Не знаю, чего здесь больше – юмора или глупости. В. Жириновскому, видимо, неведомо, что птицы летят не только днем, но и ночью. Выполняя его рекомендации, пришлось бы всем «стрелкам» выдать еще и ночные прицелы.

Но шутки в сторону. Были и другие предложения – отпугивание водоплавающих от селений и отстрел ворон (это в городах-то). Вот что сказал по этому поводу В. Зубакин, президент союза охраны птиц России: «На птицах отпугивание скажется очень плохо. Более того, это может усугубить эпидемиологическую обстановку. Ведь при отпугивании птицы разлетятся на более обширные территории... они расширят территорию, пораженную птичьим гриппом».

Убедительно прозвучали слова А. Вайсмана, главного координатора проектов российского представительства программы TRAFFIC всемирного фонда охраны дикой природы: «Относительно «гонения» на птиц могу сказать следующее – несколько сотен миллионов перелетных отогнать невозможно! По поводу запрета охоты у меня мнение следующее. У нас система охотнадзора за последние 15 лет почти разрушена. В лучшем случае один охотинспектор на район, а в худшем может быть и межрайонный надзиратель, то есть следить за исполнением закона никто не будет. При этом следует помнить, что если охоту закроют всем, то чиновники на местах получат специальные разрешения, и дальше народ, как всегда, смекнет: раз кому-то можно, то почему нам нельзя. И будет только хуже».

Заслуживают внимания выводы М. Вустина, кандидата биологических наук, микробиолога: «У некоторых птиц, являющихся традиционными объектами охоты, таких, например, как представители семейства тетеревиных (глухарь, тетерев, белая куропатка, рябчик), кулики, включая вальдшнепа, дупеля, гаршнепа и бекаса, семейство пастушковых (коростель, различные болотные курочки), никогда не было обнаружено вируса птичьего гриппа. Дикие водоплавающие птицы болеют птичьим гриппом крайне редко. А что касается охоты, она тут совсем ни причем и закрывать ее просто глупо, так как эффект от этого мероприятия будет равен нулю».

Меня удивляет молчание Минсельхоза. Ведь вопросы ведения охотничьего хозяйства и сроки открытия охоты в его компетенции. Допустим, министру недосуг. Но у него есть Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Но мы, к сожалению, так и не услышали информации о том, как прошла зимовка перелетных птиц. Был ли среди них падеж от птичьего гриппа. Спасибо израильским орнитологам за сведения о благополучной зимовке наших журавлей.

Время быстротечно. Вот и весенняя охота 2006 г. ушла в прошлое, хотелось бы от Россельхознадзора услышать – были ли случаи обнаружения диких птиц, инфицированных птичьим гриппом, и как это отразилось на здоровье охотников, как все это может повлиять на открытие охоты осенью по водоплавающей и другой пернатой дичи. На совещании у Д. Медведева было предложено весеннюю охоту «слегка приоткрыть», а осенью охота будет запрещена. «Пугать» дичь нельзя – пусть улетает подальше и уносит свой грипп. Д. Медведев потребовал, чтобы Россельхознадзор четко довел до сведения регионов: когда и где охота будет запрещена, где-разрешена. «Только подробно и понятно!» – уточнил Медведев.

Сегодня снова некоторые чиновники и «зеленые» ратуют за то, чтобы охоту осенью запретить, мотивируя это тем, что молодняк пролетной птицы более восприимчив к вирусу Н5N1, чем взрослое поголовье. Хотелось бы также по этому вопросу услышать авторитетное мнение ученых. Владельцев подружейных собак интересует, как повлияет контакт с больной птицей на их питомцев.

И в заключение. Из шумихи вокруг птичьего гриппа можно выделить два положительных «момента»:

– Люди расширили свои познания о птичьем гриппе и мерах защиты от него.

– Муссирование опасности заражения птичьим гриппом вызвало у некоторой части охотников и членов их семей брезгливое отношение к добытым трофеям. Мой товарищ добытого красавца селезня или гуся обцеловывал ранее с детской радостью «с головы до ног». А в эту весну он даже первого добытого вальдшнепа с отвращением взял в руки. Такие вот дела.


Что еще почитать