Из истории уставов охотничьих обществ России

России в период со 2-й половины XIX века по XX век происходило много значимых событий. Нам это время интересно появлением и развитием охотничьих обществ, уставам которых посвящен данный материал.

Волна появления охотничьих обществ приходится на самое начало XX века, когда за год императором утверждалось от двух до пяти уставов, тогда как за всю вторую половину предыдущего века появилось лишь около десяти охотничьих обществ. Они создавались с целью:

1. Ведения правильной в дозволенное законом время охоты.

2. Улучшения способов охоты, и в особенности улучшения пород охотничьих собак.

3. Изучения местной дичи, ее образа жизни, нравов и привычек, описания характера местности в крае, где она преимущественно водится.

4. Размножения дичи и охранения ее через содействие местным властям в преследовании охоты как в недозволенное законом время, так и запрещенными методами.

5. Истребления хищных зверей и птиц, вредных для сельского хозяйства.

6. Распространения понятий о правильной охоте, а также о полезных и вредных животных.

7. Упражнения в стрельбе.

Для осуществления этих мероприятий обществами покупалась земля, заключались договоры об аренде земель как частных владельцев и крестьян, так и казенных. В порядке, установленном примечанием к ст. 175 цензурного устава 1890 г., открывались охотничьи библиотеки, которыми заведовали особо ответственные лица из членов общества. Предусматривалась возможность «ходатайствования о созыве областных или губернских съездов охотников», как, например, в уставе Бобруйского общества. Обществом нанимались распорядители, егеря, сторожа, объездчики, окладчики. Все утвержденные правила и инструкции о производстве различных охот, об обращении с огнестрельным оружием и т.д. для всех членов и служащих общества были строго обязательны. Все издаваемые правила и инструкции должны были быть в точности согласованы с действующими узаконениями и распоряжениями правительства. О времени и месте всех устраиваемых обществами охот, общественных мероприятий заблаговременно сообщалось начальнику местной полиции «для сведения и соответственных в подлежащих случаях распоряжений».

Помимо полиции к деятельности общества мог проявлять внимание губернатор. Некоторые под свой патронаж брали царские особы. Сами же общества находились в ведении Департамента земледелия, Министерства земляных и государственных имуществ. Военные охотничьи общества находились в другом подчинении.

Как правило, деятельность общества ограничивалась пределами той губернии, где оно находилось: это и местонахождение правления общества указывалось в уставе.

Общества могли состоять из почетных и действительных членов, иногда к ним добавлялись пожизненные, как в Литинском обществе, а в Ломжемском к ним присоединялись гости, правда, без права голоса.

Членами охотничьего общества могли быть лица всех сословий, кроме:

1) охотников-промышленников;

2) лиц, не достигших совершеннолетия, за исключением лиц, имеющих классные чины;

3) состоящих на действительной военной службе нижних чинов и юнкеров;

4) воспитанников учебных заведений и учащихся в сих заведениях;

5) лиц, подвергшихся ограничению прав по суду;

6) членами общества могут быть только лица, получившие законом установленным порядком право иметь ружья.

Членами ряда обществ также могли быть и женщины, правда, не допускавшиеся до административной деятельности. В большинстве случаев количество членов охотничьего общества не ограничивалось, но иногда могло быть ограничено: например, в Летичевском — не более 50 человек. В почетные члены избирали лиц, оказавших обществу «особые услуги в достижении его целей, по предложению правления или 1/5 части всего числа членов». Почетные члены освобождались от уплаты членских взносов и «от обязанности исполнять поручения общества, за исключением добровольно на себя принимаемых», и вместе с тем они пользовались всеми правами действительных членов.

В действительные члены избирались желающие по предложению не менее двух членов общества. Действительные члены не имели права без уважительных причин отказываться от поручений, «а равно от занятия должностей».

Пожизненными членами, если таковые уставом предусматривались, были действительные члены, «внесшие единовременную сумму, равную в данное время капитализированной из 5% годичной оплате за членский билет общества», с которого общество получало проценты. Деньги хранились в Государственном банке и были неприкосновенными; «лишь по выбытии пожизненного члена общество могло их себе присвоить».

Члены охотничьего общества имели следующие права:

1) право голоса в собраниях общества;

2) право делать предложения обществу, направленные к достижению его целей;

3) право участия во всех устраиваемых обществом охотах;

4) право приглашать под свою ответственность на некоторые охоты гостей с платой по определению годичного собрания.

Все члены и гости обязаны были точно исполнять законы об охоте, устав, правила и инструкции общества. За нарушения налагались штрафы и взыскания, в крайних случаях, по постановлению собрания, временно лишали права охоты или исключали.

Правление охотничьего общества состояло из председателя, товарища председателя, старшин, или директоров, казначея, секретаря. В зависимости от уставов менялись названия (старшина — директор), их количество (от двух и более), а также иногда совмещались должности казначея и секретаря. На случай болезни старшин выбирались два-три кандидата.

Правление общества составляло и выносило на утверждение собрания сметы, правила, инструкции, постановляло определения, назначало время и повестку собраний, созывало чрезвычайные собрания, представляло общество в суде, заключало договоры, выдавало членские билеты.

Председатель правления являлся представителем общества. Он назначал охоты, дни заседания правлений, единолично решал вопросы, не терпящие отлагательства, наблюдал за исполнением внутреннего распорядка и обязанностей служащими, приводил в исполнение решение собраний, составлял годичный отчет о деятельности общества. Товарищ председателя (говоря современным языком, заместитель председателя) заменял его в случае отсутствия во всех правах и обязанностях.

Старшины, или директора (иногда члены правления), в случае отсутствия председателя и его товарища председательствовали на заседаниях правления, исполняли поручения, в звании старшего (дежурного) на общественных охотах решали все вопросы.

В обязанности секретаря-казначея Литинского общества охоты входило:

— хранение, прием и выдача сумм общества;

— ведение книги инвентаря, приходно-расходной книги;

— составление финансовых отчетов каждые три месяца правлению и каждый год — собранию;

— составление протоколов собраний общества и заседаний правления;

— делопроизводство.

В других обществах (Бобруйское, Ковельское и др.) эти обязанности были распределены на две должности.

Избранные на должности председателя и товарища председателя должны были быть утверждены в этих званиях губернатором.

Собрания охотничьих обществ были годичными, очередными и чрезвычайными. Чтобы годичное собрание считалось состоявшимся, на нем должны были присутствовать не менее 1/2 всех членов, например в Литинском обществе, а в Дербенском — 2/3. Очередное и чрезвычайное собрания также имели свой кворум.

Каждое собрание открывалось председателем правления, после чего для ведения собрания выбирался председательствующий не из числа членов правления. Все выносимые на собрание вопросы должны были быть обсуждены правлением и сообщены властям. В годичном собрании, назначаемом за месяц, обсуждались сметы, отчеты правления, проекты изменений и дополнений устава, внутреннего распорядка, инструкций, размеры взносов, плат, ревизионная комиссия из трех человек.

Кроме ряда важных вопросов, требующих определенного числа голосов и закрытой баллотировки, все дела решались простым большинством голосов, при равенстве которых перевес давал голос председателя.

Средства общества составлялись из следующих источников:

1) единовременных и годовых взносов;

2) платы гостей за охоту;

3) доходов от устройства мероприятий;

4) пожертвований;

5) штрафов за неисполнение устава и т.д.

Все суммы общества, за исключением необходимых на текущие расходы, хранились в одном из кредитных государственных учреждений в процентных бумагах.

Следует в заключение отметить, что уставы охотничьих обществ, за исключением, пожалуй, военных, состояли из 36-38 параграфов и делились на семь разделов:

1. Цель, права и обязанности.

2. Состав общества.

3. Порядок избрания в члены, их права и обязанности.

4. Управление общества, должностные лица, их права и обязанности.

5. Собрание общества.

6. Средства общества.

7. Изменение устава и закрытие общества.

Причин этому может быть несколько: во-первых, это уровень делопроизводства и законодательной культуры; во-вторых — цензура (в начале XX века, судя по всему, по политическим причинам, государство уделяло должное внимание контролю за охотничьими обществами, объединяющими в себе достаточное количество граждан).

Подводя итог, нужно оговориться, что тема охотничьих обществ вообще и их уставов в частности далеко не раскрыта и заслуживает дальнейшего развития.

И. Б. Беляев 22 января 2003 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑