Что следует понимать под маломерным судном?

Степанов. Московская область.


В соответствии с примечанием к статье 11.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях под маломерным судном следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов).


Имею в собственности надувную лодку, на которой часто езжу на рыбалку. Государственная инспекция требует ее зарегистрировать. Не могли бы вы разъяснить порядок регистрации этой лодки? Какие требуется представлять документы? Что мне делать, если у меня никаких документов на нее нет?

В. Молчков, Костромская область, Дубасов, г.Москва и другие.


Надувная лодка, грузоподъемность которой превышает 225 килограмм, подлежит обязательной государственной регистрации. Регистрацию осуществляют государственные инспекции по маломерным судам, находящиеся в ведении МЧС Российской Федерации. Для регистрации лодки в инспекцию следует представить договор купли-продажи (выдается торговым предприятием), чек и руководство по эксплуатации, паспорт. На лодку, приобретенную за границей, представляется декларация и сертификат. Владельцу при отсутствии документов на плавсредство придется столкнуться с определенными трудностями. К сожалению, случаи отсутствия у владельцев надувных лодок документов не так уж редки. Сложившееся положение дел объясняется тем, что в прошлом не требовалась регистрация указанных лодок, а также тем, что данные лодки довольно часто приобретались с рук и в маленьких магазинчиках, где вообще никаких документов на лодки не выдавались. Придется совместно с работниками инспекции искать выход из сложившейся ситуации. В большинстве случаев в зависимости от конкретных обстоятельств выход находится.

Управление маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (Статья 11.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).


Во время рыбалки я управлял принадлежащей мне лодкой и был остановлен работниками государственной инспекции по маломерным судам. Указанные работники попросили меня пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Я отказался, пояснив при этом, что выпил только бутылку пива. Однако на меня был составлен протокол и наложен административный штраф в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Правильно ли меня оштрафовали?

Давыдов.


Обратимся к законодательству. Статьей 11.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено:

« 1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящемся в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.»

Статья не уточняет природу опьянения, поэтому не имеет значения, от чего наступило опьянение. Наступило ли оно в результате употребления спиртных напитков, наркотических средств или психотропных препаратов, разного рода токсических веществ.

Исходя из изложенного, административный штраф в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда наложен на владельца судна правильно в точном соответствии с требованиями закона.

Рыболовам, имеющим в собственности маломерные лодки, следует напомнить, что управление судном в состоянии опьянения создает серьезную проблему для обеспечения безопасности плавания судов, жизни и здоровья граждан.

Нарушение правил движения и эксплуатации водного транспорта при определенных обстоятельствах влечет за собой наступление для владельцев судов уголовной ответственности.

Так, если в результате нарушения правил погибнут люди либо будет причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью, то владелец судна может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 109 «Причинение смерти по неосторожности» или по ст. 118 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности» Уголовного кодекса РФ.


Имеет ли право инспектор рыбоохраны требовать от рыболова, чтобы его надувная лодка была зарегистрирована, если этот инспектор не является инспектором ГИМС?

Воробьев, г. Дмитров Московской области.

Как уже указывалось, надувная лодка грузоподъемности 225 килограмм и выше подлежит обязательной государственной регистрации. Рыболов, плавающий на незарегистрированном судне, может быть подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Безусловно, инспектор рыбоохраны не решает вопросы, связанные с регистрацией и техническим осмотром маломерных судов, к которым относится надувная лодка.

Одно дело – инспектор рыбоохраны обратил внимание рыболова на нарушение действующих правил и обратился с просьбой зарегистрировать лодку. Другое дело – требование выражалось в виде приказа, что, конечно, недопустимо.

Инспектор рыбоохраны имел право проинформировать государственную инспекцию по маломерным судам о данном факте.


Можно ли зарегистрировать судно, которое я планирую построить с другом? Какие процедуры нам придется пройти?

Теребилов А.С., г. Москва.


С этим вопросом мы обратились в Московскую государственную инспекцию по маломерным судам, где получили следующие разъяснения.

Зарегистрировать построенную своими руками лодку можно, но прежде чем строить, надо обратиться в государственную инспекцию с заявлением, содержащем просьбу рассмотреть индивидуальный проект судна. Проект представляет собой чертежи в трех проекциях в виде план-схемы, техническое описание, из какого материала делается лодка, и, по возможности, расчеты непотопляемости и устойчивости судна. Проект рассматривается, как правило, в течение 10 дней. После согласования проекта и постройки лодки, ее должен осмотреть соответствующий работник ГИМС. Судно осматривается на плаву, проверяется соответствие конструкции утвержденному плану, основные узлы на прочность и надежность, измеряется длина, ширина судна и т.п. Проверка может длиться несколько дней.

По итогам проверки составляется акт первичного технического осмотра. Затем судно регистрируется и выдается судовой билет. Владелец маломерного судна обязан пройти обучение и получить права. Обучение проходят в ГИМС.


В свое время в целях сохранения рыбных запасов был принят закон о полном запрете плавания в водоемах Московской области. Как с этим обстоят дела сейчас?

Печерников, г. Дмитров, Московская область.


Как нам сообщили в Государственной инспекции по маломерным судам, действительно, решением Мособлсовета от 23 августа 1997 года за № 1166 «Об организации культурных рыболовных хозяйств» использование моторных судов на водоемах Московской области было существенно ограничено. В настоящее время данное решение не действует.


Мы живем в районном центре Седельниково, находящемся на севере Омской области. На рыбалку ездим в соседний Тарский район за 100 км. Местные жители ловят рыбу без всяких лицензий, а нам, приезжим, нужно приобретать лицензии. Высылаю ксерокопии лицензий и прошу объяснить, имеет ли законное основание на их реализацию РОО и Р?

Зубарев Л.Г, член ООиР с 1975г., с. Сидельниково.


Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок.

Именные разовые лицензии гражданам на использование объектов животного мира выдаются соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по их заявке в соответствии с установленным порядком.

В каждом субъекте Российской Федерации утверждены свои правила любительского рыболовства с учетом местных особенностей, традиций, природных условий и т.д.

На копиях лицензий, высланных в наш адрес, стоит печать Омской областной инспекции рыбоохраны, которая является органом по охране, контролю и регулированию рыбных запасов. Продажа данных лицензий членам общества охотников и рыболовов, по нашему мнению, соответствует действующему законодательству.

Что касается утверждения о существующем неравноправии среди приезжих и местных рыболовов, т.е. одним разрешается ловить только по лицензиям, а другим – без всяких лицензий, то, естественно, это недопустимо.

Однако следует иметь в виду следующее обстоятельство. Субъекты Федерации имеют право устанавливать льготы для определенного круга граждан, например, для коренных малочисленных народов, чье существование и доходы полностью или частично основаны на рыболовстве.

Возможно, для жителей Тарского района установлены какие-либо льготы.

Советуем обратиться в Омскую областную инспекцию рыбоохраны с просьбой дать соответствующие разъяснения.



Что еще почитать