Л.Н.Толстой – великий писатель и охотник

Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

Гете


Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне (ныне Щекинского района) Тульской области.

Отец Л.Н.Толстого – граф Николай Ильич Толстой – был замечательным человеком. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года и вышел в отставку поручиком гвардии. «Он был человек прошлого века и имел... неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула... Две главные страсти его в жизни были карты и женщины, он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов и имел связи с бесчисленным числом женщин...»

Николай Ильич был удачлив, нравился всем без исключения, «знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения», «конек его был блестящие связи», «любил музыку, певал», играл на фортепьяно. Таковы воспоминания Л.Н.Толстого о своем отце (Повесть «Детство»). Но это не все. Николай Ильич был не просто охотником, а охотником, который удивлял грандиозностью своих охот всю Россию. В его имении была громадная псарня, где в основном содержались борзые и гончие собаки. Псарню обслуживали штатные дворовые люди во главе с доезжачим Туркой, который ездил на охоту «на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом за плечами и ножом на поясе... По мрачной и свирепой наружности этого человека скорее можно было подумать, что он едет на смертный бой, чем на охоту». Вот таков был учитель у молодого Льва Николаевича в охотничьем деле.

«Вот послышались шаги папа на лестнице, выжлятник подогнал отрыскавших гончих, охотники с борзыми подозвали своих... Стремянной подвел лошадь к крыльцу, собаки своры папа бросились к нему,... в бисерном ошейнике... весело выбежала Милка». Это выезд на охоту. Милка – любимая собака молодого Толстого.

Перед охотой и после охоты детей ждали деликатесы. На отдельной телеге был буфет. Там – мороженое, сладости, фрукты... И, конечно, чай... «Это был чай на чистом воздухе... пить чай в лесу на траве... считалось большим наслаждением».

А вот Лев Николаевич так описывает одну из охот с отцом: «Отозвалась в лесу первая гончая. Голос Турки громче и одушевленнее раздался по лесу; гончая взвизгивала, и голос ее слышался чаще и чаще, к нему присоединился другой, басистый голос, потом третий, четвертый... Голоса эти то замолкали, то перебивали друг друга. Звуки постепенно становились сильнее и непрерывнее и, наконец, слились в один звонкий, заливистый гул. Остров был голосистый, и гончие варили варом».

Отец доверяет мальчику – отправляет его с борзой на поляну, где есть заячий лаз. Лев сидит с Жираном и мечтает об удаче. «Вдруг Жиран завыл и рванулся с такой силой, что я чуть было не упал. На опушке леса перепрыгивал заяц. Кровь ударила мне в голову, и я все забыл... закричал что-то неистовым голосом, пустил собаку и бросился бежать. Из-за кустов показался Турка и, презрительно взглянув на меня, сказал только: «Эх, барин!» Мне было бы легче, ежели бы он меня, как зайца, повесил на седло».

Таким образом, Лев Николаевич еще в детстве получил хорошее охотничье образование.

Старший брат Льва Николаевича, Николай Николаевич, в этот период служил на Кавказе в станице Старогладковской, и Лев Николаевич в 1851 году отправился к нему. Что касается Николая Николаевича, то надо сказать, что он был хорошим офицером и заядлым охотником. Братья приобрели лошадей, собак и вволю охотились. В то время на Кавказе дичи было очень много. Николай Николаевич был не только влюблен в охоту, но он прекрасно писал об охоте. Ему суждена была недолгая жизнь – он умер от чахотки на 34-м году жизни.

Лев Николаевич провел на Кавказе два года. Он принимал участие в военных действиях против горцев (восстание Шамиля) сначала в качестве волонтера (добровольца), а потом – артиллерийского офицера.

За эти два года службы на Кавказе была написана повесть «Детство», опубликованная в журнале «Современник». Некрасов и Тургенев высоко оценили повесть и предугадали великое будущее Льва Николаевича как писателя.

В 1854 году Толстой переводится в Дунайскую армию, а с началом Крымской войны добровольно едет в Севастополь, где сражается на знаменитом четвертом бастионе.

Войны на Кавказе, в Крыму дали Льву Николаевичу огромный жизненный материал. К 1856 году были написаны «Набег«, «Рубка леса» и очерки о Севастополе.

В рассказе «Набег« главным героем показан капитан Хлопов. Это умный, честный, знающий свое дело офицер. Интересно высказывание Хлопова по вопросу о храбрости: «Храбрый тот, который ведет себя как следует». Неплохо бы некоторым нашим «храбрым» охотникам усвоить эту абсолютно справедливую истину.

Русское общество по достоинству оценило рассказы Толстого. Впервые война была изображена реально, как кровавая бойня, противная человеческой природе. Правда – вот главный девиз этих произведений. Этот девиз стал основным во всей дальнейшей творческой работе писателя.

В 1855 году Л.Толстой едет в Петербург. Здесь он сближается с сотрудниками журнала «Современник» – Некрасовым, Тургеневым, Гончаровым, Чернышевским. Начинаются годы творческих поисков, утверждение писательской позиции в среде профессионалов.

К 1863 году была закончена повесть «Казаки», где Толстой явно тяготеет к народной теме, воспевает чистых сердцем простых людей. Критерием правды социального поведения для Толстого становится природа и сознание человека, близкого природе, почти сливающегося с ней. В этот период Толстой отходит от «Современника». Он разочарован в светском и литературном кругах, неудовлетворен своим творчеством. Вызревает решение – оставить Петербург и обосноваться в деревне.

В рассказе «Охота пуще неволи» Лев Николаевич описывает случай, который произошел при охоте на медведя. Впечатление такое, что это произошло лично с ним: «Вскинул я ружье, выстрелил, – а уже он еще ближе. Вижу – не попал, пулю пронесло, а он... катит на меня. Приподнял он голову, прижал уши, осклабился и прямо ко мне... налетел на меня, сбил с ног в снег... слышу я – лежит на мне тяжелое... забирает он в пасть все лицо мое. Нос мой уже у него во рту, и чую я – жарко и кровью от него пахнет. Ну, думаю, – конец мой пришел.

Когда я поднялся, на снегу крови было, точно барана зарезали, и под глазами лохмотьями висело мясо, а сгоряча больно не было... Доктор зашил мне раны шелком, и через месяц они стали заживать».

В период с 1859 по 1862 год Л Толстой живет в Ясной Поляне, путешествует по Европе и России.

В 1862 году Лев Николаевич женится и ведет уединенную жизнь в своей усадьбе.

В годы крестьянской реформы Толстой выполняет обязанности мирового посредника и справедливо разрешает все тяжбы в пользу крестьян. В Ясной Поляне он открывает школу для крестьянских детей, глубоко изучает педагогическое дело в России и издает педагогический журнал «Ясная Поляна».

Охотничьи угодья в районе имения Ясная Поляна были богатыми. Лев Николаевич часто бывает на охоте со многими гостями-писателями. Он часто гостит у поэта Фета, где охотится вместе с ним и Тургеневым.

В 1865 году началась публикация романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Это было уникальным явлением в русской литературе. Писатель отвечает на стремление общества понять ход исторического развития, роли народа в решающие периоды истории. Война 1812 года изображена в романе как всенародная борьба с врагом. Русские подняли «дубину народной войны»... которая «гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Главным героем в романе является сама жизнь, ее ход, радости и горе, победы и неудачи, рождение и смерть, любовь и ненависть, разочарование и успехи. В романе гениально описаны великолепные картины русской природы, охота великосветского общества в начале XIX века в поместье графа Ростова.

В охоте принимали участие шесть человек доезжачих и выжлятников, восемь борзятников, 54 гончих и более 40 борзых собак, а с «господскими сворами выехало в поле около 130 собак и 20 конных охотников».

«Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение».

Ростов стоял с Караем, «известным тем, что он в одиночку бирал матерого волка». Старый Ростов, «по старинной привычке, выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо». (Все по-нашему, только вот насчет бордо...)

Просмотрел граф волка. Ушел серый. Из кустов выскочил Данило. Увидел графа, «в глазах его сверкнула молния: «Ж... ! – крикнул он, грозясь арапником, – про... ли волка-то! Охотники!» Вот такую власть имел у графа его крепостной охотник. Возможно ли такое в наше время при охоте с высокопоставленными господами? Сомневаюсь...

Николай Ростов стоял на своем месте. «Несколько раз он обращался к богу с мольбой о том, чтобы волк вышел на него. «Ну, что тебе стоит, – говорил он богу, – сделать это для меня». Не правда ли, очень знакомо?

Волк вышел на него. «Это был старый зверь, с седой спиной и с наеденным красноватым брюхом.

– Улюлюлю, – шепотом проговорил Ростов. Карай встал, насторожив уши».

Николай скачет с собаками за волком. Милка догоняет его, но трусит, Любим хватает за гачи, но испуганно отпрыгивает. Волка догоняет Карай. «Караюшка! Отец!.. – плакал Николай». Карай мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину».

Когда Николай увидел волка, которого Карай держал за горло, то почувствовал, что это самая счастливая минута в его жизни.

Волк все же вырвался от Карая, но подскакал Данило и его «сострунили». «Когда его трогали, он, вздрагивая завязанными ногами, дико и вместе с тем просто смотрел на всех».

К 1876 году было закончено издание романа «Анна Каренина». В романе чувствуется тревога Толстого о том, что рушатся нравы, старина, ослабевают семейные узы, вырождается аристократия. В какой-то степени роман автобиографичен.

В произведении «Исповедь» Толстой делает вывод, что вся его жизнь, связанная с высшими слоями общества, построена на ложных основах. Думы о жизни и неизбежной смерти приводят к усилению религиозных настроений. Он выступает с протестом против государства и казенной церкви, против привилегий своего класса. Толстой призывает людей объединиться идеями любви и всепрощения (непротивление злу насилием), нравственного усовершенствования личности.

В 80-е годы Толстой не пишет. Он работает физически, пашет, рубит дрова, шьет сапоги. Отказывается от употребления мяса. Он недоволен тем, что близкие ему люди не следуют его примеру.

Но кризис был преодолен, и в свет выходят его новые повести «Смерть Ивана Ивановича», «Крейцерова соната» и «Дьявол». Все эти повести посвящены чувственной любви, борьбе с плотью. В последующий период были написаны драма «Власть тьмы», притчи «Много ли человеку земли нужно», «Чем люди живы», «Свечка». Возникает так называемое толстовское учение, главными распространителями которого являются Чертков, Горбунов-Посадов. Они активно участвуют в помощи крестьянам голодающих губерний, протестуют против репрессий и произвола самодержавия, обращаются непосредственно к императорам Александру III и Николаю II.

В 1899 году выходит роман «Воскресение». Это обличительный роман против самодержавной власти, церкви, суда, привилегий дворянства, земельной собственности, денег, тюрем, проституции. Критика церкви стала причиной отлучения Л.Н.Толстого от православной церкви. Это произошло в 1901 году.

Происходит неизбежный разрыв со своей средой. Рассматривается вопрос ухода из семьи, в которой «стыдно» жить. В период революции 1905 года Л.Н.Толстой выступает против смертной казни (статья «Не могу молчать»).

Последние годы жизни Льва Николаевича прошли в жестоких душевных страданиях, в бесконечных ссорах со своей женой С.А.Толстой. Фактически это была борьба за наследство. Жена боролась за будущее материальное благополучие детей и свое собственное.

Тяготясь бытом своей жизни, жизни помещика, 28 октября Л.Н.Толстой тайно ушел из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово от воспаления легких 7 ноября 1910 года.


А.П.КЛЕПЦОВ 23 июля 2003 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑