Получив на почте 15.08.01 г.свежий «РОГ» N№33(369) и прочитав по пути домой статью Ю.В.Вихарева «Себежский беспредел», я сразу решил, что должен поведать вам свое мнение по этому поводу. И обязательно через нашу газету, одним из авторов которой, а также и журнала «ПиО» иногда имею честь быть. Открывая дверь квартиры, слышал настойчивый телефонный звонок — звонил друг. Он же коллега по работе, он же охотничий компаньон. Всегда спокойный и выдержанный, Мишаня теперь негодовал: «Про Боканя-то что написали?! Это же бомба! Надо срочно опровергать!» Я ответил, что и на этот раз наши желания явно совпадают. Затем быстро обсудив ключевые моменты, мы решили сделать статью моей рукой, а подписаться под ней совместно с «группой товарищей».

В апреле 2001 г. охотничья судьба негаданно привела нас в тихий Себеж. Первым делом мы направились в РООиР за путевками. Ехали слегка напрягшись, ожидая как всегда «радушный» прием охотников-москвичей. Предвкушали стандартное местечковое барство очередного охотничьего князька, смешанное с хамоватым гонором, сдирание двух-трех денежных шкур за право побродить с ружьями (если не откажут в нем вообще). В многолетних путешествиях по глубинной России как-то иных вариантов не предлагали.

Оказалось же не так. Аккуратное небольшое помещение правления было заполнено изрядным количеством охотников. Среди них, не суетясь, но энергично перемещался невысокий бравый мужичок, успевавший говорить по телефаксу, общаться с секретарем и с каждым посетителем одновременно. Время находилось для всех.

Как вы правильно поняли, друзья, это был Бокань В.П., а проще — Палыч, как его называли все подряд. Это — к утверждению Вихарева Ю.В. о невозможности пробиться к председателю рядовым охотникам — мы ведь прибыли «навскидку». Кстати, трудно не пробиться туда, где всего 2 двери, которые постоянно настежь.

Палыч отнесся к нам доброжелательно, ровно и приветливо, со спокойным достоинством. Он развернул карту угодий, объяснил, что можно, чего нельзя, где, что и как. Информации вполне хватило. Мы за несколько минут получили путевки, заплатив ровно столько же, сколько и все местные собратья по страсти. Господа! С нас ничего не вымогали, нас не унижали, мы не уловили ни малейшего намека на необходимость отблагодаривать. Так-то. Бокань нас обескуражил, мы не ждали подобного. И весь остаток дня, даже стоя на просеке, то и дело возвращались к этой теме. По отношению к Боканю охотников определялось без труда, что он — человек уважаемый, в лучшем понимании этого слова. Члены правления и посетители также вели себя по отношению к нам очень хорошо. Договорившись с Боканем об участии грядущей зимой в волчьей облаве, взяв номера телефонов, мы отбыли на охоту в прекрасном расположении духа и на подъеме.

10 августа 2001 года. Снова Себеж, завтра открытие охоты. Ура! Мы спять на доброй псковской земле. В правлении народа, с билетами и деньгами в руках, хватает. Палыч на месте. И все как тогда, словно не уезжали. Обождав очередь из местных и уточнив у Боканя насчет волчьей охоты зимой (Палыч подтвердил намерения), мы двинули готовиться к завтрашнему дню.

Выходные были наполнены охотой и рыбалкой. На удочки наловили окуней и подлещиков, добыли по паре дичи, а наш самый молодой дебютант охоты умудрился из своей водопроводной трубы, извините, помпового «Винчестера» с цилиндром, взять крякаша-селезня. В угодьях у нас проверили путевки егеря — контроль налицо.

Мы вволю наобщались в угодьях с себежскими охотниками, насладились озерами и Мальковскими карьерами, надышались торфяниками, скрадывая чирков.

Как весной, так и сейчас мы видели изобилие дичи (верьте, господа, я не один год в Сибири прожил). Нам постоянно попадались следы лосей и косуль, кабанов, над нами пролетали лебеди, утки, гуси... Встречались зайцы, с болот и озер поднимались журавли, нагловатые лысухи, как назвал их Бокань, «гидровороны», шустрили у камышей. Значит, отсутствие машины в идрицком коллективе не совсем пагубно? Это к слову. А дичи навалом, думается, не от того, что Бокань, если брать на веру статью Ю.В.Вихарева, сущий демон. Более того, от встречавшихся в угодьях тех же рядовых охотников мы не слышали ни одного плохого слова в адрес Боканя. А Серега Анисимов и Саня Попов на наш вопрос о реальности «наезда на волков» по зиме, каждый в отдельности заявили: если Бокань сказал — значит, будет, подтягивайтесь смело. Теперь я думаю: — наверное, в Белоруссию поедем шкуры покупать? А то неутомимый волчатник Ю.В.Вихарев не возьмет в бригаду...

Охота же на копытных, из-за которой, как нам кажется, и родился «Себежский беспредел», судя по всему, организована в районе четко — многолетние бригады с постоянным составом по 10 человек, состоящие из местных, среди которых подавляющее большинство «простых людей», о чем нам рассказали эти самые простые. Кстати, «непростые» — они тоже наши собратья и имеют право участия в отстреле лицензии на лося или косулю.

Не претендуя на глубокое знание местных раскладов и переплетений отношений между людьми в Себежском районе (что и ни к чему, поскольку охотничья грызня одинакова по всей нашей стране), не являясь приверженцами как Росохотрыболовсоюза, так и Охотдепартамента (здесь еще, кажется, долго не будет истины), позволю высказать свое отношение к «Себежскому беспределу». Оно таково: статья явно тенденциозная, предвзятая, сработана по принципу быстро и много облить грязью, чтобы затем объект атаки долго отмывался. Полагаю, что далеко не все себежские охотники разделяют обозначенное в ней отношение к Боканю. Хотя допускаю и даже уверен, что Бокань отнюдь не ангел. А кто ангел — Ю.В.Вихарев, М.Г.Санников и остальные подписанты? Объективностью в статье и не поддувает, рассчитана же она на то, чтобы свалить Боканя этаким официально-»принципиальным» выступлением. Как же, ведь газета авторитетная в наших кругах, да и не только в наших...Да, видимо, Ю.В.Вихарев сам не прочь порулить на месте Боканя или кого-то своего протолкнуть. Впрочем, если я не прав, приношу извинения. Но просто так у нас в России и ежик в клубок не свернется.

Статья «Себежский беспредел», прочитанная на третий день после возвращения с открытия охоты в Себеже, где мы с отцом и друзьями замечательно провели время и чему во многом способствовала атмосфера, созданная в районе Боканем, нехорошо так взбудоражила всех нас. А отец, впервые узнавший Себеж и до сих пор пребывающий в тихой благости, прочел статью и коротко отрезал, в тон одному из слов заголовка: «Конкретный заказняк». Кстати, г-н Вихарев, как профессионал, извещаю Вас: БЕСПРЕДЕЛ (беспредельник, беспредельщик) — это бывший вор в законе, переставший соблюдать нормы поведения преступников. Слово это исключительно жаргонное. Посему должен Вам указать на необходимость верного применения слов и понятий в частности и вообще в жизни.

Выражаем надежду, что наше скромное мнение будет учтено в случае, если «Себежский беспредел» будет рассматриваться в каких-либо серьезных инстанциях. А В.П.Боканю напоминаю мудрость из Корана: все проходит, и это пройдет...

Е.КАВУРА, М.ПОТЕМКИН, А.МУХИН, А.САВУШКИН

Что еще почитать