Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал указ, который позволит более качественно обеспечить сохранность охотничьих ресурсов региона.
В частности, главой региона утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Свердловской области. Данный документ определяет планирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов в Свердловской области на ближайшие 10 лет.
Как сообщили в департаменте по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, в результате проведенного территориального охотустройства уточнены границы и площади 302 существующих охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов в Свердловской области. Данные взяты на основании спутниковых снимков, обработанных средствами комплекса компьютерных программ.
Цели планирования направлены на совершенствование форм и методов контроля за соблюдением законодательства в области охраны и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Свердловской области. Документ позволит улучшить качество государственного мониторинга за охотничьими ресурсами, повысить продуктивность охотничьих угодий. Это позволит обеспечить более рациональное использование охотничьих ресурсов и способствует развитию видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
При подготовке схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Свердловской области, обеспечена совместимость со всеми сопутствующими документами, такими как лесной план, документы территориального планирования, схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий, схемы землеустройства.
Также, разработанный документ определяет зоны, планируемые для создания охотничьих угодий. При подготовке сформированы участки для проведения аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Отметим, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Свердловской области является документом территориального охотустройства
Источник: www.midural.ru
Комментарии (9)
КСН
В.Бодунков, это ж Ваш конёк!
Что скажете?
7 ответов
Валентин Бодунков
Прошу прощения, Сергей, за задержку ответа, на сайт до сего дня не заходил по состоянию здоровья - «весеннее обострение», «понимаешь», не до компа было…
Мой «конёк» борзые, отчасти гончие… А про охотугодья - это так, размышления вслух…
Что скажу? Да, тоже, что и говорил раньше с небольшим добавлением: недавно на очередном госсовете ВВП напомнил известный постулат «Законы обратной силы не имеют!»…
Вот уже многие годы я не говорю, а талдычу: в условиях современной России и частной собственности на землю охотничьих угодий нет и быть не должно. Объясняю почему в 1001-ый раз.
Земельные отношения по использованию и охране земель регулирует земельное законодательство, состоящее из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах (в том числе и в ФЗ «Об охоте…»), законах субъектов РФ, ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ настоящему Кодексу.
В земельном законодательстве понятие ОХОТНИЧЬИ УГОДЬЯ не применяется. Нет охотничьих угодий и в Водном кодексе РФ. И только в Лесном кодексе РФ ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, ПРИЗНАВАЛИСЬ охотничьими угодьями.
Понятие «охотничьи угодья - ТЕРРИТОРИИ, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» было использовано в Федеральном законе «Об охоте…» и, как первоапрельская шутка, вступило в силу с 1 апреля 2010 года. При этом в границы охотничьих угодий могут быть включены только те земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Что это за земли???
Что станет с охотничьими животными на тех землях, которые не войдут в состав охотничьих угодий?????
ФЗ «Об охоте…» был принят не абы как, а во исполнение ст.41 Федерального закона «О животном мире», в котором понятие «охотничьи угодья» не используется. Более того, в упомянутом Законе «О животном мире» применяется иное понятие «СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА – природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы».
Особым диссонансом звучит ст.26 ФЗ «Об охоте…»: «Право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ОГРАНИЧИВАЮТСЯ в соответствии с настоящим Федеральным законом…».
Представляете, Сергей, такую ситуацию: наши сограждане получили лет эдак 15 – 10 – 5 тому назад земельные участки, выкупили их и оформили в частную собственность, а теперь их права на землю могут быть ограничены новым законом об охоте, если эти земли каким-то образом войдут в состав охотничьих угодий… Ограничение прав, как я понимаю, касается и арендованных земель.
Иван Ларионов
Абсолютно, верно Валентин Львович! Уж для меня, давно ясно куда дело клОнится, к публичному сервитуту, который как раз и даёт такие права по ограничению использования земель различных категорий. Дело только это, повторюсь, не дешёвое, и у нас оно ещё только-только набирает обороты. Стоимость наложения сервитута сопоставима с новым межеванием. Для простоты восприятия поясню: например в деревне все участки заняты, а скот гнать на улицы нужно - собирается общее собрание, выбирается оптимальное место прогона для скота, и на участок только для целей прогона, накладывается сервитут, который регистрируется в Росреестре. Или например в городе, наш народ очень любит заниматься захватами прилегающих к участкам - земель, совершенно не думая что там могут быть инженерные сети, власть же наша так дебильно упростила эти вопросы передачи земель в собственность, что то тут то там, на участках оказываутся , то кабели, то водопроводы, а народ у нас действительно тёмный, считает что раз у меня собственность на землю, то чё хочу, то ворочу, или порой выставляют через суд притензии, чтобы выносили сети с его участка. Так вот для особо рьяных, в этом случае так же, вопреки воли хозяина, накладывается сервитут на охранную зону того самого кабеля.Где хозяин не имеет право строить, разводить огонь, глубоко копать, использовать ударную технику, обеспечивать беспрепятственный доступ обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций и т.п. Единственно, что эта практика у нас находится в зачаточном состоянии, но в моей практике пару подобных судебных дел было, да и затратное оно что по деньгам, что по времени.
Валентин Бодунков
Иван Петрович, не обессудьте за задержку ответа, только сейчас более-менее оклемался…
Ни в коей мере не ставлю под сомнение ваши профессиональные знания в части землеустройства, однако согласиться с выводом что «дело клОнится к публичному сервитуту» не могу. И вот почему: к сожалению, вы обратили внимание только на последнее предложение в моём комментарии, не придав значения всему тексту, вынужден повториться:
- в земельном законодательстве понятие «охотничьи угодья» НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ.
Соответственно, ни о каком «публичном сервитуте» не может быть и речи. Нет, если конечно вспомнить слова ДАМа, что Россия является страной правового нигилизма, тогда сервитут конечно возможен. Могут же у нас сейчас по всей России торговать путёвками на охоту, не имея закреплённых охотничьих угодий…
Тут уместнее вспомнить слова биолога-охотоведа, канд.биол.наук уважаемого Михаила Павловича Павлова о КОМПЛЕКСЕНОМ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ, о котором он говорил в своём ответе «Будет ли закон о платной охоте совершенствовать развитие охотничьего хозяйства» на мою публикацию «Свобода – это исполнение закона» в 2004 году:
«Освещая хотя бы лишь это, я полагаю, уважаемый В.Бодунков, что означенных сведений более чем достаточно, чтобы утвердительно сказать – без отмены платы за добычу диких животных не следует и думать о какой-либо консолидации охотников для сохранения привычных форм российской охоты.
По той же причине не может быть придуман давно ожидаемый Закон об Охоте. Он, по моему разумению, принципиально не допустим. Однако, принимая во внимание провозглашение в стране приоритета частной собственности, … будет уже капитальная реконструкция всего российского охотничьего дела, ибо ДЕЛОВОЙ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЬ, уразумев, что в его владении ресурсы диких охотничьих животных достаточны для создания соответствующей инфраструктуры, способной с прибытком обеспечить сохранение, разведение и освоение охотой этих диких животных, начнет организацию КОМПЛЕКСНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ»…
В этих условиях (когда в земельном законодательстве понятие «охотничьи угодья» отсутствует) важнейшими становятся вопросы, на которые я ответов не знаю:
- КАКИЕ ЗЕМЛИ МОГУТ ВОЙТИ В СОСТАВ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ???
- ЧТО ЭТО ЗА ТЕРРИТОРИИ, В ГРАНИЦАХ КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА???
- КАКИЕ ЭТО «ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»???
Например, как следует из Земельного кодекса РФ (Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий), сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют ПРИОРИТЕТ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ПОДЛЕЖАТ ОСОБОЙ ОХРАНЕ. Соответственно, как я это понимаю, земли сельхозназначения не могут войти в состав охотничьих угодий.
Или вот другой пример: как следует из ст.105 Лесного кодекса РФ, в зелёных зонах ЗАПРЕЩАЕТСЯ осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Соответственно, зелёные зоны не могут войти в состав охотничьих угодий, а вот охота в зелёных зонах РАЗРЕШЕНА. Где то читал, как сетовал председатель МСОО «МООиР» В.М.Кирьякулов, что в Московской области практически все леса входят в состав зелёной зоны со всеми вытекающими последствиями…
Сегодня «мооировские охотугодья» существует только благодаря руководителю областного охотдепартамента Д.Д.Вачугова, который категорически против создания общедоступных охотугодий.
P.S. Сервитут имеет ограниченный перечень, состоящий всего из 9 пунктов:
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
…
В качестве дополнения считаю нужным ещё раз отметить:
- сервитут устанавливается в соответствии с ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, но не Законом об охоте, а понятия "охота" и "охотничье хозяйство" - это ой как далеко не одно и тоже.
Иван Ларионов
Искренне рад, Вашему выздоровлению Валентин Львович. Спасибо за развёрнутый ответ. Постановка Ваших вопросов, в самом деле "убийственная" для нашего чиновного люда от Охоты, и так-то не шибко дотошного до законодательных и гражданских норм. А тут такое? Но ведь Валентин Львович, вектор и первичный посыл законотворцев, был туда и 8-й пункт "ограниченного перечня" об этом нам и говорит. А вот как вышло?!
"Гладко было на бумаге - да забыли про овраги". Кстати первый косячок был заложен ещё в 1991г. 25 апреля, а последующий 24 декабря 1993г. - когда в определении Земель сельскохозяйственного назначения никак не отразили, претензии Охотников на одни и те же земельные участки. А дальше пошла чехарда в названиях и определениях что есть Охота и что есть Охотхозяйство - и запутались мы бедолаги. Хотя есть большая уверенность, что в тот момент намеренно было принята "ставка" на предпринимательскую деятельность, которая впоследствии вступила в противоречие с пониманием нашим народом понятия "общественное" и "моё личное", а охотники ОНИ ведь как лакмусовая бумажка - стала без конца мелькать "индикатором" недовольства "новым" порядком вещей.
Валентин Бодунков
Благодарю за добрые слова, Иван Петрович!
Что касается "первого косячка"... На мой субъективный взгляд, на бумаге действительно всё достаточно "гладко", а вот понятия-"овраги" - это уже чиновничьи "ноу-хау" и наша невнимательность, если не признать хуже - безразличие. Попробую пояснить свою позицию.
Вы упоминаете 8-й пункт ограниченного перечня, так ведь он появился с принятием нового Земельного кодекса РФ, утверждённого 25 октября 2001 г., а Вы приводите две даты - 25 апреля 1991г. и 24 декабря 1993г. - которые приходятся на ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД, когда СССР прекратил своё существование, а новое государство - Российская Федерация ещё не существовало.
На всякий случай напомню: ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993г. и ВСТУПИЛА В СИЛУ с момента ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ 25 декабря 1993г.
Как я понимаю, новый ЗК РФ был принят с учётом уже действующего нового законодательства, в том числе и ФЗ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, регулирующего отношения в области охраны и использования животного мира и СРЕДЫ ЕГО ОБИТАНИЯ, в котором вместо понятия "охотничьи угодья" применяется схожее по смыслу "среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы".
По моему разумению, сегодня "новый порядок вещей" так и не установлен. Имеет место быть какой-то симбиоз или "винегрет" из нового законодательства, излагаемого чиновниками на свой лад в виде своих понятий, которыми охотники, вполне естественно, недовольны.
Иван Ларионов
С этим явно нельзя не согласится. Об остальном скажу следующее: Многие скользкие, непонятные пункты тех или иных документов перекочёвывали из одной редакции в другую как раз по причине их неясности, и непонятности дальнейших действий. Законодатель, с моей точки зрения, банально не желал заморачиваться, тяжёлой работой синхронизации кодексов на пограничьи различных отраслей (в данном случае кодексов земельного, лесного, водного, правил охоты и некоторых др.) отсюда и законы выходят кУцие, двояко-троякочтивые. А может это делается специально, незнаю, но даже я сам лично приспособился строить свой доход на пограничье различных наук и отраслей.Когда пришёл к власти Ельцин, тогда ещё достаточно юнным умом смекнул - Ельцин строитель - деньги пойдут в стройку. Создал себе маленький бизнес на пограничье строительство,геодезия-картография-землеустройство, и знаете не прогадал. Когда пришёл Путин, уже тогда "умные" люди подсказали - этот не будет заморачиваться на строительстве и производстве, эти люди будут торговать, делить, заведовать ресурсами (необязательно материальными,например "ресурсами влияния"). Вывод - надо двигаться к естественным монополиям!Заново перестроил свою деятельность по линии - коммунальная энергетика-геодезия, картография-землеустройство - и частично судебная практика по этим направлениям(приходится по долгу службы) - и знаете опять кое что выходит. Так вот, если уж я со своим крестьянским умом до этого допетрил, то уж умные то люди давным давно. Я так понимаю.
Валентин Бодунков
Так ведь я давным-давно твержу: законы плохими быть не могут по определению и существуют для того, чтобы ими грамотно пользоваться...
Иван Ларионов
Ну всё , если сделано всё как описано, сейчас предприимчивые фермеры, главы крестьянских хозяйств с зарегестрированными в Росреестре правами собственности на земельные участки, наверняка не упустят такой халявы - получить лишнюю копейку с аренды за предоставление земель под охотничьи угодья. И будут по закону правы - пока те же охотпользователи не наложат публичный сервитут, который по стоимости будет сопоставим с новым межеванием. Интересно за чей счёт будет этот "банкет"? Как Вы думаете?