Уже идет «китайская война»

Помнится лет тридцать назад нас все стращали китайской угрозой: враг номер один – он на западе, а вот на востоке – затаился и замышляет что-то недоброе коварный враг номер два...

Воды утекло много, рыбы переловлено – страшно подумать сколько. Те, кто на западе – может, и не совсем друзья, но уже точно не враги, да и на востоке, впрочем, тоже. Однако дыма совсем уж без огня не бывает, и «китайская война» теперь из угрозы превратилась в реальность, пусть и без стрельбы и линии фронта.

НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ

Минувшей осенью встречаю по дороге на рыбалку своего старого знакомого. Пока суть да дело, успели поговорить о том, о сем, дошло дело и до снастей. Тут Борис достает из рюкзака катушку: ею, говорит, и ловлю уже больше полсезона, и пока – ничего. Я глянул – и в первый момент не поверил: «Ты ведь, Борь, прежде-то «Дайвой» ловил!». А тут – чисто китайская «мясорубка» Globe...

Впрочем, у Бориса было, похоже, заранее заготовлено объяснение столь неожиданной смены приоритетов. Изначально недорогая китайская катушка по своим рабочим качествам его полностью устраивает, а то, что время ее жизни гораздо меньше, чем у более «породистой», не беда. Умрет за год одна – возьму другую точно такую же, а потом – третью. В итоге все равно дешевле выйдет...

Логика, пусть и не исчерпывающая, следует согласиться, в таком подходе есть. И Борис – не первый из широкого круга моих знакомых по рыбалке, кто отошел от линии снобизма и стал гораздо терпимее относиться к снастям из Китая. Сейчас, как мне кажется, мы находимся в начале той фазы, когда наше восприятие китайских снастей и товаров в целом будет заметно меняться.



ЧЕТЫРЕ ГРАДАЦИИ

Китай Китаю рознь. Это понятно любому, кто имеет даже самое отдаленное представление о снастях. Помните, как оно было в те годы, когда в Россию хлынул поток ширпотреба из КНР? Покупаете вы куртку-пуховик, а через неделю из ткани во все стороны начинают лезть перья... А вот заплатив раза в два больше, получаете что-то внешне очень схожее, но только носите куртку без проблем несколько лет.

Вот так и со снастями. Сделанные в Китае, они могут быть очень разными по своему уровню. Я бы выделил среди китайских снастей четыре градации, каждая из которых имеет более или менее четко очерченные границы. Рассмотрим их последовательно, начиная с верхней.

1. Элитный класс. Возможно, такое сочетание применительно к нашей сегодняшней теме кого-то малость покоробит, но есть несколько показательных примеров того, что в Китае уже сейчас способны выпускать снасти очень высокого класса. Здесь, думаю, достаточно упомянуть спиннинговые и нахлыстовые удилища Fenwick. Эта фирма едва ли не первой на своем уровне пошла на плановый перенос производства в Китай, и не видно никаких признаков того, что этот шаг оказался ошибочным.

2. «Европейские брэнды». Несколько десятков европейских торговых марок, которые на слуху уже порядка полувека или даже более и позиционируются в последнее время как «средний класс», почти все производство имеют в Азии, и в КНР – в первую очередь. Хотя на большинстве изделий этой группы и не значится явным образом «made in China», о месте их рождения если не знают, то догадываются большинство рыболовов. Ну, а наличие на «палке» или катушке известной торговой марки является пусть и не абсолютной, но все же гарантией качества.

3. Снасти группы «Сунь-Вынь». Главной тенденцией последних лет стало продвижение китайскими производителями на внешних рынках (и на российском, в числе первых) своих собственных торговых марок. Точнее – и чисто своих, которые, в силу их фонетической чужеродности теперь принято обобщенно называть «Сунь-Вынь», перекрещенных в более удобочитаемые для европейца имена (тот же Globe и т. п.), что, собственно, по своей сути – почти одно и то же. Впрочем, некоторая разница все же есть. Одно и то же изделие, проходящее под чисто китайской маркой, стоит дешевле, чем точно такое же, но с «похожим на европейский» брэндом. Если процесс проникновения на наш рынок снастей группы «Сунь-Вынь» будет идти нынешними темпами, то, по оценкам экспертов, лет через пять это позволит китайцам по товарам дешевой ценовой группы «уронить цены в никуда».

4. Подделки. По официальным данным, за последние десять лет в Европе доля продаваемой контрафактной продукции выросла в четыре раза. Это не по товарам рыболовного ассортимента, а вообще, и не у нас, а в странах ЕЭС, где борьба с подделками возведена в ранг первейших национальных приоритетов. Во Франции, например, принят закон, по которому строгую ответственность за распространение фальшивок несут как те, кто завозит их в страну, так и те, кто этими фальшивками, зная об их происхождении, пользуется. Россия же всегда старалась идти своим путем, и к нам товары с поддельными брэндами завозятся из Китая в неимоверных количествах, и почти без всяких препятствий со стороны властей. Точнее, робкие попытки организации противодействия силовых органов иногда все же предпринимаются...



НАИВНОЕ ПИСЬМО ЧАСТНОГО ОПЕРА

Совсем недавно на электронный почтовый ящик российского представительства фирмы DAM приходит вот какое письмо. «Я прочитал про вашу продукцию, а также про то, что ее подделывают. У меня к Вам предложение. Если у Вас есть информация о подпольных цехах, где изготавливаются подделки, прошу сообщать на мой почтовый ящик, примем меры! Оперуполномоченный УБЭП ГУВД г. Москвы Андрей Глянцев».

Ответ представителя фирмы внес ясность: если коротко, то «левые» футболки Adidas зачастую шьются китайско-вьетнамской диаспорой в нашей столице, а вот «левые» блесны, леска и прочие рыболовные причиндалы появляются на свет под Пекином и Шанхаем, и потому без содействия Интерпола до этих «подпольных цехов» Андрею Глянцеву с коллегами никак не добраться...

Письмо, которое я здесь привел, не единственное в своем роде. После того, как лет пять назад была опубликована статья о подделках в журнале «Рыболов-Elite», последовало несколько предложений о содействии со стороны силовых органов из российских регионов. С одной стороны, было приятно, что люди искренне прониклись проблемой и стараются усердно исполнять свои профессиональные функции, с другой – в этих частных случаях не прослеживается государственной политики. Если китайская «паленка» как вода сквозь сито проникает через нашу границу и продается на каждом углу, значит, это кого-то очень даже устраивает. Ведь здесь есть на чем погреть руки.



ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДИН ВОПРОС

На любую проблему можно взглянуть с разных сторон, и она, подобно двуликому Янусу, предстанет в двух разных ипостасях. Вот и проблема интервенции на наш рыболовный рынок китайских подделок едва ли заслуживает безапелляционно негативной оценки, и, оказывается, что кроме веских аргументов «против» можно ведь привести и не менее веские аргументы «за».

Судите сами. Уровень покупательной способности существенного большинства наших рыболовов не позволяет им приобретать сколько-нибудь дорогих снастей, потому «вертушка» на картонной подложке с кривоватой надписью «Daiwa», стоящая какие-то сущие копейки, уходит на ура. А сколько стоит настоящая блесна от заявленной фирмы, многим лучше и не знать вообще, чтобы не расстраиваться.

Плюс еще пацаны – на сэкономленные от скромного родительского лимита деньги особо не пошикуешь. Я, правда, тинэйджером многое делал своими руками, но теперь, когда есть возможность за минимальную сумму прикупить что-то, пусть и заведомо китайское, но при этом работоспособное, то почему бы и нет? В этом смысле западноевропейские сверстники наших детей находятся в худшем положении, поскольку с китайским «леваком» там ведется беспощадная война, а «Сунь-Вынь» в разных странах проходит легально под разными европеизированными торговыми марками и по ценам, которые никак не назовешь бросовыми.

Что греха таить, даже достаточное обеспеченные рыболовы иногда сознательно покупают китайские рыболовные товары самой низкой категории качества, особенно приманки. Ведь зная, к примеру, что вам предстоит рыбалка в сложных в плане зацепов условиях, вы специально возьмете «на убой» десятка полтора китайских воблеров и блесен. В роли камикадзе они будут куда уместнее, те, на которые вы ловите в более комфортной обстановке.

Как это ни парадоксально звучит, но некоторые дилеры, представляющие в нашей стране снасти известных брэндов, не брызжут слюной от того, что параллельно на рынке полным-полно «левака» с теми же торговыми марками. Не раз в разных странах проводились специальные исследования, и их результаты нередко показывали, что наличие «левого» товара способствует большей продаваемости «правого». Получается этакая нестандартная реклама. Более того, со временем формируется круг потребителей, знающих о том, что интересующая их, к примеру, модель блесны бывает как «родная», так и фальшивая, но целенаправленно покупающих ее именно там, где дороже. И это при том, что по реально значимым практическим достоинствам разница между «правой» и «левой», что признается почти всеми, минимальна...



ПЯТИЛЕТКА КАЧЕСТВА



Лет пять назад китайские подделки убивали своей топорностью. Однако прошло совсем немного времени, и, похоже, в вопросах качества продукции наметились ощутимые перемены. В этом плане показателен пример с «Кастмастером».

Речь идет не о бесконечных вариациях на тему «Срез», которые фигурируют среди ассортимента блесен самых разных торговых марок. Здесь оно вроде как с правовой точки зрения все чисто. Но вот те «почти настоящие» «Кастмастеры», что с некоторых пор стали продаваться почти в каждом рыболовном ларьке, они по уровню «мимикрии» были с самого начала исполнены очень правдоподобно, а потом – правдоподобность стала еще большей.

Помните развлекаловку из журнала «Мурзилка» из серии «найди 5 отличий». Так вот, в случае с «Кастмастером» найти эти самые 5 отличий (в самой блесне и упаковке) было очень непростой задачей даже для специалиста, а теперь вот китайцы подвергли свою версию «Кастмастера» «апдейту», и уже 3 отличия не всякий эксперт не найдет. Для рядового рыболова единственным внятным критерием остается цена: если «Кастмастер» стоит порядка полтинника – он определенно «левый», если заметно дороже – скорее всего, настоящий.

Но, пожалуй, более ярким примером, отражающим предметный интерес китайских «подпольщиков» к нашему рыболовному рынку, стала история с блеснами Myran. Доподлинная их родословная (имеются в виду настоящие блесны этой марки) окутана ореолом тайны, однако рабочие достоинства и качество исполнения – все это, по общему мнению, на очень высоком уровне. Еще один важный момент: Россия является для «Мюранов» одним из основных рынков сбыта, если не главным среди них. Эти два обстоятельства не могли остаться незамеченными – раскрученная марка плюс чисто номинальные барьеры для «левака» – и вот они, «китайские шведы», лежат на прилавках московских рыболовных магазинов. Опять можно сыграть в игру «найди N отличий».



НЕНАВЯЗЧИВЫЙ ПРОГНОЗ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Нынешнее положение дел со снастями китайского производства одних в нашей стране полностью устраивает, других – совсем даже наоборот. Но, как несложно догадаться, сегодняшний расклад – как по взаимному соотношению четырех обозначенных выше групп китайских снастей, так и в сравнении со снастями, выпускаемыми в других странах, будет меняться, и довольно скоро и ощутимо. Мне бы не хотелось брать на себя функции бизнес-аналитика и пытаться нарисовать максимально точную картину того, что нас ждет, скажем, лет через пять, но все же некоторыми соображениями на этот счет я позволю себе поделиться.

Первое, в чем можно ожидать заметных перемен, это товары самой проблемной, четвертой, группы, то есть подделки раскрученных брэндов. Вы здесь можете возразить, что при нашей насквозь коррумпированной власти через китайскую границу не то, что контейнеры с поддельными блеснами можно провозить, но и атипичную пневмонию с куриным гриппом и белым порошком в подарочной упаковке... Есть у меня, однако, примерчик один, позволяющий делать оптимистичные прогнозы.

Страна Румыния в чем-то на нас очень похожа. В былые времена пересекаешь ее границу, а таможенники вокруг тебя так и вьются: не вымогать взятки считалось среди них дурным тоном. Но тут вдруг перед родиной Дракулы замаячила отдаленная перспектива вступления в Единую Европу – и люди на пограничном КПП вдруг как-то резко стали образчиками добропорядочности и неподкупности.

Вывод: хотите ловить на дешевые «Кастмастеры», берите их сейчас. Потом у вас такой возможности, скорее всего, не будет.

Снасти группы «Сунь-Вынь» – с ними не все так просто. С одной стороны, они так и рвутся на наш рынок, и нет особых правовых оснований, чтобы их не пустить, с другой – их не очень хотели бы видеть в стране конкуренты в лице дилеров известных европейских брэндов. А потому более вероятным здесь представляется такой ход развития событий, при котором чисто китайские торговые марки видоизменяются на псевдоевропейские, что, собственно, имеет место в Европе и уже практикуется у нас. Это неизбежно сопровождается повышением цен – вопрос только насколько. Для нашей страны европейский вариант, при котором одно только перекрещение «Сунь-Выня» в какой-нибудь (условно) «Эксельсиор» сопровождается ценовым коэффициентом «2», едва ли приемлем.

Наконец, в группе дорогих китайских снастей можно ждать пополнения. Все-таки, хотим мы того или нет, китайцы – великая нация, а в последние годы в их государственной политике прослеживается здоровая амбициозность: достаточно принять к сведению китайскую космическую программу. И чем дальше, тем, думается, меньше будет среди нас тех, кто брезгливо морщится, обнаружив на «палке» или катушке надпись «made in China»...




Константин КУЗЬМИН 11 февраля 2004 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑