Самарских фермеров атакуют дикие животные

Фермеры села Тремасово Красноярского района готовятся подсчитывать убытки. Озимые культуры, по их словам, постоянно съедают дикие животные. Кого винят сельхозпроизводители и получится ли возместить ущерб?

Небоевые потери, рассказывает Роман Королёв, его семья несёт последние лет 7. На озимую пшеницу из леса по соседству совершают набеги олени, кабаны, косули. Весной на полях вскроются пустые участки, по словам фермера, убытки могут дойти до миллиона рублей.

Роман Королёв, фермер:
- Просто выкопали один участок - одно дело, а когда столько озимых посеял, это же не вот - одно поле, много гектаров засеивается. И когда они ходят и гектарами все выгрызают в течение зимы, это же не один день - вышли, поели, - они же каждую ночь выходят!

Проблем добавляют и охотники на снегоходах: там, где была колея, весной будут желтые полосы. В своих бедах фермеры винят охотпользователей. Сельхозугодья находятся на территории Большекаменского охотхозяйства, им с 2005 года пользуется ООО "Русская Бизнес-Недвижимость" самарского бизнесмена Андрея Шокина.

Фермеры говорят, чтобы в таком количестве дикие звери не бороздили окрестные поля, в лесу для них всегда должны быть наполнены кормушки. Например, на одну такую достаточно двух-трёх мешков зерна. Как видно, сейчас в ней, кроме грязи и снега, ничего нет. А вот та кормушка предназначена для сена. Впрочем, сейчас она тоже пустая.

Охотпользователи с претензиями фермеров не согласны. По телефону управляющий Большекаменского охотхозяйства заявил: животных кормят, в остальном помочь не могут.

Михаил Маскаев, управляющий охотхозяйства Большая Каменка:
- Никто не будет возмещать ущерб, вы представляете, что это такое? Вы же не заставите зверя ходить по одной линии. Никто ничего не докажет, вы поверьте мне. Это уже было в Приволжье, не только здесь, уже и в суд подавали, что только ни делали.

Территория области поделена на 130 охотугодий, пояснили в департаменте охоты и рыболовства. Они отданы в долгосрочное пользование юридическим лицам. По сути, ответственность они несут только перед государством - за сохранение животного мира. Хотя потребовать возмещения ущерба от потравы полей фермеры теоретически могут.

Вячеслав Лебедев, руководитель департамента охоты и рыболовства Самарской области:
- Процедура проста: он обращается в районное управление сельского хозяйства, они назначают комиссию, в эту комиссию приглашаются специалисты из сельхозназначения и департамента охоты и рыболовства, они определяют конкретно, какой ущерб, размер ущерба.

Впрочем, доказать причинно-следственную связь и вину охотпользователя на деле сложнее.

Владимир Синяев, юрист:
- В законодательстве закреплено право пользователя охотхозяйства производить биотехнические мероприятия так называемые, то есть подкормку животных с целью увеличения численности их, однако не закреплена в то же время обязанность по произведению тех же мероприятий для недопущения нанесения ущерба собственникам, пользователям участков.

Исправить ситуацию, по словам юристов, могло бы закрепление на законодательном уровне порядка выплаты компенсаций фермерам в случае набегов на их поля диких животных. Пока этого нет, выход один - суд.

Что еще почитать