Ловите на здоровье!

  Еще несколько дней - и водоемы Подмосковья окончательно освободятся от ледяного покрова. Начнется долгожданный сезон ловли рыбы летними снастями и одновременно будет издан приказ о двухмесячных ограничениях на эту ловлю.

     О непростых отношениях между рыболовами и рыбинспекцией говорят много и разного. Но, зная, что самая достоверная и потому ценная информация - из первоисточника, корреспондент «РОГ» Александр Сенченко к нему и отправился. И вот как прошла его беседа с начальником «Мосрыбвода» В.П. Арсеньевым.

    

     Корр. Владимир Петрович! На дворе - 3-е тысячелетие, а по каким правилам мы - рыболовы и рыбинспектора - живем?

    
В.П. Согласен: живем по древним правилам в редакции 1984 года. Многое в них «морально» устарело. Прекрасно понимая это, мы разработали новые типовые правила рыболовства. Постарались сделать их более демократичными и, самое главное, «перевести» их на нормальный русский язык. Чтобы они были понятны и рыболову, и рыбинспектору. Разночтений в правилах быть не должно.

     Корр. Когда можно ожидать вступления новых правил в законную силу?

    
В.П. К сожалению, это зависит не от нас. Долог путь всевозможных экспертиз и согласований. Впрочем, надеемся, что уже в этом году новые правила все-таки будут утверждены. Разрабатывается и закон о рыболовстве и сохранении биоресурсов.

     Корр. Тем не менее, параллельно с действующими правилами Вы каждый апрель подписываете приказ о регламентации рыбной ловли в нерестовый период. Большинство рыболовов с пониманием относятся к таким ограничениям. Но случаются и недоразумения. Поясните: как и на что может ловить весной законопослушный рыболов?

    
В.П. Во-первых, запрещена любая ловля на живца или малька. А разрешена ловля только с берега на удочку с количеством крючков не более двух. Т.е. вы можете смело ловить на поплавок, на донку, на мормышку...

     Корр. Откровенно говоря, весенние ограничения касаются в основном спиннингистов, к которым я и себя причисляю. Именно в их среде и ходят всевозможные версии «нелюбви» рыбинспекции к спиннингу. Кто-то считает, что «двухмесячник» - благодатнейшая пора для сотрудников рыбинспекции. Как говорится, весенний день год кормит. По другой «гипотезе», спиннингисты очень мешают многочисленным местным «браткам» делать свой «план» сетевыми орудиями лова.

    
В.П. С тем, что весна - самый урожайный на протоколы сезон, согласен полностью. Почему? Да просто потому, что весной рыбы много, она хорошо ловится любыми снастями, и браконьеры не дремлют. И мы тоже, разумеется.

     Что касается спиннинга и сетей, то это абсолютная глупость. Кто кому мешает?! Вытаскивая браконьерскую сеть, мы иногда находим в ней до десятка блесен и других спиннинговых приманок.

     Корр. Кстати о приманках. Вот, смотрите: у меня на леске крючок и грузило. Так ловить можно?

    
В.П. Разумеется!

     Корр. А теперь я сдвигаю грузило вплотную к крючку. Так - разрешено?

    
В.П. Разрешено.

     Корр. А ведь у меня получилась приманка, которую можно назвать мормышкой, но можно и груз-головкой и даже джиг-головкой - любимой сегодня москвичами приманкой. Если я на нее нацеплю живого червяка, ракушку -перловицу или кашу, то вроде бы все в порядке. А вот как только я насажу на крючок червяка силиконового, получается «запретная» спиннинговая приманка.

    
В.П. Понял. Хотя очень сомневаюсь, чтобы кто-нибудь из инспекторов за это наказал кого-нибудь из рыболовов.

     Корр. На мой взгляд, дело тут даже не в наказании. Вот Вы пишите: «удочкой - разрешено, спиннингом - запрещено...» А ведь ни в толковых словарях, ни, тем более, в законах вы не найдете четкого, однозначного толкования этих терминов. Потому что это - условные понятия, о которых для удобства общения договорились между собой рыболовы. Но что удобно в быту, то недопустимо в нормативных документах, на основании которых меня могут, пусть даже гипотетически, оштрафовать. Именно эта невнятность раздражает. Нахлыстом весной ловить можно?

    
В.П. Конечно можно. Нахлыст - это все-таки «экзотика».

     Корр. А у меня есть приманки, на которые одинаково успешно можно ловить и нахлыстом, и спиннингом, и, при некоторой сноровке, обыкновенной удочкой...

    
В.П. Согласен. Проблему вижу. Что конкретно Вы предлагаете?

     Корр. В некоторых странах, если по каким-то причинам хотят ограничить ловлю, запрещают не снасти, не способы ловли (с этим там давно определились), а исключительно приманки. Например, в Канаде в некоторых лососевых реках ловля рыбы разрешается только на искусственную муху. (Блесны, воблеры и т.д. категорически запрещены). Чем вы забросите муху в воду - это ваши проблемы. Может быть, и у нас следует всего лишь записать: «запрещается ловля на любые приманки с двумя и более крючками» с разъяснениями для особо «непонятливых» рыболовов, что двойник считается за два крючка, тройник - за три. Все остальное, что не запрещено, - разрешено, в том числе и джиг-головка. А уж чем я буду ловить на приманку с одним крючком - спиннингом, удочкой или пальцем - это уж, извините, мое сугубо личное дело.

    
В.П. Да ради Бога, ловите вы на свою «головку»! Впрочем, мы можем, в порядке эксперимента, вставить вашу формулировку в приказ, который на днях будет подписан. Четкость формулировок в регламентирующих документах необходима. Все это, повторяю, мы учли в новых правилах. Хотя, откровенно говоря, вопрос об «ограничениях прав спиннингистов» мне кажется надуманным. Ведь ни для кого не секрет, что гораздо чаще, чем рыбу, спиннингисты вытаскивают на берег траву с отложенной на ней икрой. Причем, вовсе не обязательно, что это икра хищных рыб. Чаще всего это икра леща, плотвы и других любимых объектов рыболовов - поплавочников. Вот в чем проблема. Но что-то я не припомню, чтобы в последние годы мне приносили протоколы на спиннингистов. Покажите мне в натуре живого оштрафованного спиннингиста! А вот мы им навстречу идем.

     Пару лет назад мы, в порядке эксперимента, разрешили группе «великих мастеров», известных чемпионов по спиннингу, ловить в мае на Оке, да еще на участках нереста судака. Ничего не скажу - классно умеют ловить! Эффективней, чем сетями. Хотя ума тут большого не надо: охраняющий икру судак бросается на любой движущийся объект. Так вот: мешками ловили! Только вечером почему-то большая часть пойманной ими рыбы оказалась в местных ресторанах.

     А в вашей газете эти же «мастера» опубликовали репортаж о браконьерстве сетевиков на Оке, подкрепленный фотоматериалами и призванный свидетельствовать о «бездействии» рыбинспекции. Хотя на их месте гораздо честнее и мужественнее было бы не фотографировать нарушителей, а задержать их и составить протоколы. На худой конец, сообщить в рыбинспекцию, здание которой находилось в пределах прямой видимости.

     Корр. Сколько человек сегодня охраняют рыбные ресурсы Подмосковья?

    
В.П. Непосредственно тех, кто занят охраной водоемов - около 60 человек. Для Московской области - это капля в море: протяженность всех водотоков составляет 11 тыс.км. Конечно, мы стараемся «прикрыть» наиболее важные участки. Большая же часть водоемов, особенно малые реки, остаются незащищенными. Да дело даже и не в количестве инспекторов: под каждый куст их все равно не посадишь и уж тем более не подсчитаешь количество крючков на конце лески у всех рыболовов. В последние годы браконьерство превратилось в прибыльный и, к сожалению, массовый «бизнес». В борьбе с ним без широкой общественной поддержки не обойтись. Хотя мы трезво оцениваем ситуацию: корни браконьерства лежат в сфере экономического благополучия или, точнее, неблагополучия всего общества.

     Но даже эти 60 человек (при поддержке общественников, разумеется) только за прошлый год выявили более 8,5 тыс. нарушений. Структура нарушений по сравнению с данными десятилетней данности изменилась в худшую сторону и сегодня выглядит так: 75% - серьезные, можно сказать, криминальные случаи браконьерства - электролов, сети (только за прошлый год мы сняли более 8 тысяч браконьерских сетей), 25% - менее грубые нарушения, главным образом ловля без путевок в подведомственных водоемах. Мы целенаправленно ориентируем наших инспекторов (материально стимулируем) на борьбу с сетевиками, а не с удильщиками. Мы - за демократизацию любительского рыболовства. Но с любителями электролова, сетей и багрения воевать будем.

     Корр. Как Вы думаете, возможно ли в обозримом будущем привить на наших водоемах «европейскую» культуру рыболовства?

    
В.П. К сожалению, нет. Это нереально. Здесь и социально-экономические трудности, и недостаток общей культуры, и дань традициям. Менталитет у нас отнюдь не европейский. Возьмем тот же спиннинг: как провести четкую грань между нормальным рыболовом и багрильщиком? Все-таки чаще всего рыболов остается наедине с природой, и только от его совести зависит, отпустит ли он недомерка или иную запрещенную к вылову рыбу, или засунет ее в полиэтиленовый пакет. А уж когда целые города и поселки не могут предоставить своим жителям работу... У кого есть ружье, тот идет в лес, у кого есть сеть - идет на водоем, у кого нет ни того, ни другого, берет топор и идет рубить ближайшую сосну. Смотрите: весной мы вынимаем браконьерские сети - они все облеплены икрой. Это - двойное преступление. Так что о какой «культуре» Вы говорите?! Вот и в этом году мы ожидаем рост активности браконьеров.

     Корр. Да, невеселая картина получается. Но оптимизм-то сохраняете?

    
В.П. Конечно. Ведь регулирование рыболовства, безусловно, важная, но отнюдь не единственная функция «Мосрыбвода». Помимо охраны, мы выделяем время, силы и средства на воспроизводство рыбных ресурсов и на решение реальных масштабных экологических проблем. Например, только благодаря нашему заводу под Можайском, где мы занимаемся выращиванием рыбопосадочного материала, уже известны случаи поимки стерляди в реке Москве в черте столицы. Все чаще стал попадаться подуст, елец. Вы заметили, в этом году Москва - река была скована льдом? Благодаря нашим настойчивым требованиям власти столицы наконец-то запретили сброс убранного с тротуаров снега в водоемы. Да и судя по тому, каким большим спросом пользуются различные рыболовные товары, не менее двух миллионов москвичей рыбу ловят, и небезуспешно. Вот Вы, например, рыбу ловите? Уху варите?

     Корр. Разумеется.

    
В.П. Вот видите! И это при том, что на каждого жителя Москвы и области приходится всего лишь 40 кв. м. водной поверхности. Меньше, чем в пустыне Каракумы. Так что ловите на здоровье!

    

     29 марта 2001 года, г. Москва

    

     Редакция надеется на продолжение диалога с “Мосрыбводом”, поскольку круг вопросов, интересующих читателей, данным интервью не ограничивается.

Что еще почитать