В протоколах амурских охотоведов таймень проходит как медведь

Бывший сотрудник Урканского заказника Тындинского района Владимир Ковальский рассказывает о том, какие нарушения допускает природоохранное ведомство

В редакцию «АиФ - ДВ» обратился Владимир Ковальский, бывший охотовед Урканского заказника Тындинского района. Амурская область вот уже несколько лет занимает лидирующие позиции по выявлению нарушений законодательства в сфере охоты. А что стоит за этими результатами и каких «усилий» это потребовало?

«Палочная» система
- Как и в других районах, в Тындинском процветает так называемая «палочная» система - чем больше протоколов, тем лучше работа, - рассказывает охотовед. - А как эти протоколы составляются, можно увидеть на примере одного из «лучших» специалистов областного охотуправления - инспектора И. Львиная доля протоколов в период открытой воды на реках и озёрах составляется за использование сетей при ловле рыбы. Но в протоколах указывается, что люди охотятся на околоводных животных или ондатру. При этом без оформления соответствующих документов изымаются сети и рыба. Часть изъятого уничтожается, но без составления актов уничтожения, а часть используется для своих нужд.
Так, в сентябре 2012 года на троих рыбаков из п. Кувыкта записали установку петель для добычи кабарги. Такая же история произошла в июне с жителем п. Юктали. В начале мая 2013 года в ходе совместного рейда по реке Уркан работников охотуправления и Дирекции по охране животного мира было составлено 42 протокола, из которых 27 - за охоту на ондатру. Забирали рыбу, водоплавающую дичь, сети - без протоколов изъятия и уничтожения. У двоих жителей п. Гудачи члены рейдовой группы изъяли крупного тайменя и поделили между собой, оформив его по бумагам как добычу ондатры и установку ловушки на медведя. В то же время добычу другими людьми «краснокнижной» утки-мандаринки почему-то не заметили, но изъяли вместе с другими утками.

Ещё можно неплохо «нарубить» протоколов на применении Федерального закона о запрете ногозахватывающих капканов для добычи пушных зверей. В марте 2013 года на четверых жителей п. Чильчи составили такие протоколы, не выходя из здания пожарной части посёлка.

- Это не было бы так дико, если бы тот же И. сам соблюдал этот запрет, - подчёркивает Ковальский. - Но на протяжении нескольких лет, игнорируя Закон о государственной гражданской службе, И. промышляет пушных зверей, применяя ногозахватывающие капканы, служебные автомашину и снегоход. Правда, судя по договору с колхозом «Нюкжа», охотится его жена.

Плати и рыбачь
Юрий Кириченко, начальник отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны по Амурской области, рассказал, что составлять протоколы на рыболовов-нарушителей должна рыбинспекция. Но эти протоколы уводит из-под носа охотуправление. А по данным прежнего начальника рыбинспекции Владимира Толмачёва, охотоведы, штрафуя рыбаков за нарушение правил охоты, разрешали ловить рыбу дальше. Подобные случаи были на Козьмодемьяновском, Тамбовском водохранилищах, на водоёмах Свободненского района. Такая практика больше похожа на оказание услуг в сфере рыболовства. Сами рыболовы жаловаться на охотуправление боятся. Жаловалась рыбинспекция - в природоохранную прокуратуру, но безрезультатно. Жаловались в Амурское территориальное управление Росрыболовства – дело кончилось представлением начальнику охотуправления «больше не нарушать».

Валерий Погасиенко, начальник отдела охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий, пояснил, что тындинский специалист И. - нормальный сотрудник. А если бы указанные выше нарушения совершал, то лишился бы должности. А Ковальский, кстати, с жалобами в охотуправление ни разу не обращался. Что касается нарушений, рыбаки отлично знают, что в местах рыбной ловли живут околоводные животные - ондатра, выдра, утка-мандаринка и т. п. Пускай вы пришли ТОЛЬКО на рыбалку, но в сети могут попасть и те же ондатры, выдры. Так что, пользуясь запрещёнными орудиями лова, вы ещё и автоматически нарушаете правила охоты.

- Если в местах обитания околоводных животных охотоведы видят незаконных рыбаков, они сообщают об этом в рыбинспекцию, - добавляет Валерий Викторович. - Между прочим, штрафы, выписанные рыбинспекцией, уходят в Хабаровск, в головную структуру по Дальнему Востоку, а выписанные охотуправлением (областная структура) остаются в бюджетах районов (Юрий Кириченко возражает, что штрафы рыбинспекции также остаются в районах, на территории которых произошло нарушение. – Ред.).
Конечно, рыбаки сами виноваты - не нужно запрещёнными сетями пользоваться. Но когда с тебя дважды трясут штрафы за одно и то же, не очень приятно.

Справка

У охотоведов и рыбинспекции по законодательству даже ответственность одинаковая. Размер штрафа - от 2000 до 5000 рублей, а также конфискация орудий улова/охоты.

Источник: 2x2.su

Что еще почитать