К вопросу обустройства охоты в Pоссии

За последние годы на страницах охотничьей периодики появилось несколько десятков статей на тему, которая вынесена в заголовок. В этих статьях чиновники разных охотничьих организаций и ведомств ругают друг друга, а «простые охотники», ругая и тех и этих, недоумевают, куда же девалась дешевая и добычливая охота прежних лет. И все вместе дают множество рекомендаций, адресованных, в основном, творцам нового Закона об охоте, который, надо надеяться, будет у нас принят, в конце концов.


Bот и я не смог удержаться, чтобы не высказать по отдельным вопросам свое мнение, которое кажется мне правильным с точки зрения личного опыта, элементарной логики и здравого смысла. Хотя, заранее предвижу множество гневных возражений и обид в свой адрес. Но считаю, что и это неплохо, так как в спорах рождается истина. А главное – заставить задуматься!

Итак, прежде чем перейти к деталям, давайте уясним и признаем: хорошая охота – дорогое удовольствие. Не может охота быть хорошей и дешевой одновременно! Разве что случайно! Те времена, увы, безвозвратно прошли. И нам всем, как бы не было горько, придется с этим смириться. Подготовка, организация охоты, а главное, грамотное ведение самого охотничьего хозяйства требуют немалых затрат. Ведь дичи много там, где мало людей или там, где для ее разведения и охраны вкладываются средства. В конечном итоге, как ни крути, а для правильного развития охотничьего хозяйства нужны деньги. И только в отдельных случаях их может заменить реальное трудоучастие. Государство, правительство или кто-то третий, денег на это не даст. Деньги можно получить только от охотников и от охоты. Но для этого надо научиться рассматривать как товар не продукцию охоты, а саму охоту. И в первую очередь услуги по ее организации и проведению. А государство, наконец-то, должно создать все необходимые для этого условия. Ведь Россия – страна с огромным охотничьим потенциалом. Глупо и бесхозяйственно не осознавать этого и не использовать.

ОХОТНИЧЬИ УГОДЬЯ

Конечно, охотничьи угодья необходимо закреплять за конкретными хозяевами и на максимально длительный срок. Ведь только настоящий хозяин способен обеспечить порядок, где бы то ни было. А серьезность его намерений будет определяться количеством средств (в виде денег и труда), вкладываемых в хозяйство. Поэтому, при закреплении охотничьих угодий, причем, непременно на конкурсной основе, надо отдавать предпочтение тем, кто сможет доказать, что в состоянии вкладывать в хозяйство средства в размере хотя бы не менее установленного минимума. А желательно, чем больше, тем лучше! И, главное, грамотно и эффективно их использовать. Для арендаторов угодий это должно стать обязательным условием, закрепляться соответствующим договором и планом мероприятий по охотустройству на вверенной территории. Постепенно при закреплении угодий, учитывая их качество (бонитет), надо вводить дифференцированную плату за долгосрочное пользование животным миром.

Кроме того, при закреплении угодий предпочтение следует отдавать тем организациям, где ведение охотничьего хозяйства является основным видом деятельности. В этом залог успеха и некоторая гарантия долгосрочного и бережного отношения к природным ресурсам.

Государственной службе на районном, областном и федеральном уровнях в закрепленных угодьях необходимо жестко контролировать выполнение арендаторами принятых на себя по договору обязательств, известных норм по биотехнии, регулярному охотустройству, охране как самих животных, так и охотничьих угодий (среды обитания) для поддержания их оптимальной численности. За нарушение договора – охотпользователь должен нести финансовую ответственность, т. е. платить штрафы. Угодья, где эти условия систематически не выполняются, должны быть изъяты в первую очередь и переданы новым хозяевам. Механизм контроля и изъятия должен быть объективным, прозрачным и гласным.

Основным критерием для оценки классности охотничьего хозяйства должно стать количество средств, вкладываемых на единицу площади (как в рублях, так и в виде работ, после пересчета их в рубли). А показателем эффективности их использования – количество дичи. По этим показателям охотничьи хозяйства должны подразделяться на группы. Хозяйствам высших категорий (высококлассным хозяйствам) должны быть предоставлены льготы, например, в части определения квоты отстрела и сроков охоты в пределах крайних чисел, установленных типовыми правилами. Чем выше категория хозяйства – тем больше у него должно быть самостоятельности для принятия подобных решений.

Для благополучного развития охотничьего хозяйства с учетом интересов всех слоев населения на территории каждой области или другого субъекта федерации надо иметь следующие охотничьи угодья (хозяйства):

– общего пользования, предположим, не менее 10–20% площади, (понятно, что в густонаселенных районах – этот процент будет меньше, в отдаленных – значительно больше);

– возможно, государственные как представительские, опытные или образцовые хозяйства, финансируемые из госбюджета;

– угодья, закрепленные за РАЗЛИЧНЫМИ охотничьими общественными объединениями граждан или за другими им подобными юридическими лицами (до 60–80 %);

– и частные охотничьи хозяйства, закрепленные за отдельными предпринимателями, – тоже, скажем, до 20 %.

Все – в определенных пропорциях, чтобы не было монополий и, главное, была возможность здоровой конкуренции, а значит, свобода выбора для охотников. Категорически недопустимо закрепление большинства угодий в области или регионе за отдельными пользователями, что приводит к возникновению монополий, а, следовательно, к диктату условий при отсутствии конкуренции.

Прямое или косвенное закрепление большинства хозяйств за одной организацией, очевидно, вредно для системы в целом.

По понятным причинам к угодьям общего пользования отойдут самые «бедные», а к государственным и частным – самые лучшие территории. Но в этом нет ничего страшного, если иметь в виду главную задачу – насыщение дичью наших угодий. Ведь самые обыкновенные хозяйства, расположенные по соседству с высоко организованными, со временем подпитываются за счет естественной миграции животных.

ОХОТНИЧИЙ БИЛЕТ – ПРАВО НА ОХОТУ

Безусловно, нужен единый, государственный документ, который дает право на охоту. Такой документ должен выдаваться один раз и на всю жизнь, т. е. быть бессрочным и не требовать продления. Это прекратит разногласия и придаст настоящий смысл работе общественных организаций, которые, окончательно потеряв монополию на «членство в охотниках», станут, наконец, ценить своих членов и будут вынуждены задуматься о привлечении и удержании их путем предоставления все большего ассортимента услуг.

А если такие регистрационные документы (билеты) можно будет получить, скажем, только по месту жительства (в районе, в городе, области и т. д., но только в одном, точно определенном месте), наконец-то можно будет привлечь к ответственности или лишить права на охоту злостных нарушителей. Чего невозможно сделать, если и дальше охотничьи билеты будут выдаваться многочисленными общественными организациями. Ведь дело может дойти до абсурда, когда несколько человек решат зарегистрировать свое маленькое общество и добьются права выдавать членские – охотничьи – билеты! И таких обществ может быть неограниченное число.

Первого, разового взноса при получении охотничьего билета (удостоверения права на охоту) должно хватить на расходы, связанные с оформлением самого документа и на работу государственной комиссии по приему экзаменов по охотничьему минимуму. Курсы по подготовке к такому экзамену могут быть организованы при обществах охотников, клубах или на коммерческой основе. А вот средства на организацию действенного, эффективного контроля и охраны охотничьих угодий, включая снаряжение, техническое оснащение и вооружение специальных органов Государственного охотничьего надзора, управления и контроля, т. е. вещи крайне необходимые, нужно получать от уплаты охотниками ежегодных государственных пошлин.

Поясню. Удостоверение на охоту – документ, который должен выдаваться один раз и на всю жизнь, т. е. быть бессрочным и не требовать продления. Однажды получив право на охоту после сдачи сложного экзамена (включающего в себя проверку совокупности теоретических знаний и практических навыков, в первую очередь, стрельбы и обращения с оружием) в виде единого государственного охотничьего билета, нет необходимости продлевать его ежегодно. Достаточно уплатить установленный специальный ежегодный сбор (пошлину) через сберкассу и получить квитанцию. А раз в пять лет вместе с перерегистрацией оружия подтвердить свою дееспособность и исправное состояние здоровья.

Разумеется, надо следить за тем, чтобы эти средства шли строго по назначению. Тогда охотники, внося деньги, будут точно представлять себе, что делают это хотя и без удовольствия, но в силу жесткой необходимости.

И еще. Желательно, чтобы ежегодный государственный сбор, который будет уплачиваться взамен взноса для продления срока действия охотничьего билета, включал в себя сразу необходимые платежи за пользование животным миром, объектами охоты. Что бы не пришлось потом оплачивать так называемые разовые лицензии для охоты на мелких животных или что-то еще, тому подобное.

Размер, порядок и периодичность уплаты членских взносов в общественных организациях остается на их усмотрение.

Продолжение в следующем номере.

Леонид СОНИН 27 апреля 2005 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑