Несущие смерть

Клинковое оружие Индо-Иранского региона. Статья вторая. Мечи

Продолжая наш разговор о клинковом оружии, перейдем к клинкам длинным. Хороший клинок в Индо-Иранском регионе, как, например, и в средневековой Европе, был знаком отличия воина от обычного человека. И здесь очень интересно упомянуть о том, какое развитие эта идея получила в Индии.

Для этого обратимся к структуре традиционного индийского общества. Наверняка большинство читателей знают или хотя бы слышали о кастовой системе, бытовавшей в Индии. Бесчисленные касты, объединились в четыре варны, сформировавшиеся в Индии более чем за тысячу лет до Рождества Христова. Самое первое упоминание о них содержится в ригведийском гимне «Пурушасукта», в котором рассказывается о происхождении варн из частей тела мифического первочеловека — Пуруши. Брахманы возникли из его уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ступней. Подробнее остановимся на варне кшатриев (ksatruya — «наделенный могуществом»), стоящей на второй ступени сословной лестницы, в которую входила военная знать, обладающая реальной властью в индийском обществе.

[ref=95]

[mkref=454]

Средневековые воины Индии, такие, как маратхи и раджпуты, считали себя наследниками кшатриев. Именно воинам были позволены многие поступки, которые кажутся несовместимыми с индуизмом, исповедующим ненасилие. Для воина были менее строги пищевые запреты (только мясо коровы, считавшейся священным животным, естественно, оставалось под запретом) — он мог охотиться на животных, а самое главное — сражаться с врагами, лишая их жизни. Индусских воинов, в особенности раджпутов, по праву можно назвать рыцарями Востока, проведя аналогии с благородными рыцарями Европы. Весь набор оружия раджпута подчеркивал, что главным для него был поединок. Так что поражения индусов в сражениях с мусульманскими завоевателями говорят скорее не о слабости и недостатке храбрости первых, а скорее о преимуществах тактики вторых. Кстати, точно так же, как воины-индусы, рыцари Европы, не знавшие себе равных в честных единоборствах, погибали в результате совместных действий ополченцев или наемников-ландскнехтов.

[ref=101]

Многие исследователи считают, что кора — меч для ритуальных жертвоприношений, необходимый для того, чтобы отрубать жертве голову одним ударом. Фото: Алексей ОболенскийМногие исследователи считают, что кора — меч для ритуальных жертвоприношений, необходимый для того, чтобы отрубать жертве голову одним ударом. Фото: Алексей Оболенский Хлынувшие в Индию мусульманские завоеватели не могли не повлиять на воинские традиции и вооружение индусов. Но и до, и после мусульманских нашествий самым почитаемым оружием воина оставался меч.

Кханда «кунда» (khanda) — это прямой классический индийский меч, расширяющийся к острию, а затем почти сразу резко «сбегающий» к тупому концу (хотя встречаются варианты и с закругленным острием). Это — тяжелое рубящее оружие, полуторной заточки, обычно усиленное перфорированными пластинами, идущими от рукояти: по обуху до половины клинка, а иногда почти до конца расширения; со стороны лезвия примерно на одну его треть. Пластины не только дополнительно фиксируют мощный клинок, но и позволяют перехватить его выше гарды, что, безусловно, могло иметь значение, если воины сходились близко, и когда рубящие удары, на которые прежде всего рассчитана кханда, наносить становилось сложно. Классическая рукоять такого меча — «индийская корзина» (hindu basket), со стальным навершием в виде шипа, который мог выполнять функцию места для хвата второй руки, превращая меч в двуручный. Существует версия, что рукоять такого типа, закрывающая кисть руки, появилась после того, как индусы впервые увидели шотландские палаши с корзинчатым эфесом. Это кажется вполне правдоподобным, так как ранее у подобных клинков рукоять была совсем другая — открытая.

[ref=96]

Вообще та кханда, которую можно считать типичной (то есть с рукоятью — «индийская корзина» и тяжелым лезвием, усиленным перфорированными пластинами), сформировалась, вероятнее всего, в конце XVIII — начале XIX вв. Размер ее — 90–120 см.

Некоторые авторы (Е.Н. Успенская) высказывают предположение, что кхандой пользовались воины, которые сражались сидя на слонах. Однако, на мой взгляд, эта версия ошибочна.

Сражаться сидя на слоне удобнее, стреляя из лука, бросая дротики или в конце-концов используя копье. Кроме того, если посмотреть даже на то обилие кханд, которые хранятся в музеях, станет понятно, что во всей Индии не нашлось бы такого числа прирученных слонов. Поэтому я считаю, что кханда — оружие тяжеловооруженного всадника или, изредка, пешего воина, рассчитанное на нанесение рубящих ударов и не приспособленное для долгого фехтования. По описанию Э. Эгертона, у раджпутов кханда была объектом особого культа «кхарга шапна» (проклятие меча).

[ref=97]

Помимо этого этот тип меча является одним из наиболее значительных символов у сикхов. В сикхизме кханда олицетворяет представление о святом воине и даже входит в эмблему сикхской общины.

  [ref=98]

На индийских миниатюрах времен Великих Моголов кханда часто изображается в качестве парадного оружия знати. На большинстве портретов Сиваджи — великого вождя маратхов, посвятившего всю свою жизнь борьбе с Моголами, он изображается держащим в правой руке «кханду», как символ власти, за поясом у него катар — символ воина, а на левую руку надет меч пата — символ воинского мастерства.

[ref=99]

Пата (pata) — меч, использовавшийся только в Индии, у которого длинное прямое обоюдо­острое лезвие соединено с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищает руку до локтя.

 

Барельеф, изображающий сцену отражения атаки хищника индийским воином X–XI вв. из Хаджурано.

Довольно тонкий клинок крепится на заклепках к латной рукавице между двух пластин, отходящих от нее. Хват паты напоминает то, как удерживается катар, который мы рассматривали раньше. Многие авторы видят между ними связь, предполагая, что пата развилась в свое время как раз из катара, пройдя несколько видоизменений гарды и гипертрофировавшись. То есть сначала к катару добавилась защитная пластина, закрывающая запястье, затем она соединилась с боковыми металлическими полосами. Эта конструкция постепенно трансформировалась в «латную перчатку», закрывающую руку по локоть. Причем «перчатка-рукоять» могла быть скелетного типа — из металлических перекрещенных полос (вероятно, более ранние формы) или изготовлена в виде голов мифических животных. Размер паты — 120–140 см.

[mkref=455]

Наиболее распространена пата была в Северо-Западной Индии и порой считалась специфическим оружием легкой кавалерии конфедерации маратхов, хотя встречалась и в Южной Индии. Тактика боя таким оружием, вероятно, была проста — атака, один рубящий удар, разворот и отступление. Предположение о том, что пату использовали как кутар — для колющего удара, скорее всего, необоснованно. Слишком длинное лезвие было бы неудобно держать для колющего удара, воин на скачущей лошади при колющем ударе даже по незащищенному телу противника мог повредить себе руку (достаточно вспомнить, как на рыцарских турнирах Европы разлетались в щепки турнирные копья), а самое главное — у большинства пат клинок был недостаточно жестким.

[ref=100]

Пешие воины, скорее всего, редко использовали пату. Хотя есть свидетельство британского офицера, видевшего в 1827 г. показательное выступление воина с патой (A. Gaiwant Arms and armour traditional weapons of India). Он упоминает, что техника работы патой включала в себя маховые и вращательные удары с перемещениями и оборотами, которые напомнили ему завораживающие движения вальса. Но, скорее всего, так искусно патой владели лишь одиночки.

Пата была излюбленным оружием, так часто упоминаемого в нашем обзоре Сиваджи. Причем, по легенде, сами боги вложили ему в руку пата, благословив на борьбу с Великими Моголами. Нетипичными мечами с искривленным лезвием являются индийская соссун-пата (sousson pata) и непальская кора (kora). Похожи они тем, что заточка идет по вогнутой стороне клинка, как у турецких ятаганов. Но на этом их сходство и заканчивается. Соссун-пата — в переводе — «лист лилии» — действительно похожа на ятаган по всем характеристикам клинка. То есть он так же выгнут, часто с широкой спинкой, заточен по вогнутому краю и сбегает на острие. Так же, как и ятаганом, соссун-патой, скорее всего, наносили рубяще-режущие удары. В зависимости от формы металлической рукояти и некоторых отличий в форме клинка различают соссун-пата индийского и могольского (мугальского) типа. Из-за сходства с ятаганом некоторые оружиеведы предполагают, что это оружие появилось в Индии как заимствованное, из Турции. Однако эта версия едва ли может объяснить ранние клинки аналогичной формы, которые встречались в Индо-Иранском регионе задолго до появления ятаганов в Османской империи. Размеры соссун-пата — 65–110 см.

Кора — меч из Северной Индии и Непала — отличается тем, что им невозможно нанести колющий удар. Клинок расширен и скошен к острию, что придает коре очень эффектную форму. Клинок часто имеет заметно выраженные ребра жесткости, Т-образную в сечении спинку или утолщение к обуху. Значительный вес коры увеличивает силу удара, делая ее смертельно опасным рубящим оружием. Стальная рукоять классической коры имеет черен цилиндрической формы, оклеенный кожей или обвитый жгутом из ткани, который закрыт сверху и снизу дисками, одинаковыми по диаметру. Это, пожалуй, один из немногих клинков, который практически не украшался. Иногда у скоса лезвия можно увидеть отгравированный солярный символ, в который может быть втерта красная краска. Этот символ вызывает множество споров. Одни исследователи считают, что это один из буддийских символов, другие (П. Роусон), что это изображение шакти — женской составляющей силы, которая увеличивает мощь воина. Третьи авторы (И.Ю. Котич, Е.Н. Успенская) предполагают связь этого знака с символом раджпутской Солнечной линии, к которой возводят себя многие роды воинов современного Непала.

Почему-то многие считают, что кора — меч для ритуальных жертвоприношений, необходимый для того, чтобы отрубать жертве голову одним ударом. В некоторых культах кора так и используется. Но тем не менее многие индийские миниатюры XVII–XVIII вв. и фотографии непальских солдат, сделанные уже в конце XIX века, позволяют сделать вывод, что в первую очередь кора была боевым оружием.

В заключение нашего краткого повествования нужно отметить, что мечи Индостана крайне разнообразны и в этой статье мы не рассмотрели и половины из них.

Дмитрий Милосердов 20 октября 2010 в 20:43






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑