В 2004-2005 годах по большинству Министерств РФ прошли реформы. Не обошла реформа и Министерство сельского хозяйства РФ. Эта реформа болезненно затронула такую отрасль сельского хозяйства, как охотничье хозяйство.

РУКОВОДСТВО И РУКОВОДИТЕЛИ

С момента ликвидации Главохоты при Совмине РСФСР, передачи полномочий по ведению охотничьего хозяйства Минсельхозпроду России (в настоящее время Минсельхоз РФ) и создания при этом Министерстве Охотдепартамента начались горемыкания у охотничьего хозяйства России.

На пост руководителя указанного Департамента руководством Минсельхоза стали назначаться люди, далекие от охотничьего хозяйства. Также разными путями на посты начальников некоторых областных охотуправлений стали протаскиваться далекие от охоты или по моральным качествам недостойные этих должностей люди. Все эти руководители в силу своей некомпетентности за последние несколько лет практически развалили десятилетиями налаженную работу по ведению охотничьего хозяйства, в том числе по охране охотничьих животных и среды их обитания, проведению учетов охотничьих животных и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных (в частности диких копытных животных). В результате численность диких копытных животных во многих регионах России резко снизилась.

Охотдепартамент узурпировал власть, практически выведя из-под контроля руководителей субъектов РФ руководителей территориальных охотуправлений и прикрывая беззаконие, творимое некоторыми из них. Нам хорошо известен случай, когда был назначен начальником областного охотуправления браконьер, неоднократно задерживавшийся при совершении браконьерства и избежавший наказания лишь потому, что коллектив, в котором он работал, взял его на поруки. Проработав несколько лет начальником охотуправления, творимыми им беззакониями он восстановил против себя большинство охотпользователей и правительство области.

При распределении такими руководителями охотуправлений между охотпользователями лицензий на право добычи диких копытных животных во время сезона охоты на них ущемлялись права многих охотпользователей, что привело к упущению прибыли многих охотхозяйств, запланированных за счет проведения охот на диких копытных животных (в том числе коммерческих), и срыв нормального дальнейшего функционирования этих охотхозяйств. В конечном счете все это негативно отразилось на рядовых охотниках.



ВСЕ ОКАЗАЛОСЬ НЕ ТАК

Реформа Минсельхоза РФ началась с издания Правительством РФ двух постановлений от 30 июня 2004 года. Постановлением № 327 было утверждено «Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», согласно которому эта служба осуществляет функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания. Постановлением № 328 было утверждено Федеральное агентство по сельскому хозяйству, согласно которому указанное Агентство при взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет функции охраны, изучения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Все было бы неплохо, если бы субъекты РФ занимались охраной, разведением, учетом и использованием охотничьих животных, а Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору вела контроль и надзор за этой деятельностью. Однако в дальнейшем все оказалось совсем не так.

Ранее, согласно ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52 ФЗ «О животном мире» органы государственной власти субъектов РФ обладали обширными полномочиями в отношении охраны и использования объектов животного мира. Цитирую эту статью полностью без сокращений.

Статья 6.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся:

– принятие законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования животного мира в соответствии с настоящим Федеральным законом;

– участие в разработке и реализации федеральных программ по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания;

– разработка и реализация территориальных программ по охране и использованию объектов животного мира и среды их обитания;

– установление территориальных правил, лимитов и нормативов в области использования объектов животного мира в пределах своей компетенции;

– предоставление права пользования объектами животного мира, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации;

– согласование интересов пользователей животным миром с интересами пользователей другими природными

ресурсами;

– организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;

– учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

– организация и ведение государственного учета численности объектов животного мира и их использования, ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира;

– осуществление мер по восстановлению объектов животного мира и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам;

– введение ограничений на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства;

– создание государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий и акваторий в пределах своей компетенции;

– государственный контроль за использованием объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции;

– проведение государственной экспертизы, включая государственную экологическую экспертизу, предпроектной и проектной документации при строительстве и реконструкции хозяйственных объектов и производств в части охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

– обеспечение прав коренного населения на территориях его традиционного расселения и хозяйственной деятельности в части охраны окружающей природной среды, традиционного образа жизни, а также традиционных способов использования объектов животного мира;

– участие в реализации международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира.

При действии этого закона субъекты РФ имели достаточные полномочия для того, чтобы быть хозяевами в области ведения охотничьего хозяйства на своей территории. Однако тут выходит Федеральный закон от 29 декабря 2004 года, № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований». Статьей 4-й этого закона внесены изменения в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года, № 52-ФЗ «О животном мире». Согласно этим изменениям к полномочиям органам государственной власти субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, стали относиться:

– охрана объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях Федерального значения;

– регулирование использования, воспроизводство, ведение учета и кадастра и выдача именных разовых и распорядительных лицензий на объекты животного мира, отнесенных к объектам охоты за исключением объектов:

находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, попадающие под действие международных договоров РФ;

которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении и перечень которых определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

Поясняю: согласно этому закону указанные полномочия могут осуществляться субъектами РФ только за счет субвенций, которые должны быть выделены из федерального бюджета. Осуществление этих полномочий за счет любых других средств (даже если руководитель субъекта РФ захочет выделить средства на осуществление этих полномочий из бюджета субъекта Федерации) незаконно.



«СЮРПРИЗЫ» РЕФОРМЫ

Но на этом «сюрпризы» реформы не закончились. Вышел Приказ по Минсельхозу от 28 апреля 2005 года № 70 (зарегистрирован в Минюсте РФ 25 мая 2005 года. Регистрационный № 6646) «Об утверждении Перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении». Перечисляю эти объекты. Млекопитающие: волк, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, медведи, рысь, росомаха, барсук, куницы, дикие кошки, горностай, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, бобры, сурки, белки, ондатра, кабан, дикий северный олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом. Птицы: гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, горлицы.

Совершенно непонятно, каким образом к особо ценным в хозяйственном отношении животным могли быть причислены такие переносчики инфекционных заболеваний (в том числе опасных для человека), как лисица, корсак, енотовидная собака, барсук, ондатра, дикие кошки. Также непонятно, каким образом могут быть в федеральной собственности птицы, совершающие сезонные миграции (перелетные птицы), на которых происходит практически бесконтрольная охота сразу после пересечения ими границ России. Из оседлых птиц в списке только глухарь, тетерев, рябчик и куропатки. В недоумение приводит то, что к особо ценным в хозяйственном отношении причислены такие птицы, как пастушок, погоныш, камышница, тулес, хрустан, чибис, камнешарка, травник, мородунка, веретенники и турухтан, которые долгое время согласно типовым правилам охоты в РСФСР входили в список «условно-охотничьих птиц (добыча которых разрешается попутно при любой законной охоте в летне-осенний и зимний периоды)». Непонятно также, почему пользование выпущенным охотпользователем на одичание «под выстрел» в охотугодья молодняком утки-кряквы должно происходить через Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а не через органы субъекта РФ? Почему кабаны, закупленные в свое время на деньги охотпользователей, выпущенные в охотугодья и размножившиеся до оптимальной численности в результате грамотно проводимых биотехнических мероприятий, должны принадлежать не субъектам РФ, на территории которых находятся охотугодья, а Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору?



СМЕЯТЬСЯ ИЛИ ПЛАКАТЬ

Согласно Федеральному закону № 199-ФЗ и Приказу по Минсельхозу № 70 субъекты РФ могут заниматься регулированием использования, воспроизводством, ведением учета и кадастра и выдачей разовых и распорядительных лицензий только в отношении не вошедших в этот список крота, ласки, водяной полевки, голубей, грача, крохаля, поганки, ржанки, черныша, фифи, щеголя, поручейника, дутыша, песочника, дроздов (рябинник, деряба, белобровик, черный). В этом списке птицы начиная с грача долгое время являлись условно-охотничьими. Как вам понравится приказ специально уполномоченного органа субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных этого субъекта РФ «Об открытии охоты на пушные виды зверей»: на крота – с такого-то числа, на водяную полевку – с такого-то числа, на ласку – с такого-то числа. Или «Об открытии летне-осенней охоты на пернатую дичь» с перечислением голубей, грача, крохаля, поганку, ржанку, черныша, фифи, щеголя, поручейника, дутыша, песочника и дроздов (рябинника, дерябу, белобровика, черного) – с такого-то числа. Не знаешь – смеяться или плакать. Я почти пятьдесят лет занимаюсь охотой, являюсь биологом-охотоведом, но я не смогу в полете отличить, к примеру, разрешенного этим приказом к добыче поручейника от не указанного в этом приказе травника. Думаю, что большинство рядовых охотников также не отличат одних куликов, находящихся в ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, от других, находящихся в ведении субъектов РФ. Так зачем нужно было ломать комедию? И даже деятельность по использованию этих животных может осуществляться только за счет субвенций. Не издевательство ли над субъектами РФ?

Единственное, что не ограничено Федеральным законом № 199-ФЗ, это охрана объектов животного мира, но она также может осуществляться за счет пресловутых субвенций. При этом еще ни одной копейки в виде субвенций на указанную деятельность ни в одном субъекте РФ до настоящего времени не было выделено. Вот вам и расширение полномочий субъектов Российской Федерации! Губернаторы перестали быть хозяевами на своей территории. Хозяевами практически всех охотничьих животных, обитающих на территориях субъектов Российской Федерации стали Территориальные Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Эти «расширения полномочий» субъектов РФ практически отобрали все полномочия, которые были у субъектов РФ в отношении объектов животного мира, приравненных к объектам охоты. Не чувствуется ли издевательство в названии Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199–ФЗ?



КОМУ ЭТО НУЖНО?

Отвечаю: небольшой кучке людей, имеющих хорошие связи «наверху» (как мы уже видели, ими лоббируются самые абсурдные законы) и желающих быть у руля охотничьей власти, иметь все выгоды от охотничьего дела (в том числе распоряжаться именными разовыми лицензиями на диких копытных животных, решая этим свои личные вопросы и ставя в зависимость от себя охотпользователей, иметь возможность лишить какого-нибудь охотпользователя лицензии и передачи его охотугодий в пользование тому, кому они считают нужным, и т.д.), не задумываясь о том, к каким это приведет последствиям. Они безразличны к нуждам рядовых охотников, их принцип: после нас – хоть потоп. Это видно невооруженным глазом.

Меня больше интересует другой вопрос. О чем думали те, кто подписывал эти абсурдные законы? Читали ли они то, что подписывали? Задумывались ли о том, к каким последствиям эти законы могут привести? Прочитали ли они хоть одну статью в «Российской охотничьей газете», касающуюся проблем охотничьего хозяйства России? Еще никогда не приводили ни к чему хорошему законы, построенные на амбициях одного человека или небольшой кучки людей.

В настоящее время повис в воздухе вопрос охраны охотничьих угодий. Согласно действующим законам в функции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору входит только надзор и контроль, в том числе за осуществлением полномочий согласно Федеральному закону № 199-ФЗ субъектами РФ. Полномочия же по охране объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, как уже упоминалось выше, возложены согласно Федеральному закону № 199-ФЗ на субъекты РФ, но осуществляться они могут только за счет пресловутых субвенций, которые не выделяются.

Чтобы оправдать свое существование, некоторые территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в спешном порядке издают внутренние приказы, согласно которым работники Службы обладают полномочиями по задержанию охотнарушителей, составления на них протоколов о нарушении правил охоты, применения при задержании физической силы и спецсредств, производства досмотра транспортных средств и личного досмотра нарушителей, а также изъятия орудий незаконной охоты и незаконно добытой продукции. Очевидно, что все это противоречит действующему Кодексу РФ об Административных правонарушениях. В настоящее время Службой готовятся документы для изменения некоторых статей административного кодекса с целью получения Службой полномочий, которые она в настоящее время пытается незаконно осуществлять. Принимая во внимание удачное лоббирование вышеназванных законов, нет сомнения в том, что Служба также подгонит Административный кодекс под себя и окончательно развяжет себе руки для полного хозяйничанья в охотугодьях.


ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ СОЗДАВШЕЙСЯ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ НЕОБХОДИМО:

– Губернаторам субъектов РФ срочно объединиться в вопросе охраны и использования объектов животного мира, относящихся к объектам охоты, и поставить вопрос перед председателем Правительства РФ М. Фрадковым об отмене Федерального закона № 199-ФЗ, как не расширяющего, а ущемляющего полномочия субъектов РФ, и о возвращении субъектам РФ полномочий в области охраны и использования всех объектов животного мира, обитающих на территориях субъектов РФ и отнесенных к объектам охоты. В конце концов никто не советовался с губернаторами перед принятием Федерального закона № 199-ФЗ.

– Разработать и принять Федеральный закон «Об охоте», согласно которому субъекты РФ обладали бы широкими полномочиями в области охраны и использования объектов животного мира, относящихся к объектам охоты, и среды их обитания.

– Срочно выделить достаточные средства из федерального бюджета на создание и функционирование при субъектах Российской Федерации специально уполномоченных органов исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных субъекта РФ с численностью штатных единиц не меньше и технической оснащенностью не хуже, чем у ликвидированных Охотуправлений.




Что еще почитать