Тема, поднятая в этой статье, сегодня волнует многих охотников. Поэтому мы публикуем этот материал. Хотелось бы заметить, что приводимые в статье факты могут иметь субъективную оценку автора. Это показала и предварительная проверка отдельных приводимых фактов.

Зря российская общественность шумела по поводу «подарка» ушедшей Госдумы в канун Нового года – поправок в Закон о лесе, разрешающий по сути его вырубку направо и налево. На самом деле российские леса уже давно поделены между «толстосумами», приверженцами модного нынче увлечения – охоты. Передел произошел тихо и остался незамеченным для большинства россиян. Под благовидным предлогом «лицензирования» у исконного пользователя охотничьими угодьями – Российского общества охотников и рыболовов – эти самые угодья были изъяты в пользу частных лиц и коммерческих структур.

Губернаторы ряда областей почувствовали, что на аренде охотничьих угодий можно сделать неплохой бизнес. И охотничьи хозяйства частично перешли в руки различных частных структур и VIP-персон.

Так, в Калужской области в частные руки передано полтора миллиона гектаров охотничьих угодий! Всего здесь в настоящий момент зарегистрирован 41 охотпользователь, в том числе областное общество охотников, по размеру занимаемой территории скромно расположившееся в самом хвосте списка. Целые районы оказались отданными в руки частным охотничьим хозяйствам. К примеру, одна из самых крупных в области охотничьих территорий – Медынский район – поделена между шестью ООО. Это «Озерное», принадлежащее Минсельхозпроду, «Медынский парк», в котором хозяйничают московские коммерсанты, «Монолит», принадлежащий калужскому строительному комбинату, «Новобеляево», находящееся в ведении Медынского лесхоза, и «Cтепановское». Областное общество охотников выдерживает настоящие битвы за каждый кусочек оставшихся от «толстосумов» лесных угодий, но постоянно терпит неудачи.

«Передел начался в 2000 году, когда в областном управлении охотничьего хозяйства появился новый директор Валерий Лукашов, – рассказывает зам. председателя Калужского областного общества охотников Михаил Вишневский. – Именно он расторг все договора с лесничествами и стал выставлять их на аукцион. И охотничьи хозяйства одно за другим уходили в частные руки».

Сейчас калужане борются за маленький кусочек леса, оставшийся в Износковском районе. В здешних лесах уже хозяйничают 4 частные структуры. На последний оплот общества охотников претендует глава местной администрации Пауков, который через очередное ООО пытается получить лицензию на остаток охотничьих угодий.

«В таком споре обычно все решают деньги, –объясняет Вишневский. – К примеру, если частник говорит, что может вложить в развитие хозяйства два миллиона рублей, а общество охотников только 200 тысяч, комиссия склоняется в пользу «человека с кошельком». Но вот будет ли он вкладывать эти миллионы после получения лицензии – неизвестно».

Понятно, что обществу охотников не угнаться за «толстосумами». Среди новых хозяев российских лесов – структуры и персоны с большим авторитетом и с капиталом. В Тверской области это «ЛУКОЙЛ – Нефтехим», строительная фирма «Сапсан» из администрации президента РФ, в Рязанской –Приокский завод цветных металлов, Приборный завод. Не обошли вниманием рязанскую землю и столичные банкиры. В самом сердце Рязанской Мещеры –Клепиковском районе – Инкомбанк взял в аренду озеро с прилегающим участком земли. Сейчас сюда, подальше от посторонних глаз, ездят поохотиться руководство банка и ответственные лица из правительства РФ. Кроме охотничьих угодий по области уже переданы в аренду частным лицам более 40 озер.

В Брейтовском районе Ярославской области 30 тысяч гектаров передано в аренду охотничьему клубу «Медведь», владельцем которого фактически является Вахтанг Максуров, хозяин нескольких заводов в России, на Украине, в Югославии, Африке.

Первое, что делают новоявленные хозяева угодий – выставляют вооруженную охрану и выгоняют всех остальных. Все чаще и чаще в российских лесах встречаются не только таблички «Вход на территорию запрещен. Частная собственность», но и угрюмые парни на джипах с оружием в руках, которые свято охраняют незыблемость частной собственности. В подписанных договорах, правда, фигурирует слово «аренда». Но срок сдачи – 49 лет – фактически равносилен продаже. Лоси, кабаны, медведи и лисы, не ведая того, обрели новых хозяев. Ну а что простые охотники?

«Тихий передел», по мнению председателя Ярославского областного общества охотников Анатолия Дурандина, грозит бурным социальным взрывом: в Ярославской области 25-тысячная армия охотников. Представьте себе, что им запретят охотиться в частных лесах. Я не исключаю перестрелок в лесу с охраной. Ведь лес кормит этих людей.


Что еще почитать