Вокруг нижегородской рыбалки

Нижний Новгород – город с более чем миллионным населением, а Нижегородская область по площади своей территории лишь немногим уступает Чехии, но превосходит Словакию и Словению вместе взятые. Водные ресурсы области огромны: здесь в Волгу впадают Ока, Ветлуга, Сура. На севере области самая крупная река Европы разливается Горьковским морем, а на востоке – Чебоксарским водохранилищем. Рыбная ловля и торговля рыбой – географически обусловленные занятия нижегородцев. Вокруг одного из древнейших занятий человека сложилась своя инфраструктура: магазины по продаже рыболовных товаров; базы, предоставляющие возможность ловить рыбу с комфортом; клубы и общества, объединяющие любителей рыбалкиЕ Далее автор (сам коренной нижегородец) попытается дать субъективную оценку положения дел в этой инфраструктуре.

МАГАЗИНЫ

Магазинов в Нижнем много. Более тридцати. Все коммерсанты жалуются на немыслимую конкуренцию, но никто, как мне известно, за пять последних лет не «прогорел», значит, не настолько плохо идут у них дела. Да, зимой идет вполне объяснимый сезонный спад, но все затраты с лихвой окупаются весной, когда истомившиеся по теплу и накопившие денег горожане и гости областного центра метут с прилавков все, что не приколочено. Влияет ли высокая конкуренция на разнообразие ассортимента и высокое качество сервисного обслуживания? Влияет, бесспорно. И все-таки гораздо большее значение, чем сервис и ассортимент, играет до сих пор удачное расположение торговых точек. Например, в одном из самых активных покупательских районов – на стыке Автозаводского и Ленинского районов у станции метро «Пролетарская» в одном здании находятся аж три (!) магазина – и все как-то уживаются, с прибылью ведут начатое дело.

Для улучшения продаж многими фирмами предпринимаются действия в области стимулирования сбыта. Это и дисконтные (до 20%) карты, и акции по продаже несезонных товаров со скидкой, и какая-никакая реклама торговых точек в нижегородских СМИ... А вот с формированием спроса коммерсанты, увы, практически не работают. И какой смысл вкладываться в дорогостоящие проекты по воспитанию покупателя, если гораздо прибыльнее будет открытие новой «точки»? Исключения, конечно, есть, не без этого, о них поговорим ниже, но общая тенденция – «торгуй, пока молодой!» Вот и идут новинки рыболовного рынка до нижегородцев по нескольку лет. Получается некий диссонанс: в рыболовных СМИ любознательные нижегородцы постоянно читают о пикерах с квивертипом, а в магазинах им с настойчивостью, достойной лучшего применения, предлагают донки с колокольчиками! А ведь до Москвы рукой подать – всего каких-то 400 километров. Старый Оскол, например, находится от столицы куда как дальше, но там в магазинах и для продвинутых спиннингистов есть чуть ли не все. А в Нижнем – по-другому. Крайне беден ассортимент приманок к ультралайту, например, а ведь тема уже более чем «раскручена». Со шнурами тоже беда: и хочется иногда половить на что-то более качественное, чем «Power Pro» или «Fire Line», но где это качественное взять?

Возвращаясь к формированию спроса покупателей. Им занимаются, на безлюдье, продавцы магазинов. За редким исключением эти «эксперты» бывают на рыбалке «много» – один раз в месяц, со всем печальными из этого вытекающими. Иногда из-за прилавка обрушивается на неподготовленного покупателя откровенная ахинея, обильно снабженная прилагательными в превосходной степени. Разговаривать со многими продавцами совершенно невозможно – рыболова и коллегу по увлечению они в упор не видят, покупатель для них – всего лишь потребитель, которому надо любым путем «впарить товар». Те специалисты, которые на самом деле разбираются в тонкостях рыболовного рынка, сами испытывают на водоемах новинки и «чувствуют» покупателя – на вес золота, к ним часто идут просто за советом (не боясь, что пошлют), их пытаются переманить конкуренты.

ВЫСТАВКИ

Обострить конкуренцию, снизить цены, обеспечить приток новинок была призвана организованная два года назад и уже три раза проводившаяся выставка «Национальная охота и рыболовство». Увы, со своими задачами выставка не справилась: те две-три нижегородские фирмы, что регулярно на ней участвуют, не формируют спроса, не знакомят с новым, а более-менее бойко торгуют старым товаром, используя дорогие (дороже, чем на выставке в Москве!) площади как одну из торговых точек – не более того. Вместо рыболовных товаров на выставке с громким названием можно купить глиняные свистульки или другие сувениры отнюдь не прикладного значения. На последней, прошедшей как обычно в крайне неудобные и для охотников и для рыболовов сроки, можно было за 200 рублей купить и «Атлас охотника и рыболова». Уникальное, по-своему, издание местных картографов. В основу легла известная «двухкилометровка», которую «без сиропа» можно купить в три раза дешевле. Разбухшим же от некачественных фотографий и «пресной» информации томом и пользоваться неудобно, но государственная структура, видно, и не ставила себе целью полезность издания и практичность его использования рыболовами. В общем, задумка была хорошая, но все хорошее так названием и закончилось.

МАСС-МЕДИА

Коль речь зашла о печатных изданиях, грех не упомянуть о региональных рыболовных газетах. Одна из них называется «Рыбалка круглый год» и выходит на 12 полосах два раза в месяц... уже три года. Насколько мне известно, это рекорд выживаемости среди региональных газет, посвященных рыбной ловле. (Для сравнения: газета «Нижегородский охотник и рыболов» вышла в свое время в количестве трех номеров, а журнал «Нижегородский рыболов» – только в одном). Вряд ли качество материалов РКГ приятно удивит жителя столицы – бюджет не тот, чтобы привлекать грамотных авторов – но жителей села газета устраивает, что и позволяет ей за счет тиража оставаться на плаву. Другая газета – ежемесячник «Ершович». Здесь нет «методики» – газета на 80% состоит из писем читателей, очерков, стихов, рассказиков начинающих и опытных авторов плюс экзотическая информация о рыбах и рыболовах. Газета (судя по тиражу) гораздо менее востребована нижегородцами – не время лирики, товарищи, не время!

Уже два с половиной года в нижегородском эфире вещает еженедельная пятиминутная программка «На реке – на озере!». Костяк программы – вести с водоемов: что, где, когда за прошедшую неделю клевало и куда стоит ехать, а куда лучше повременить. Полезная программа? Наверняка! Но вот по признанию ведущего этой программы за все время ее существования в эфир не поступило ни одного звонка! Он уж и конкурсы разные придумывал, и награждать победителей обещал – нет обратной реакции, хоть ты тресни! Лопают полезную информацию втихушку – и молчок. Еще одна из примет времени: если хочешь быть здоровым, ешь один и в темноте! Наловил рыбы – молчи, а то узнают, понаедут и всю переловят – таков ход мысли недалеких сограждан, надо полагать...

СОРЕВНОВАНИЯ И ФЕСТИВАЛИ

Гораздо лучше с открытостью обстоят дела у членов недавно образованного интернет-клуба рыбаков «Волгафишинг». Бог им простит нерусское название, во всем остальном ребята молодцы. Живо обсуждают вопросы рыболовной общественной жизни, регулярно скопом выезжают на разные водоемы, учатся друг у друга, опытом обмениваются – хорошее начинание, что и говорить. Может, их активности и ребята из Нижегородского областного общества охотников и рыболовов по-хорошему позавидуют. Позавидуют и постараются внести коррективы в свою работу. А исправить есть чего. Вот, например, спортивная мормышка. Пару раз за сезон 20–30 человек на Гребном канале междусобойчик устраивают, то «Игорь К.» занимает первое место, а «Саша С.» второе, то наоборот... а дальше что? Ни одного чемпионата России, ни даже поездок в соседнюю область – варятся ребята как кильки в собственном соку, на фиг им лавры чемпионов не нужны. Этакий образец провинциальной забитости и самодостаточности. Или нужны? Но в обществе говорят, что нет должного финансирования. Да я никогда не поверю, что в области, где есть «ГАЗ», «ПАЗ», Кстовский НПЗ, Дзержинский химический комплекс и куча банков, нельзя найти «штуки баксов» для выступления сборной на российском уровне! Такая же ситуация с поплавком. Со спиннингом чуть лучше, но тоже все коряво, не через голову. Когда команда сборной области приезжает на чемпионат России в день официальной тренировки, на ее спортсменов скептически, мягко говоря, смотрят коллеги-конкуренты, живущие там уже неделю. Да что говорить о российском уровне, когда местные спиннинговые соревнования проходят практически без судейства и с таким количество нарушений – впору отдельный фельетон писать. Здесь и ловля «на дорожку», и «на гирлянду», и двумя спиннингами, и подлоги рыбы, и ловля в отвес, и опоздания «всего на пять минут» на финиш ... изврат спортивных правил полнейший. А победителям в итоге от солидного бюджета даже медалей (не то, что призов) не дают – а не фига баловать! Спортсмен должен быть доволен самим фактом участия в соревнованиях, паче чаяния – фактом одержанной победы! Вышеупомянутым обществом в содружестве с местным же военным обществом охотников и рыболовов была год назад предпринята попытка создания юношеской рыболовно-спортивной секции. Три (!) юноши довольно стабильно ходили на от случая к случаю проводящиеся занятия, а потом плюнули на это дело и занялись другими видами спорта, честь им и хвала. В общем, когда Пьер де Кубертен в страстном порыве восклицал «О спорт – ты мир!», он ни в коем случае не имел в виду рыболовный спорт Нижнего Новгорода и его окрестностей, увы!

В отличие от спорта официального, фестивальное движение в области на подъеме. Здесь и с массовостью все в порядке, и призы достойные, и атмосфера поприятней. Вот оговаривался я, рассказывая про коммерсантов, что они почти не занимаются формированием спроса и имел в виду следующее. Есть такой традиционный спиннинговый фестиваль «Разнежье». Призы – лодки ПВХ, эхолоты, навигаторы, дорогие «палки», «мясорубки», куча всего – слюни текут. Участников – полторы сотни человек. Так вот такое мероприятие и называется цивилизованным продвижением товара от изготовителя к потребителю! В результате в выигрыше все: изготовитель познакомил регионального рыболова с новинками, продавец после фестиваля в несколько раз увеличил обороты (слухи-то по городу ползут!), участники фестиваля получили «на халяву» по пакету снастей и возможность два дня в неформальной обстановке общаться с себе подобными – прям коммунизм какой-то! Рыба, кстати, местная тоже не особо страдает: на всех за два дня вылавливается едва ли полцентнера рыбы, то ли с погодой не везет, то ли мастерства не хватает...

БАЗЫ

Строительство рыболовных баз в области последние годы ведется стремительными темпами. Только на отрезке Волги от Лысково до Васильсурска уже работают пять баз, а то ли еще будет – ой-ой-ой! Качество услуг и, естественно, стоимость на разных базах – разные. Проживание на одних стоит «всего» тридцать зеленых, а на других – больше ста (это только за постель и стол). Но на тех, что подешевле – пьяный егерь может вовремя на рыбалку не проснуться, а на тех, что подороже – за соответствующую сумму вас и накормят до отвала и накатают до упада. Из явного негатива в этой области могу отметить только ненормальную популярность у отдыхающих троллинга. Что интересного в том, что вы пьете целый день пиво, а вас катает егерь, лишь в момент вываживания самоподсеченной щуки передающий вам удилище – убейте, не пойму. Видно, в пиве весь интерес и состоит. Не лучше ли до ломоты в мышцах этим самым спиннингом наловиться взаброс? Но егерь мастеркласс во владении спортивным спиннингом показать не может, вот и идут отдыхающие по пути наименьшего сопротивления, не затрачиваясь, минимизируя личностное участие в спиннинговой охоте, Бог им судья. А ведь есть люди, способные спиннингу грамотно поучить. На одной из баз на Волге живет и работает «родоначальник» нижегородского джиг-спиннинга Евгений Баранов. За умеренную плату сей достойный муж может показать: где зимуют на прилегающей к базе акватории раки, а где стоят «на летних квартирах» судаки и щуки. Но переоценивать значение грамотного инструктора нельзя, не зря же говорят в народе: научить нельзя, можно научиться!

***

Ну вот, приехали... то есть, проехались. Вот как мы в Нижнем Новгороде продаем и покупаем снасти, читаем рыболовную периодику, отдыхаем и соревнуемся. Наверное, пройдет еще не один десяток лет, прежде чем большинство моих земляков научатся цивилизованно торговать, покупать, соревноваться, убирать за собой мусор на стойбищах, не проезжать под мотором «по забросу», ловить удочкой, а не сетями, и приучат себя к регулярному чтению. Дожить бы до этих светлых времен...


Василий ЗАЙЦЕВ 15 июня 2005 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑