Вероятно, мой, земляк Сергей Ковалевский не всегда внимательно читает «Российскую охотничью газету», потому что предложенная им всеобщему вниманию тема про так называемые путевки на охоту неоднократно комментировались на страницах газеты, и во многих регионах России этот вопрос снят с повестки дня – путевки на охоту отменены. Только из-за отсутствия вертикали власти в Охотдепартаменте (иначе чем можно объяснить факт, что например в Московской, Тверской, Ярославской областях путевки навязывают охотникам, а в Ивановской, Тульской и других регионах охота осуществляется без путевок, по именным разовым лицензиям, в соответствии с действующим законодательством России) процесс реализации положений Конституции РФ и принятого в соответствии с ней Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ идет крайне медленно. Причем именно отдельные руководители, подменяющие требования закона своими личными мнениями, препятствуют установлению конституционного строя в современной России, выражающего волю народа и закрепляющего в интересах каждого из нас важнейшие начала общественной и государственной организации.

Уважаемый Сергей, прошу прощения, но Ваш материал «Незнания не освобождают от ответственности» («РОГ» №21/2003) напоминает «винегрет», состряпанный из нормативных документов бывшего Советского Союза и современной Российской Федерации, обильно «заправленный» Вашими домыслами и суждениями. Объясняю почему.

Предоставленный Вам отделом охоты ЦП Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» «любопытный документ» являет собой не более чем архивный материал, точно такой же, как, например, ленинский «Декрет об охоте», который никто не отменял, но действие его ограничено вновь принятыми законами. Постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. № 728 «О любительской и спортивной охоте» было подписано в переходный период, до момента образования Российской Федерации – нового демократического федерального правового государства с республиканской формой правления. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция РФ – верховенствующий государственный правовой акт прямого действия – ограничила в действии все законы и нормативные правовые акты бывшего Советского Союза и нарождающейся современной России (статья 15 п.3), которые не прошли государственную регистрацию в Российской Федерации и официально не опубликованы для всеобщего сведения. Они не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. По этой же причине, Сергей, Вы не можете ссылаться на Правила охоты образца 1988 г., которые предписывали охотнику иметь так называемую путевку на охоту (в тоже время Закон РСФСР от 14.08.82 г. «Об охране и использовании животного мира» установил, что пользование животным миром в республике осуществляется бесплатно, кроме особо оговоренных случаев), равно как и пользоваться «Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР», утвержденным Совмином РСФСР в 1960 г. Это уже исторические документы. Повторяю, их никто не отменял, но действие их ограничено новыми законами и Конституцией РФ.

Сергей, как Вы думаете, почему никак не могут принять Закон «Об охоте»? Одной из причин является желание заинтересованных (лоббирующих) лиц использовать старые понятия Положения об охоте в современном законодательстве. А это нонсенс, потому что речь идет о двух абсолютно разных государствах.

В настоящее время правовое регулирование охраны и использования животного мира и среды его обитания определяется федеральным законом «О животном мире» от 24.04.1995г. № 52-ФЗ (далее – Закон) и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов России и субъектов Российской Федерации. Абстрактное понятие «охотничьи угодья» осталось в прошлом, когда вся земля находилась в общенародной собственности и не было необходимости устанавливать какие-то границы участков. Нет больше ни государственных, ни общего пользования, ни закрытых для охоты, ни кооперативных, ни общественных охотничьих угодий! Есть территория и акватория. Да, в энциклопедическом словаре и художественной литературе угодья были, есть и будут, так как невозможно себе представить охотничью литературу, да и вообще охоту, без этого красивого и емкого словосочетания «охотничьи угодья». Только не надо путать словари и литературу с законами и нормативными правовыми актами. Законом введено новое понятие – среда обитания животного мира – природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

Не могу с Вами согласиться, что Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. № 1 «введена обязательная именная разовая лицензия при производстве охоты на всей территории РФ». Само название постановления «О предельных размерах платы...» опровергает Ваше утверждение. Понятие «именная разовая лицензия – специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира» введено федеральным законом, так как ограничение прав граждан – иметь лицензию или нет – возможно только по федеральному законодательству.

Положение о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утверждено приказом Минсельхоза РФ от 4 января 2001 г. № 3, зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2001 г. № 2625 (далее – Положение) и официально опубликовано для всеобщего сведения в «Российской газете». По вполне понятным причинам «зодчие» данного Положения очень умело сманеврировали и ограничили число статей ( 5,33,34,37 ) Закона, используемых при подготовке Положения, что позволило беспрепятственно зарегистрировать его в Минюсте РФ.

Законом предельно ясно установлено (ст.1): именная разовая лицензия должна быть разовой, однократной, в конкретное место, на определенное животное с указанием точного для добычи количества. И это исключительно правильно! Законодатель рассматривает лицензию, в данном случае, как разрешение на добычу редких или ценных, в том числе занесенных в Красную книгу, животных и птиц. В Положении госохотчиновники изобретают аж целых три (!) формы именных разовых лицензий: форма А – на изъятие одного животного в определенном месте; форма Б – на изъятие конкретного количества в сезон охоты; форма В – на изъятие определенных видов или групп охотничьих животных в определенном месте на конкретный срок с соблюдением лимитов изъятия. Сергей, улавливаете разницу между нормой Закона и содержанием Положения? Вот почему статьи 1 и 3 не стали «использовать» или учитывать. Легкое «передергивание» Законом позволило избежать проблем при проверке Положения на соответствие правилам русского языка.

Самое главное, в Положении не определен порядок или очередность выдачи именной разовой лицензии. Кто получит первым или последним, по какому рангу расставят нас, охотников, (вес, рост, положение в обществе, охотничий стаж, наличие оружия или величина данной взятки) в очереди за именной разовой лицензией? Все отдано на откуп «Князькам» и «Генералам».

Сергей, обратите внимание, Положение появилось на свет через шесть (!)лет после принятия Закона. Почему? Да потому, что все эти годы шла целенаправленная работа или борьба по идентификации Перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, с Перечнем объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. Для этого трижды (!) переделывались постановления правительства о плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах, утвержденные В.С. Черномырдиным, Е.М. Примаковым и В.В. Путиным, причем, первоначально в перечень действительно были включены только редкие виды диких животных.

Законность действий Правительства РФ, принявшего Постановление от 4 января 2000 г. № 1 «О предельных размерах платы...», была обжалована В.Б. Слободенюком в городском суде г.Кирова, а затем в Конституционном суде РФ. Владимир Борисович, ни в коей мере не поучаю Вас, но, на мой взгляд, Вы неправильно выбрали вектор действия. Обжалованию подлежит приказ Госкомэкологии РФ от 23 ноября 1999г. № 714, определивший перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. От компетентных специалистов-лингвистов необходимо получить разъяснения по трактованию слова «лицензия», и я абсолютно убежден, что – судебный процесс будет выигран. Эту идею подсказал популярный актер Стас Садальский, которого обвинили в использовании нецензурной лексики. Актер обратился к лингвистам, которые объяснили (дали экспертное заключение) значение и смысл литературных слов, и в судебном заседании Стас с блеском защитил свои честь и достоинство.

В предыдущих публикациях я несколько раз высказывал слова благодарности в адрес Владимира Борисовича Слободенюка за его практические пособия, помогающие нам, рядовым охотникам, научиться понимать смысл и содержание законов и нормативных правовых актов, правильно ими пользоваться, но их все время «сокращают». Господа, это не реклама, а элементарная оценка человеческого труда. Спасибо Вам, Владимир Борисович, доброго здоровья и ни пуха, ни пера! Вступление закона в силу так же неотвратимо, как и наказание за его нарушение.

Как разрешение на осуществление разнообразных видов деятельности в природопользовании, установлены понятия долгосрочной и распорядительной лицензий, а в целях взимания платежей за разрешение на отстрел редких диких животных введена именная разовая лицензия – специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира. Если бы Закон имел в виду все виды животных и птиц, отнесенных к объектам охоты, тогда нет необходимости использовать слово «лицензия» и можно было бы установить налог, сбор или платеж.

Статья 35 Закона, определяющая условия пользования животным миром, также не использована разработчиками Положения потому, что продолжает исторические традиции нашего государства и определяет, что пользование объектами животного мира (не включенных в перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено) может осуществляться бесплатно. Господа госохотчиновники, не могли бы Вы сообщить читающей публике, каким образом можно реализовать данное право и какими объектами животного мира, кто, где и когда может пользоваться бесплатно? Про мышей и крыс писать не надо.

Теперь в очередной раз про путевку. Не могу согласиться с Вашим утверждением, уважаемый Сергей, что путевка является «платным разрешением, позволяющим пользоваться объектами животного мира в конкретных угодьях, арендуемых охотпользователем...» И вот почему.

В соответствии с п.2 Правил подготовки нормативных правовых актов...(Постановление Правительства РФ от 13. 08. 1997г. № 1009 ), нормативные правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных актов в виде писем и телеграмм не допускается. Как известно, путевка утверждена письмом Минфина РФ № 16-00-30-30 от 14.04.95г., следовательно она не является нормативным правовым документом, предоставляющим право охоты, рыбной ловли или отдыха в определенном месте. Согласно ст.35 Закона, основанием на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, является именная разовая лицензия, предоставленная за плату, размер которой устанавливают органы исполнительной власти, так как объекты животного мира являются государственной собственностью, а статьи 33 и 40 Закона однозначно определяют, что так называемый охотпользователь не вправе распоряжаться объектами животного мира.

Большинство авторов как за аксиому принимают тот факт, что для получения права на охоту дополнительно к именной разовой лицензии охотник обязан иметь так называемую путевку. В соответствии с Конституцией РФ (ст.55 п.3), права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Ни один из авторов (в том числе директор ООО» Дубакинское» О.А. Лавров, мой ответ которому не был опубликован) не назвал того федерального закона, в соответствии с которым охотник обязан приобретать путевку. Форма путевки утверждена как бланк строгой бухгалтерской отчетности 14 апреля 1995 г., а ровно через десять дней был подписан новый федеральный закон «О животном мире» № 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г., в котором термин «путевка» вообще не применяется, так как введено новое понятие «лицензия», и все нормативные акты в природопользовании должны соответствовать новому Закону.

Мы можем бесконечно долго полемизировать на страницах газеты, однако истина должна быть установлена, соответственно действующему законодательству Российской Федерации, теми, кому Государство доверило осуществлять исполнительную власть в природопользовании – специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.

Выдачу именной разовой лицензии осуществляют работники охотуправлений и юридических лиц, владельцев долгосрочной лицензии. По своему положению они являются должностными лицами. Дано ли им право – Законом или правилам охоты – требовать или заниматься вымогательством у охотников дополнительных денежных средств за пользование объектами животного мира сверх размера сбора, утвержденного субъектом федерации? Нет. Значит, они превышают свои должностные полномочия, и в действие вступают положения Уголовного Кодекса РФ. Достаточно иметь двух свидетелей и написать заявление в прокуратуру, чтобы отбить всякое желание заниматься грабежом. Извините, другое слово не подходит.

В заключении, Сергей, позволю себе небольшое лирическое отступление. В настоящее время в стране, хотим мы того или нет, введены и действуют рыночные отношения. Совсем недавно мировое сообщество признало Россию страной с рыночной экономикой. Не буду давать оценку экономике всей страны, а вот в природопользовании до рыночных отношений ой как далеко! Причем это касается не только процесса охоты, который находится на уровне феодального строя с региональными и местными «удельными князьками». Нормальному функционированию рынка в природопользовании мешают два основных фактора: административное давление и отсутствие конкуренции. Но... это уже тема совсем другого разговора – о проблемах, затронутых руководителями территориальных подразделений Охотдепартамента, участниками Всероссийского совещания государственных органов управления охотничьим хозяйством России, прошедшем в г. Пскове 25-28 марта с.г.

Когда-то давным-давно, еще до новой эры, римский политик, писатель, философ Цицерон Марк Тулий сказал: «Благо народа пусть будет высшим законом!». Давно это было. Не у нас. Да и вовсе не про нас...


Что еще почитать