Об охотничьем промысле в России

Статья вторая

По свидетельству специальных исследований, по сравнению с ранее неорганизованной территорией «за 9 лет выход товарной продукции в госпромхозах Главохоты РСФСР увеличился в 23 раза. При этом выход товарной продукции с 1000 га угодий вырос в 2,7 раза» (Горбушин, Сапетина, Смирняков, 1974.) Воссоздание в современных условиях охотничье-промысловых хозяйств без поддержки и инвестиций государства хотя бы на первых этапах можно считать неосуществимым делом.

Первопричиной тому резко возросшие цены на грузоперевозки на всех видах транспорта. При таком положении отпадает возможность освоения промыслом глубинных, наиболее богатых зверем, дичью и дикоросами районов. Заброска охотников и собирателей вертолетами и самолетами, речным и наземным транспортом поглотит всю вероятную прибыль от полученной продукции, и скорее всего приведет к убыткам. Необоримая жадность перевозчиков, нефтяников и энергетиков лишает возможности эффективно осваивать дары природы.

Урожаи возобновимых природных ресурсов в глубинных районах не осваиваются и не приносят пользы человеку. В настоящее время в Российской Федерации нет организации, которая бы вплотную занялась промысловой охотой, совместно с комплексным использованием возобновимых природных ресурсов, исключая заготовки леса. Департамент охотничьего хозяйства утонул в чреве гигантского министерства. Редкие и слабые отголоски его деятельности едва слышны охотничьей общественности. Там скорее всего подобрались люди, которых не интересует и не заботит охотничий промысел.

Видимо, для них охота сводится к формуле: рога – клыки, рубли – копейки. А заботу об охотничьем промысле департамент «мудро» решил передать регионам. Отношение местных властей к охоте любительской и промысловой во многом зависит от прихоти губернатора. Интересуется первое лицо в области (республике) охотой – будут там охотоведы с транспортом, оружием и связью в каждом районе. Не интересуется, значит, должность инспектора будет одна на два, три района, без всякой амуниции, с подбором случайных людей на должность охотоведа.

Донеслись до меня вести, что якобы в промысловой Читинской области охотничье хозяйство попало под власть местной атомной промышленности или что-то в этом роде. Вот чем может заканчиваться непродуманное и малокомпетентное государственное строительство. Однако следует признать, что малодоходное, не очень престижное промысловое охотничье хозяйство в России душит дикая рыночная экономика.

Руководителям государства чаще всего не удается пресечь неуемные размеры жадности при ценообразовании монополистов транспортных, нефтегазовых, энергетических и прочих компаний, которые нередко вступают в сговор между собой. Их немыслимые доходы плохо контролируются государством. Что мы видим в результате на рынке. Цены на истинно российские дары природы (лесные ягоды, грибы, кедровые орехи и др.) в полтора-два, а то и в три раза превосходят таковые на тропические и субтропические фрукты и ягоды, доставляемые из-за рубежа.

Ондатровая шапка кустарной выделки и пошива на рынке стоит от двух до пяти тысяч рублей. На ее изготовление ушло от четырех до шести шкурок. Промысловику заплатил за них перекупщик пушнины едва ли 200–300 рублей. Находятся ловчилы, которые даже шкуры бобров скупают за 100–200 рублей. Все это происходит из-за отсутствия политики в области рынка возобновляемых природных ресурсов. Как это горько не выглядит, а первенство по экспорту меховыми товарами в Европе держит не Россия, а какая-нибудь Греция или Германия.

Там лучшие фабрики по выделке пушно-мехового сырья с соблюдением современных технологий. Лучшие ателье по пошиву меховых изделий находятся в этих странах. Россия – богатейшая страна в мире и владеющая ценнейшими видами разнообразной пушнины плетется далеко в хвосте от этих стран, продолжая продавать меха в сырье, а не готовые изделия. В этом наша страна едина во всех своих ипостасях, будь то лес, металл, газ, нефть и т.д. Имевшиеся в СССР фабрики и комбинаты по переработке пушнины и мехового сырья уже в те времена были технологически отсталыми производствами и не обеспечивали качество выделки и пошива изготовляемой продукции на уровне мировых стандартов.

Мы отвлеклись немного от основной цели нашего повествования: совершенствование проекта закона об охоте, но близкие темы поневоле всплывают сами собой и цепляют одну за другой проблемы. Так какие же выводы можно сделать из всего сказанного? Сами по себе охотничье-промысловые хозяйства не возникнут. Над их созданием необходимо работать. Надеется на то, что как-то все само собой образуется или этим займутся нынешние скупщики пушнины – пустое дело. Скупщик видит в промхозе конкурента, который не даст ему заниматься своим делом. Кроме того, он прекрасно понимает, что охотничье-промысловое хозяйство дело хлопотное и не всегда выгодное.

Этим людям нужна только собственная выгода, а на интересы государства им наплевать. Упорядочение охотничьего промысла следует начать с организации соответствующего управления в рамках Департамента охотничьего хозяйства РФ. Последний вывести из состава МСХ РФ и придать ему самостоятельный статус. В областях и республиках, имеющих охотничье-промысловое значение, создать управления охотничьего хозяйства с соответствующими отделами.

Для этого необходимо подготовить, а главное убедить правительство принять соответствующее постановление СМ РФ по вопросам охотничье-промыслового хозяйства. В постановлении предусмотреть ряд мер и льгот по восстановлению имевшихся ранее структур на акционерной и частнопредпринимательской основе. Определить порядок закупок, переработки и реализации пушнины массовой и лицензионной, мяса дичи, мехового и кожевенного сырья, продукции дикоросов и дериватов.

На областные (республиканские) отделы возложить обязанности по организации оценки оставшихся производственных помещений, зданий, сооружений бывших промхозов. Для более полной оценки состояния бывших промхозов целесообразно провести за государственный счет охотобследование или даже охотустройство наиболее перспективных территорий. Стоимость работ включить в долгосрочную аренду, которую постепенно будет платить владелец государству. Развал промхозов произошел более десяти лет назад. Это приличный срок, который равняется ревизионному периоду охотустроительных работ.

«Что происходит у Вас в промысловых хозяйствах?» – спросил я на одном из совещаний работников охотничьего хозяйства в мае 2007 года на ВВЦ одного из представителей Якутии. «Представления не имеем», – ответил он честно. Так что вновь образованным отделам промысловой охоты, прежде чем выставлять на тендеры или аукционы охотничье-промысловые хозяйства, следует осуществить ревизию их бывших территорий. Дать по ним заключение о перспективности их использования по своему прошлому предназначению. Установить положение с кадрами, наличие существующих фондов недвижимого и движимого имущества, степень его изношенности и возможности восстановления. Составить специальный документ, предусмотренный последним проектом закона об охоте (ст. 26, 27).

В значительной степени этому должны помочь прежние проекты охотничье-промысловых хозяйств, которые, вероятно, еще хранятся в архивах бывших охотуправлений. Отделы принимают непосредственное участие в создании комиссий по тендерам или аукционам на аренду до 50 лет охотничье-промысловых хозяйств, расположенных в границах данной республики или области. В последующем на них возлагается контроль за ведением арендованного охотничьего хозяйства.

К воссозданию промхозов целесообразно привлечь внимание руководителей крупных и наиболее богатых компаний (нефтяных, газовых, алюминиевых, алмазных, золотодобывающих и других), для которых даже в период кризиса эти инвестиции не будут обременительными. Поэтому проведение тендеров следует осуществлять широко и открыто, не замыкаясь в региональные рамки с привлечением всех форм рекламы. В период становления таких хозяйств государству следует принять решение об отмене налогов на прибыль в течение пяти лет.

Вполне возможны и даже необходимы государственные дотации организациям и компаниям, задействованным в заброске бригад охотников, рыбаков, сборщиков дикоросов в глубинных районах. Без вертолетов и водного транспорта вывоз готовой продукции во многих случая в промысловых хозяйствах невозможен, а при современных ценах крайне обременителен и заведомо убыточен. На фоне вложений российских капиталов в провальную американскую ипотеку, это будут мизерные суммы. И властям давно пора подумать о собственном государстве, поднятии собственного хозяйства и поднятии с колен собственного народа.

Все эти действия будут целесообразны и осуществимы только в том случае, если правительство Российской Федерации действительно признает значимость и необходимость воссоздания охотничье-промысловых хозяйств, которые поставляли оригинальную и ежегодно возобновляемую продукцию населению. Воссоздание охотничье-промысловых хозяйств в условиях рыночной экономики не единственный путь к получению даров природы. Вполне возможно применять и другие формы ведения охотничье-промыслового хозяйства.

Например, постоянное закрепление за бригадами, семьями, индивидуальными охотниками бригадных и фамильных участков, существующих вне или внутри промыслового хозяйства. В отдельных районах следует учитывать наличие родовых ухожий и угодий, принадлежащих малым народам Севера. И все же наиболее рациональным здесь следует признать создание охотничье-промысловых хозяйств. Безусловно, их воссоздание потребует капитальных вложений. Без этого не обойтись. Но такая оригинальная, уникальная, экологически чистая и целебная продукция, получаемая естественным путем, в природных условиях того стоит.

Следует добавить, что она весьма полезна для здоровья человека. Это не сомнительные фрукты-ягоды, полученные с использованием ухищрений генетиков, с применением химических удобрений и пестицидов, и прочих искусственных добавок, полученных в лабораториях и не апробированных тысячелетиями матушкой-природой.

При этом ученые не очень задумываются о последствиях применения своих изобретений и стараются как можно быстрее внедрить их в человеческие желудки, чтобы при своей жизни получить себе славу, почет и, конечно, деньги.

Если мы действительно заботимся о здоровье нации, то получение и использование как можно большего количества даров природы в питании российского гражданина будет лучшим тому примером. Охотничий промысел осуществляется и в относительно густонаселенной Европейской части РФ.

Это добыча белки, ондатры, куницы, норки, крота, сусликов, хорей, лисиц и других промысловых видов зимней и летней пушнины. Право охотников-промысловиков на добычу этих видов должно быть оговорено законодательно. На территориях, обозначенных как ГРФ (государственный резервный фонд), проблем не будет. Там вполне возможно закрепление индивидуальных охотничьих участков за промысловыми-охотниками.

На территориях, закрепленных за владельцами любительских охотничьих хозяйств, право допуска ведения промысловой охоты следует оставить за хозяином данных угодий, и оно может быть осуществлено только по согласованию с ним.

Дело в том, что любительские охотничьи хозяйства имеют в своем штате егерей, охотоведов и рабочих, которые очень часто занимаются промысловой охотой и пришлые конкуренты в этом деле им не нужны. Владелец хозяйства может разрешить ведение промысловой охоты при наличии неопромышляемой территории собственными сотрудниками.

Промысел кротов, сусликов, водяных крыс и бурундуков обычно ни у кого возражений не вызывает. И все-таки это надо оговорить законодательно во избежание недоразумений. То же самое можно сказать в отношении птицеловов, поскольку в их интересы попадают и охотничьи виды, как например, перепела, дрозды. Здесь необходимо дать четкий ответ на вопрос: нужны ли птицеловам и добытчикам летней пушнины охотничьи билеты и путевки?

Как-то деятельность таких людей проскальзывает мимо охотничьего законодательства. А в нем следует оговорить форму и орудия добычи певчих и декоративных птиц, видов летней пушнины. Возможно ли, например, применение малокалиберных и пневматических винтовок при добыче водяной крысы с марта по май. Все это четко следует прописать в законе. Полагаю также, что следует разрешить законодательно районным обществам охотников и рыболовов закупать все виды пушнины и реализовывать ее по собственному усмотрению.

Михаил Перовский, профессор 10 марта 2009 в 22:40


Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".





Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований











наверх ↑