Наша газета продолжает следить за “Полетом надежды”, в ходе которого успели произойти интересные события. Но прежде чем рассказать о них, напомним, что этот уникальный эксперимент призван спасти западно-сибирскую популяцию белого журавля стерха, популяцию состоящую всего из нескольких пар и двух десятков негнездящихся птиц.
Для увеличения численности стерхов в Западной Сибири в этом году решено попробовать провести птиц, выращенных в питомнике, на зимовку за мотодельтапланом. Человек и журавли должны будут пролететь вместе более 5000 километров из Западной Сибири в Иран.
Этот сложный эксперимент проводится потому, что предыдущие выпуски в природу искусственно выращенных стерхов устойчивых результатов пока не дали. Улетев на зимовку, не все они возвращаются назад. Вероятно, это связано с тем, что, не имея врожденных знаний о маршруте миграции и технике полета (всему этому журавлят учат родители), молодые стерхи не выдерживают, отстают от серых журавлей (с которыми они летят) и, в конце концов, гибнут. Поэтому в проекте “Полет надежды” ученые импринтируют стершат на мотодельтаплан, который заменяет им родителей и ведет на зимовку. Это дает возможность показать журавлям самый безопасный маршрут и самые лучшие места отдыха. Птицы запоминают его и самостоятельно возвращаются обратно.
Основными участниками проекта являются: Всероссийский научно - исследовательский институт охраны природы, осуществляющий координацию проекта; Окский биосферный заповедник, где выращивают птенцов стерха, импринтируют их на мотодельтаплан и проводят первоначальную летную подготовку перед отправкой их в Сибирь, где исполнительным агенством является фонд “Стерх” Ямало-Ненецкого автономного округа. Неоценимую помощь в осуществлении проекта оказывает “Международный фонд охраны журавлей” (США). А совсем недавно о своем желании присоединиться к проекту заявил многократный чемпион мира по дельтапланеризму Анжело д’Арриго, человек, установивший множество мировых рекордов, в числе которых подъем на дельтаплане на высоту 8000 м, рекорд скорости — 320 км/ч, рекорд дальности — он пересек Африку на мотодельтаплане и Сахару на обычном — и др. Но похоже, что такие чисто технические достижения ему уже неинтересны. По его собственным словам, сейчас его гораздо больше волнует эмоциональная, чувственная сторона полета: связь с небом, ощущение движения, философия полета, и поэтому во время его недавнего перелета через Средиземное море вместе с ним летел его ручной орел. Фильм об этом красивом полете недавно показывало наше телевидение. Анжело самым внимательным образом изучил методику, маршрут и возможности дельтаплана в сибирских условиях и очень заинтересовался техникой полета журавлей на магистральных миграциях, во время которых журавли, так же как дельтаплан, используют для набора высоты восходящие потоки воздуха — термали. Найдя такой поток, они начинают парить, набирая высоту. Поднявшись на километр-полтора, журавли оставляют термаль и плавно скользят вниз в нужном направлении, пока не найдут “подножье” следующей термали. При этом они почти не тратят энергии. Им не нужно непрерывно “грести” крыльями всю дорогу. Поэтому Анжело предложил использовать обычный дельтаплан, что позволяет чувствовать небо, как птицы и, что очень важно, обучать их естественному полету. Но самое главное то, что он готов подвезти свою технику, в том числе его “ноу-хау” — обычный дельтаплан, но с крошечным моторчиком, который весит около 2 килограммов и крепится прямо к пилоту. Этот моторчик позволяет взлететь, найти термаль набрать в ней высоту и затем, отключив его, продолжить свободное парение до следующей термали. Это очень важно, поскольку не только позволяет преодолевать большие расстояния естественным для птиц полетом, но и обучить их этой технике.
Сейчас, пожалуй, никто в мире, кроме Анжело д’Арриго, не может этого сделать.

Что еще почитать