Толстолобика жарю и ем

Однажды я собрался пожарить толстолобика. Взял спиннинг и пошел на реку. Но оказалось, что толстолобик не ловится на спиннинг. Он вообще ни на что не ловится.

Да ну и пусть не ловится! Все равно рано или поздно я его пожарю. Ведь иногда толстолобики багрятся. Чисто случайно.

Было дело лет пять назад, в середине сентября, на Парашке – это на Нижней Волге: повздорил я тогда с двумя карпятниками за место для своей палатки. Я хотел расположиться поближе к песчаному мысу, за которым сильное течение Волги несколько ослабевало, закручивая едва видные глазу водовороты над подводными бровками. Немаловажным было также наличие дров на берегу, чтобы комаров отогнать, согреться и пожарить толстолобика.

С карпятниками мы потом выпили за дружбу народов. Выяснилось, кстати, что толстолобики бойлы не употребляют. Даже глубина в том месте, где стояла прикормленная стая сазанов, и в другом месте, где стояла не прикормленная стая толстолобиков, была разной. В первом случае 8 метров, а во втором – всего 3,5 метра. Приблизившись на лодке к самому краю песчаного мыса, я встал на якорь метрах в двадцати от него, поставил четырехдюймовый твистер, оснащенный двойником 3/0, и груз весом 45 граммов. Не увидев и поклевки, я поднял якорь и переместился на сто метров ниже по течению. Вместо того чтобы как все нормальные люди забрасывать в глубину, взял и забросил в сторону мелководья, туда, где и течения уже практически не было. Стоячая вода, ровное, песчаное дно, до бровки, до свала в глубину около 50 метров, но, правда, и до берега далеко: метров 150. Вот в таком неожиданном месте, тотчас как приманка коснулась воды, она врезалась и застряла в крепком рыбьем боку.

АППЕТИТНО ВЫГЛЯДЯТ ДЫМЯЩИЕСЯ, ТОЛЬКО С ОГНЯ, КУСОЧКИ РЫБЬЕГО ФИЛЕ! Самые распространенные блюда из рыбы – отварная, припущенная и жареная. Реже рыбу тушат. Лично же я рыбу исключительно жарю. Почему именно толстолобик? Во-первых, для варки и припускания используется рыба с более постным мясом. А для жарения используют рыбу с сочным, нежным, легко деформирующимся мясом. Мясо толстолобика – именно такое.

...История с толстолобиком на Парашке еще не закончилась. После захода солнца я зажег газовый фонарь и аккуратно достал из садка забагренного толстолобика. Выпотрошил его острым ножом и разделал на филе с реберными костями. Чтобы при жарении сохранялась форма кусков, на поверхности рыбы сделал несколько надрезов. Филе порезал на порционные куски и промыл их в чистой воде. Посолив, сложил куски

в глубокую посуду и выдержал 5–7 минут – для уплотнения ткани. После этого посыпал перцем и панировал в муке с сухарями.

Продолжительность тепловой обработки зависит от вида рыбы и вида тепловой обработки. При жарении порционные куски толстолобика бывают готовы через 15–20 минут.

...Разогрев на углях сковороду с подсолнечным маслом, обжарил куски с двух сторон до образования румяной корочки, после чего накрыл сковороду крышкой и через некоторое время толстолобик был готов.

ГАРНИР К ЖАРЕНОМУ ТОЛСТОЛОБИКУ? Извольте: картошечка отварная, стопка водки и тост за рыбалку.

...Толстолобики мне потом долго не попадались, а может, наоборот, я им не попадался. В апреле, два или три года назад, мы с друзьями по традиции провели на Нижней Волге несколько дней, в Ступино, что на правом берегу Волги неподалеку от Волгограда. Уровень воды был высокий и с каждым днем повышался на несколько сантиметров. Всякая рыба укрывалась от сильного течения в ямах, в корягах под берегом, в заливах, в протоках с медленным течением. Крупная рыба прижималась к берегу, укрываясь за его изгибами, за выступами подводных бровок и в других подобных местах. Раз, нарвавшись у берега одного из островов возле истока Роговой на стаю крупного судака, я интуитивно почувствовал присутствие толстолобиков. Мне показалось, что я неудачно бросил якорь: они должны стоять где-то здесь, подо мною, и не исключено, что я их пугаю своим слишком близким соседством. Я отплыл к берегу, решив передохнуть и дать время толстолобикам успокоиться.

Отдохнув, перекусив хлебом и консервами из толстолобика в томатном соусе, я снова бросил якорь с поправкой на тридцать метров от этого места, ближе к берегу. Едва ли толстолобики держатся на глубине – так бывает очень редко. Если выбирать между глубинами 15 метров, 10 и 5 метров, я бы выбрал 5 метров и проверил бы еще более мелкие места. Теперь я едва доставал бровку, на которой продолжал попадаться судак. Все тот же твистер – четыре дюйма, двойник. Цель, естественно – судак, но если повезет и все правильно сделать, то и толстолобик тоже. В тот день я все правильно сделал.

Нас было четверо и я приготовил для своих друзей толстолобика, поджаренного на вертеле. Порционные куски толстолобика без кожи и костей ошпарил, промыл, посолил, нанизал на вертел. Смазал сметаной и зажарил над раскаленными углями. Гарнировал мелко нарезанным луком, зеленью петрушки и дольками лимона. Соус – ткемали. Другой соус к толстолобику, жаренному на вертеле, я не признаю.

...Лишь по прошествии нескольких дней, и буквально за сутки до нашего отъезда в Москву, я отправился вверх по течению Вязовки. Вязовка – это протока, на берегу которой и находится село Ступино. Раньше это надо было сделать! Уж больно те места хороши! Яма, вроде ее называют Белужьей – отличная яма. Я попробовал вдоль и поперек, поймал судаков. Ниже ямы, пробуя ловить вдоль самого берега, где течение не так трепало рыбам нервы, я задержался в небольшом заливчике с сильно закоряженным берегом. Смелые забросы в коряги вознаграждались поклевками судака. На забросах вдоль коряг поклевок было меньше, но зато было много таинственных контактов, принесших мне через некоторое время небольшую коллекцию рыбьих чешуек. Можно было предположить, что в таком месте, кроме сазана, другой крупной рыбы не будет: все-таки достаточно глубоко, 10-11 метров. Но это были не сазаньи чешуйки. Мои сомнения скоро рассеялись: просто я один раз подсек сильнее и убедился в этом, как говорят, воочию.

РЫБУ ДЛЯ ЖАРКИ МЕНЕЕ 15 КГ ВЕСОМ Я НЕ БЕРУ. Это не снобизм вовсе: просто более мелкие толстолобики костлявы. У крупного толстолобика неприятные вильчатые кости огромны, они велики настолько, что уже не досаждают во время трапезы. Своими размерами они напоминают ребра килограммового леща.

...Того толстолобика я порезал на куски без кожи и костей. Посыпал солью и перцем, панировал в муке. Смочил в льезоне, панировал в сухарях и пожарил во фритюре. Нажарил картошки, а вместо соуса подошел и майонез.

Отчего, не помню, но в следующем году наша компания решила на удачу отправиться в новые, еще неведомые нам на Нижней Волге места. Выехали мы рано, в конце марта. Вот только прошел ледоход и отставшие льдины еще нет-нет да и попадались навстречу нашей лодке. Мы двигались из Промыслового вверх по Волге и так дошли до Капитанского острова. Между Капитанским и правым берегом Волги неширокий проход с сужением и узкой горловиной в одном месте. На выходе из сужения под оба берега закручивает обратное течение. На эхолоте возникали символы крупной рыбы, а первые же забросы принесли несколько судаков. Были и более подозрительные контакты: тогда кончик спиннинга тревожно вздрагивал азбукой Морзе. Я не знаком с азбукой Морзе, но догадался, что речь идет о них, о толстолобиках.

В этот раз толстолобики жили на глубине 7–8 метров, придерживаясь границы прямого и обратного течения. В этом месте бровка сильно петляла, изображая волны. В углублениях этих волн и пряталась от сильного течения большая часть всей собравшейся в этом месте рыбы. В тот же день часов в 11 утра стая толстолобиков не досчиталась одного упитанного бойца.

Мы снимали половину дома в Промысловом у дагестанцев. Условия не то, что в палатке – электричество есть и газ.

Разделав толстолобика на куски с кожей и без костей, я слегка отбил их, посыпал солью и перцем. Выдержал 15 минут в сметане, панировал в сухарях, погрузил во взбитые белки и пожарил во фритюре.

К такому блюду не хватало отварных овощей, но заранее я их не припас. А в Промысловом, Сероглазовке, Ленино добыть овощи в начале апреля не представлялось возможным.

ЮЖНЫЕ РЕКИ НАБИТЫ ТОЛСТОЛОБИКОМ КУЛИНАРНОГО ФОРМАТА. А что же в наших широтах? Попадается, голубчик – как без него!

...В последних числах декабря прошлого года мы дружным коллективом чертановских спиннингистов (это такой район в Москве) выехали на незамерзающую Москву-реку, чтобы закрыть сезон запоминающейся рыбалкой. Местом выбрали Бронницы: рыба здесь ловится крупная. Рыбу из Москвы-реки я бы есть не стал – грязная она, поэтому накануне мы заехали на рынок и купили все необходимое: водку, пиво и огромного замороженного толстолобика.

Есть под Бронницами местечко, где посередине реки длинный подводный бугор. На том бугре несколько серьезных коряг. Раньше, несколько лет назад, коряг было больше и рыбы было больше. Впрочем, рыба осталась – куда ж ей деваться. Тут обычно щука, судак, лещ и даже жерех. Но я, не расчехлив спиннинга, первым делом установил мангал, приготовил магазинные угли и отправился за дровами для костра. Еще дома я разрубил толстолобика на части, собираясь приготовить из него, конечно же, шашлык. Нарезал куски без кожи и костей, получилось примерно по 5–7 кусочков на порцию. Посыпал солью, перцем, а затем, складывая куски в кастрюлю, переложил их кольцами репчатого лука.

Пока я возился с костром, ребята на всех поймали одну щуку, но не отпустили ее, потому что среди нас был Олег, а он никого не отпускает.

С мангалом все происходило по плану. Я нанизал на шампуры куски толстолобика и кольца репчатого лука, обильно смазал сметаной и уложил на мангал. Зеленый лук мелко порезал. Лимон, естественно, на дольки. Огурцы, помидоры – все было.

Рыба не клевала, народ потянулся к импровизированному столу. После первой же рюмки водки шашлык очень хвалили и не успели его еще доесть, как произошло воистину знаменательное событие. Оторвавшись от стола, Олег сделал несколько забросов и совершенно случайно забагрил здоровенного толстолобика. С его слов, он забрасывал так, чтобы твистер прошел перед корягой, а не за ней, хотя считается, что рыба держится за корягами. Двадцатикилограммовый толстолобик погиб в полутора метрах перед корягой всего в метре ото дна...

Вот, пожалуй, и все: больше я похожих историй не помню, хотя наверняка они были. Должны были быть. Просто память у меня ни к черту. Но вы не подумайте, как бы там ни было, за точность рецептов я ручаюсь. Жарьте толстолобиков. Приятного аппетита!