«Литавры лебедей замолкли вдалеке,

Затихли журавли за топкими лугами,

Лишь ястреба кружат над рыжими стогами,

Да осень шелестит в прибрежном тростнике».

Э.Багрицкий

Каждый новый сезон ожидаешь с непередаваемым волнением и в предчувствии чего-то необычного, чего еще не случалось, но непременно должно произойти, и именно с тобой и твоим четвероногим другом. Так было и накануне сезона 2000 года.

По традиции на протяжении последних десяти лет я охочусь в пойменных лугах на Оке, на водоразделе Владимирской и Нижегородской областей, в угодьях Муромского и Меленковского охотхозяйств. Здесь необозримые луга, перелески с множеством больших и малых водоемов, поля, засеянные рожью, пшеницей, овсом, изредка просом и кормовой кукурузой. Деревни и села располагаются на возвышенных местах вдоль дорог и на достаточном удалении от охотничьих угодий.

Левый берег Оки со стороны Владимирской области более высокий и окаймляется лугами, а в низких местах – зарослями ивняка и другими кустарниками. Вдоль кромки Оки протянулись песчаные косы.

Можно бесконечно долго любоваться бескрайними просторами лугов; большими и малыми озерцами с протоками, заросшими ивами и ольхой по берегам; песчаными буграми, поросшими некрупным дубняком, а в низинках – мелким березняком и осинками. А где-то вдалеке на пологих холмах расположились деревеньки с возвышающимися среди них церковными куполами, большинство которых, к сожалению, до сих пор не отреставрированы.

За последние несколько лет значительно изменился травяной покров лугов, что, по всей видимости, связано с недостаточными весенними паводками. Если шесть-семь лет назад проехать на машине в луга возможно было только вдоль дорог и не через каждую низинку, то последние три года на «Ниве» можно оказаться практически в любом месте, кроме болотин, некоси и кочкарника.

Значительно увеличились площади под покосы, на смену осоковым травам пришло обильное разнотравье. Естественно, изменилась и птичья популяция. В несколько раз стало меньше дупеля и бекаса, но значительно больше – перепела.

Но вернемся к прошлому сезону. К великому сожалению, летне-осеннюю охоту в Меленковском охотхозяйстве открыли 19 августа, несмотря на благоприятные погодные условия. Предварительное согласие главного охотоведа разрешить охоту по болотной дичи из-под рабочей легавой на две недели раньше осталось пустым обещанием.

Делать было нечего, ружья остались не расчехлены, но появилась возможность провести последнюю таксацию лугов с собакой за десять дней до открытия охоты. Я побывал в скошенных лугах с хорошей отавой, в низинках с осоковой некосью, на потных луговинах, песчаных буграх, поросших мелколесьем, в кочкарниках и лугах для выпаса скотины.

Собака работала по дупелю, бекасу, перепелу, но не встретилось ни одной куропатки, хотя в тех же местах в сезоне 1999 г. было много стаек. В излюбленных местах обитания тетерева собака четко сработала двух петухов. На этом и отвели душу, став терпеливо ожидать открытия охоты.

И вот, наконец, наступило 19 августа. Решаю ехать в луга, что находятся между д. Казнево и с. Ляхи с нетипичным ландшафтом для тех мест. Это два больших поля, расположенных террасами: верхнее на две трети засажено хилой и редкой кормовой кукурузой и на треть разнотравьем, нижнее засеяно неуродившимся овсом и рожью. С севера поля окаймляют кромки лесопосадок, с востока – холмы с крутыми оврагами, поросшими мелколесьем и двухметровой некосью, кое-где встречаются небольшие участки с невысокой травой. С юга по ржаному нижнему полю проходит проселочная дорога. Ниже до самого горизонта простираются луга с большими и маленькими озерцами, протоками.

Главное преимущество приокских лугов – они ежегодно скашиваются, и на них пасутся стада коров и овец.

Заходим против ветра и начинаем с нижнего поля. На третьей параллели собака замедляет ход, делает потяжку и стойку. По манере стойки определяю – перепел. Посылаю вперед. Взлетает перепел, и следом за первым – второй. Первого взял, по второму промазал.

Весна и лето не пропали даром. Постоянный тренинг в лугах, многократное участие в испытаниях и состязаниях – и результат налицо. Моя Кассандра в отличной форме: страсть, широкий поиск, красивая стойка, полный контакт с ведущим. Все ликует во мне, в глазах собаки – счастье и восторг.

Час пролетел незаметно. Пора передохнуть и напоить собаку, тем более что в сумке три перепела. Но про себя отмечаю: в прошлом году перепела было больше, да и куропатки встречались, а сегодня ни одной встречи.

Переходим на верхнее поле. В низкой и разреженной кукурузе с мелким подтравником собака идет на приличном галопе, и её хорошо видно. Еще метров пятьдесят – и начнутся лесопосадки. Собака замедляет ход, и вскоре следует потяжка.

Она осторожная и длинная. Успеваю приблизиться к Кассандре и медленно следую за ней. Вот, наконец, и стойка. Командую «Вперед!» И метрах в пятнадцати от нас веером разлетается вверх стая куропаток. С трудом сдерживаю себя, чтобы выстрелить, не целясь, в стаю. Наконец, выбираю цель, выстрел. Слава Богу, куропатка наша... Кассандра уже наступила лапой на птицу и ждет меня.

Успеваю заметить, что куропатки переместились метров за 150 в овраг с высокой и плотной некосью. Решаю обойти его слева, вдоль неширокой дороги. И здесь моему взору предстает просяное поле с опущенными вниз ядреными метелками. Поражает необычайная для этих мест высокая урожайность проса.

Собака забирает влево от дороги, и вот её почти не видно в просяном поле. Метрах в тридцати от меня, в направлении ушедшей Кассандры, поднимаются куропатки. Свистком отзываю ее, а про себя отмечаю: здесь мы еще непременно побываем, и не раз.

Дорога переходит в неровную, с колдобинами тракторную колею. Надо обойти овраги и крутой косогор, спуститься в луга, там чистая озерная вода.

Незаметно пролетает второй час, становится жарко, пора передохнуть и напоить собаку...

В позапрошлом году в этих местах удачно охотился на дупеля... На этот раз ни одной встречи с птицей. Но на сегодня достаточно, пора возвращаться домой.

На следующий день решил поехать в луга, где десять дней назад проводил таксацию. В памяти живы места встречи с птицей не только прошлого, но и позапрошлого годов. Прошел и проехал Ляховские луга, далее вдоль деревни Григорово вплоть до лугов, что напротив с. Усад.

Результаты охоты безрадостные. Hи одного дупеля и бекаса, куропаток тоже не нашли... Побывали и на песчаных буграх в надежде найти тетерева – безрезультатно. В общей сложности в лугах находились около четырех часов. Итог неутешительный: два перепела и в самом конце – смазал по коростелю.

Вечером третьего дня прошел небольшой дождь, и наутро следующего дня решаю пройти по местам выпаса колхозного стада, где встречаются участки кочкарника и некоси, потные мочажины.

Выбор был сделан правильный. В течение первого часа собака сработала двух дупелей и одного бекаса. Но радует даже не результат, а зрелище работающей собаки. По манере поиска, потяжки, стойки и подводки работа по дупелю в эстетическом отношении самая привлекательная и захватывающая...

Начинает накрапывать дождь, который с каждой минутой усиливается. Посмотрел на небо – дождь будет затяжным, надо возвращаться, пока не раскисла дорога и выехать с лугов можно без проблем. Особенно не переживаю, впереди еще столько дней охоты, да и дождь поможет рассредоточиться дупелям и бекасам.

Дождь не прекращался всю ночь, в луга выехал к середине дня. И вот здесь сбылись худшие мои предположения. Ни в этот день, ни в последующие я более не встретил ни одного дупеля. Лишний раз убедился: лучшее время охоты по дупелю – конец июля и первая половина августа, что для тех мест особенно характерно. Горько и досадно. Ничем не оправдано запоздалое открытие охоты с легавой с третьей декады августа. Огорчительно тем более, что было постановление № 146 от 1990 г. «...разрешающим охоту на болотную дичь на три недели раньше, чем на водоплавающую».

Потеряв надежду встретить дупеля, решил переключиться на бекаса. Места его обитания я хорошо знал – это обмелевшее озеро Чистое, подходы к которому заросли тростником и болотными травами. Работать с легавой, правда, в таких местах малоэффективно и неинтересно.

Последующие две недели я с завидным упорством продолжал искать охотничье счастье, и временами достаточно успешно.

Среди кукурузного поля и по окрайкам просяного, а также на ровных небольших участках между холмами и местах невысокой некоси мне удавалось достаточно регулярно брать одну-двух куропаток, не считая перепелов.

Позволю себе остановиться на одном из охотничьих эпизодов, который произошел с нами. Куропатки с каждым разом становились все более осторожными и держались в основном среди крутых холмов, а также в труднопроходимых кустах и некоси. Попытки найти птицу среди кукурузы и в просяном поле результата не дали. Оставалось одно – пересечь косогоры, холмы, кусты и некось, любимые места укрытия и отдыха этих птиц, и если не удастся сработать, то хотя бы вынудить их переместиться в открытое поле.

Решаю пересечь этот труднопроходимый косогор прямо по центру. Собака работает накоротке, насколько позволяет местность. На непроходимых участках идет нога в ногу за мной. В зарослях практически полное безветрие. Становится жарко и душно. Еще один спуск, подъем на крутой косогор, и выхожу на ровную луговину. Минут двадцать ушло на преодоление этих препятствий, а результата никакого. Посмотрел на собаку, а на ней нет живого места, от ушей до хвоста вся в репейниках и колючках.

Сейчас отдышусь, вычешу собаку, и будем двигаться в сторону машины Возвращаюсь по ухабистой тропе, собака продолжает неширокий поиск. Прохожу метров сто, слева глубокий овраг. Собака уходит вниз. И я теряю её из виду. Следовать за ней нет ни желания, ни сил. Терпеливо жду у края оврага. Проходит полторы-две минуты, наконец отсвистываю её – никакой реакции. Спустя секунд тридцать собака появляется из оврага. Подбегает ко мне, заглядывает в глаза, возвращается к краю оврага и снова смотрит на меня. Переборов усталость, спускаюсь за ней на дно оврага. Собака осторожно проходит метров двадцать по дну, оглядываясь на меня. Иду за ней следом, и здесь метрах в десяти от нас взмывает вверх с десяток куропаток. От неожиданности стреляю дуплетом. Оба склона оврага такие крутые и так близко расположены друг к другу, что в прогале неба не увидел результата стрельбы и, как всегда в таких случаях, начал ругать себя за поспешность.

Но что это? Собака, опустив голову, мечется с одного склона на другой и находит куропатку. Я поднимаю ее, а собака в азарте продолжает поиск и с интервалом в одну-две минуты находит еще двух птиц.

Я никогда не учил Кассандру анонсированию, да и не знаю, можно ли этому научить. В те счастливые мгновения я посчитал, что это качество у собак от Бога, а может быть, это так и есть? Такие чудесные минуты остаются в памяти охотника надолго!

Оставалось еще около недели охоты. Опыт прошлых сезонов подсказывал: в это время появляются высыпки коростелей, которые хорошо выдерживают стойку и поднимаются на крыло, не пытаясь бежать. Характерные места обитания коростеля в это время – разреженная, невысокая некось из разнотравья серо-бурого цвета.

Поиск собаки в таких местах свободный, воздушные потоки ровные, без завихрений и застойных зон. И последние пять-шесть дней охоты по коростелю частично компенсировали отсутствие дупеля.

Отпуск подходит к концу, а с ним и прощание с охотой до следующего сезона.

Пора подвести итоги 2000 года: коростелей взял 7; начиная с 19 августа не было ни одной встречи с тетеревами; куропаток взял 12, но, к сожалению, только в одном месте, чего ранее не случалось, 20 августа взял 2 дупелей, а в последующие дни больше не встречал этих птиц; перепелов практически брал за каждый выход, всего 16-18 птиц.

В лугах, о которых я писал, периодически бываю с мая по сентябрь включительно, и имею достаточно полное представление о популяции птиц. Из опыта последних лет с высокой долей уверенности можно говорить: дупель в третьей декаде августа улетает.

Отсутствие куропаток в сезоне 2000 года всюду, исключая просяное и кукурузное поля, подтверждают и пастухи, с которыми я часто встречался в лугах. Значительно сократилась популяция тетерева.

Два последних сезона коростель в сентябре перемещается из высокой и труднопроходимой некоси в пожухлое и невысокое разнотравье.

Остается добавить, что охочусь с ружьем ТОЗ-34 Е. Короткобойные патроны заряжаю сам, пользуясь рекомендациями В.И.Трофимова в справочнике «Охотничьи боеприпасы». Использую дробь № 7, 8 и 9, порох «Сокол», реже «Сунар». В 1998 году с успехом пользовался патронами «Тайга» с дисперсантом. Но, к сожалению, в прошлом сезоне они мне не встречались, да и бывают они только в охотничьем магазине «Селена», что на Баррикадной.

Отпуск заканчивается, а с ним и охотничий сезон в Меленковских лугах. Пора возвращаться в Москву.

Что еще почитать