Осенняя охота в Челябинске на грани срыва

Этой осенью любители побродить по лесу с ружьем могут лишиться возможности делать это легально. В прошлом году у Челябинской городской общественной организации охотников и рыболовов (ЧГОООиР) появился новый руководитель. Рашит Мещеряков тут же принялся наводить порядок в хозяйствах, за что быстро нажил недоброжелателей. Сейчас группа лиц пытается оспорить в судах законность его правления и блокирует работу. Подготовка к новому охотничьему сезону остановилась. Но главное, непонятно, кто при таких условиях должен принимать решение об ее открытии и выдавать охотникам разрешения.

Рашит Мещеряков был избран председателем городской организации охотников и рыболовов на конференции, которая прошла 19 марта 2011 года. В разговоре с нашим корреспондентом он признался, что не рассчитывал занять этот пост. Соперниками были старая команда ЧГОООиР и их оппозиция. Но охотники и рыболовы выбрали команду во главе с Рашитом Вакиловичем.

— Принимая дела, я пришел в уныние, — признался он. — Долги по налогам, зарплате, электричеству, аренде, разным выплатам, бардак с ценными бумагами, разные лица использовали ресурсы организации для личного обогащения. Документация по охото-устройству отсутствовала.

Первым делом новоиспеченный председатель поспешил погасить долги и занялся поиском спонсоров. Их среди любителей побегать по лесам с ружьем нашлось немало. За их счет удалось привести в надлежащий вид до 70 процентов угодий — установить кормушки для животных, карты-схемы, солонцы, кормовые площадки, аншлаги, указатели с информацией о хозяйствах и так далее. Остальных же охотников он убедил в том, что они должны не только стрелять в животных, но и заниматься их воспроизводством. Показатели по «трудоучастию» за прошлый год оказались небывалыми.

Параллельно началась подготовка планов по ведению охотничьих хозяйств. Это требовалось не только для более эффективного управления ими, но и потому, что в случае отсутствия такой документации организация могла в 2013 году лишиться лицензий на пользование охотничьими ресурсами. Будучи по образованию не только экономистом, но и юристом, Рашит Мещеряковоб этом знал. Еще одно серьезное его достижение — работа по возврату используемой не по назначению собственности организации. Отметим, что в ведении ЧГОООиР девять охотничьих хозяйств на 160 тысячах гектаров земли.

— У нас есть охотничьи базы практически на каждом озере, — рассказал Рашит Вакилович. — Все они каким-то образом «ушли» с баланса ЧГОООиР. Одна лодочная станция на Шершнях осталась на балансе, и то оказалась в ведении у гражданина Петрова, который пользуется ею, а деньги организации не платит. Да еще подал в суд на нас. В Красноармейском районе на одной из наших охотбаз другие лица начали выдавать земли под строительство дач.

Также Рашиту Мещерякову пришлось разбираться с распространением фальшивых охотничьих билетов и марок. Их изготовлением нередко занимались и первичные организации. Головная же организация получала лишь небольшую часть собранных средств. Некоторые первички получали марки в головном офисе, а отчитаться забыли аж с 2009 года. Получается, что люди платили деньги, но они утекали в никуда. Теперь с такой практикой покончено: разработаны новые билеты и марки с защитой, подделать которые практически нереально. И выдают их теперь только в головном офисе.

Немало сил было потрачено и на борьбу с браконьерством. Правда, привлечь кого-то по этой статье сегодня очень трудно. Однако егеря стараются, ведь у них появился неплохой материальный стимул.

— Я работаю в организации с 2007 года, — рассказал старший егерь по Кунашакскому району Ильдус Якупов.— С приходом Мещерякова все как-то зашевелилось, появилась дисциплина. Нам более чем в два раза подняли зарплату (раньше она была 2,5 тысячи рублей, теперь догнала минимальную оплату труда в регионе), начали выдавать деньги на ГСМ (примерно по полторы тысячи рублей в месяц). Раньше нам приходилось доставать топливо самим.

Помню, до Мещерякова, когда обществу нечем было платить зарплату, нас отправляли в неоплачиваемый отпуск. Теперь работаем, приводим в порядок хозяйства. Кстати, недавно к нам приезжала проверка из областного министерства по радиационной и экологической безопасности. Три человека в течение недели нас проверяли и не нашли серьезных поводов для замечаний.

Впрочем, в скором времени у егерей будет меньше поводов для радости. Из-за судебных разбирательств председатель организации не может выплатить им зарплату. Группе охотников, выступающих инициаторами спора, удалось убедить бухгалтерию не выполнять распоряжения Рашита Мещерякова.

— Я сразу понял, что эти люди хотят не работать, а прибрать к рукам ресурсы организации, — считает он. — Кстати, мне в первый же день предложили уйти. Поняв, что делать этого я не намерен, оппозиция подала в суд. Разбирательства начались в апреле прошлого года. Причем первая и вторая инстанции приняли решения в нашу пользу, но президиум областного суда встал на сторону оппонентов. Дело направили на пересмотр, и те же самые судьи во второй раз, основываясь на тех же фактах, приняли противоположные решения.

Конференция 19 марта 2011 года признана незаконной. Сейчас мы обжалуем это решение в кассационной инстанции. Но оппозиция, не дожидаясь итога, в буквальном смысле захватила городское общество, создала свой параллельный совет, что противоречит уставу, и назначила конференцию, на которой намеревается избрать руководящие органы.

В результате, как это часто бывает, страдают рядовые сотрудники, которые не могут получить зарплату. Кроме того, под вопросом стоит открытие осенне-зимнего сезона охоты для членов общества. Ведь решение об его открытии принимается советом и дублируется руководителем ЧГОООиР. Совет оппозиция оспорила в судебном порядке — его нет! Фактически решение принимать некому.

Услышав о проблемах в городском обществе, многие зададутся вопросом: почему руководитель областной организации не может открыть сезон охоты? Но городская организация не является подведомственной областной. Это две разные структуры, у каждой из которых свои хозяйства и руководящие органы. А потому у рядовых охотников есть повод для опасений.

— Я охочусь на угодьях ЧГОООиР давно, — рассказал житель Челябинска Ринат Мальтеев, — особенно в Кунашакском районе. Раньше был бардак. Никому не было дела до порядка в лесу. Охотились кто хотел и как хотел. Бывали случаи, когда отстреливали на одну лицензию по несколько копытных. А то и вовсе без документов. Дичь выбили почти полностью. Это в основном руководители разных структур, в обязанностях которых, наоборот, охрана животных. С приходом новой команды во главе с Рашитом Мещеряковым ситуация резко изменилась. Теперь порядок! Браконьеров стало гораздо меньше, дичь начала появляться в лесах. Рашит знает свое дело, он настоящий хозяин.

Мы попросили прокомментировать ситуацию правозащитника и охотника с 30-летним стажем Виктора Карлова.

— Ситуация, когда создаются параллельные органы, стандартная, — считает он. — Ни к чему положительному это не приведет. Надо уметь договариваться. Сегодня деловая активность граждан нарастает. Инвесторы готовы вкладывать в развитие хозяйств через таких людей, как Мещеряков. Но для того чтобы они имели возможность нормально работать, нужно исключить двоевластие. В связи с этим хочу обратиться к полпреду УрФО: проведите совещание с представителями органов, которые регистрируют параллельные структуры. Кто дал им такое право?

Также необходимо подкорректировать судебные практики отмены решений конференций. Я за свою жизнь провел их более 150, и ни одна не прошла совсем гладко. Всегда кто-то болеет, кто-то не приходит. Но при этом есть святая святых — мандатная комиссия, которая проверяет и подтверждает полномочия делегатов. Только после этого принимаются решения.

По какому праву потом какой-то судья берет и отменяет их? Оппозиция имеет право, не создавая параллельных структур, подготовить программу к очередной конференции и вместе с ней выиграть. Так было, например, на позапрошлой конференции областной организации охотников и рыболовов, когда Матвеев предложил свой список, а Ческидов — свой, и выиграл.

Это честная борьба. А еще хочется, чтобы органы власти перестали вмешиваться в деятельность общественных организаций. Иначе получается, что мы только на словах за развитие гражданского общества. На деле же стремимся каждую структуру контролировать.

По информации газеты "Вечерний Челябинск"

Что еще почитать